Linkuri accesibilitate

«Брексит» животворящий: Британия уходит, Европа оживает


На днях руководитель Банка Англии Марк Карни заявил, что реальный доход домохозяйств королевства после референдума о выходе Великобритании из ЕС в июне 2016 года сократился в среднем на 900 фунтов стерлингов, сообщает газета «Коммерсант». Банк Англии объясняет замедление экономики и падение реального дохода домохозяйств целым рядом факторов, вызванных «Брекситом»: снижение курса фунта, рост инфляции, замедление капиталовложений компаний, замедление роста зарплат.

Словно в ответ на эту неприятную новость премьер-министр Великобритании Тереза Мэй обратилась к Евросоюзу с просьбой продлить переходный период «пост-Брексит» до 2023 года. Как пишет «Газета» со ссылкой на The Times, Лондон планирует, что во время второго переходного периода будут решены вопросы по торговым соглашениям и таможне, чтобы не допустить создания полноценной границы между Ирландской Республикой и Северной Ирландией. Ранее ожидалось, что переходный период продлится до 31 декабря 2020 года.

«Великобритания попросит о том, чтобы с 2021 по как минимум 2023 год был согласован период для введения таможенного и законодательного регулирования, чтобы избежать необходимости введения проверок и создания инфраструктуры на границе», - уточняет лондонская газета.

Между тем, из Лондона пришла новость, которая совсем уже сбивает читателей с толку: пресса сообщает о том, что правительство Мэй выделило Избирательной комиссии средства на проведение выборов в Европейский парламент. Всё бы ничего, но они пройдут в конце мая 2019 года, в то время как Великобритания должна покинуть ЕС 29 марта – как она будет участвовать в выборах? Кстати, 18 января 2018 года Палата общин в третьем чтении приняла закон о выходе из ЕС, так что обратного пути, возможно, не будет.

Сама Избирательная комиссия объяснила, что собирается потратить указанные средства на осуществление своих уставных функций, включая «предоставление консультаций и рекомендаций политическим партиям и кандидатам», а также сотрудникам избирательных участков, чтобы «у них была возможность провести хорошо организованные выборы», передает ТАСС со ссылкой на лондонскую прессу. Однако британские евроскептики считают, что Избирательная комиссия в основном представлена сторонниками сохранения членства страны в ЕС.

Всё это, тем не менее, никак не останавливает процесс выхода Великобритании из Евросоюза. Так, в последний день февраля Еврокомиссия представила проект соответствующего соглашения. Как сказал глава делегации ЕС на переговорах по «Брекситу» Мишель Барнье, документ включает те положения, которые были согласованы с Лондоном в декабре 2017 года, и «не содержит никаких сюрпризов». Но, как пишет газета «Коммерсант», Лондон настаивает на том, что срок переходного периода должен быть увеличен, а возможность Северной Ирландии не менять правила торговли с ЕС ставит под угрозу целостность страны.

«Если этот проект будет реализован, то он нанесет ущерб британскому общему рынку, будет представлять угрозу конституционной целостности, - заявила Тереза Мэй. – Ни один премьер-министр Великобритании не смог бы согласиться на это». Наибольшее возмущение британской стороны вызвало именно положение о том, что Северная Ирландия может остаться в Таможенном союзе ЕС, а королевство не сможет регулировать производство в этой части страны.

Как отмечает немецкое русскоязычное издание «Международная политика и общество», попытка британцев одной ногой остаться в ЕС, а другой выйти неизбежно натолкнется на принципиальную позицию Брюсселя: избирательного подхода быть не может, ибо согласованные рыночные правила ЕС, в том числе свобода передвижения людей, товаров, капиталов и услуг, являются неделимыми. «Нельзя достичь договоренности в случае, если Великобритания будет иметь возможность частично игнорировать правила ЕС или же обретать за его пределами более выгодные условия, нежели те, которыми она располагает как член Евросоюза», - поясняет источник.

В Лондоне всё больше осознают, что никакого «Брексита понарошку» не получится. Или полноценный выход после тяжелых переговоров (а после этого – не менее тяжелый переходный период), или Британия останется, но ее авторитет надолго пошатнется. Еще 18 марта специальный комитет британской Палаты общин по вопросам выхода из ЕС заявил, что «Брексит» нужно отложить для того, чтобы бизнес и административные структуры успели адаптироваться к новым условиям, пишет «Интерфакс» со ссылкой на газету The Guardian.

Депутаты сомневаются в том, что до 29 марта 2019 года официальный Лондон сможет решить все вопросы сделки с ЕС. Отмечается также, что прогресс по проблеме границы с Ирландией на данный момент незначителен. В связи с этим комитет рекомендовал правительству отложить выход «на ограниченный срок» во избежание лишних проблем. В частности, «недопустимо, чтобы бизнес дважды перестраивался на новые условия импорта и экспорта».

Однако депутаты-консерваторы выступили против этих выводов, назвав их «предательством воли британского народа» и заявив, что они готовят Великобритании участь «вассального государства». По подсчетам экспертов, выход из ЕС без полноценного торгового соглашения («жесткий сценарий») обойдется британскому бюджету в 80 млрд. фунтов стерлингов (112 млрд. долларов), напоминает «Интерфакс».

2 мая несколько британских парламентариев направили ультиматум премьер-министру Терезе Мэй с требованием отказаться от таможенного партнерства с ЕС после выхода из Союза. Парламентарии выступают против планов привести британские таможенные пошлины в соответствие с пошлинами Евросоюза. По их мнению, это помешает заключать в будущем значимые торговые соглашения. Также законодатели опасаются больших затрат на реализацию проекта, сообщает РБК со ссылкой на Би-Би-Си.

ТАСС со ссылкой на газету The Daily Telegraph уточняет, что письмо-предупреждение подписали 62 депутата-консерватора. «Предлагаемое новое таможенное партнерство [Британии и ЕС] невыполнимо на практике и потребует такого уровня нормативной унификации, что это сделает практически невозможной идею осуществления независимой торговой политики», - отмечается в 30-страничном послании депутатов.

По информации прессы, если госпожа Мэй проигнорирует письмо, консерваторы могут парализовать работу Кабинета и поставить вопрос о его отставке. Более того, что министр по вопросу выхода из ЕС Дэвид Дэвис тоже против таможенного партнерства с Союзом и готов уйти в отставку, если этой инициативе будет дан ход.

Всё это, как мы понимаем, очень интригующие, но не самые важные детали. Меня, если позволите, интересует совсем другое – а что такое «Брексит» с точки зрения перспектив Европейского Союза? Этот вопрос я ставлю не изолированно, а строго в контексте той самой «консервативной революции», которая уверенно шагает по странам Запада не первый год. Победа Трампа в США, референдум по Брекситу и усиление правых консервативных сил в континентальной Европе – это больше, чем историческое совпадение.

В этом вопросе нам поможет разобраться нидерландская журналистка Каролин де Гройтер, чей обширный материал опубликован на сайте Московского центра Карнеги. Для начала выделю одну из ее ключевых идей: с одной стороны, после ухода Британии Евросоюз стал (точнее, станет) более сплоченным. С другой же стороны, те «малые страны» вроде Нидерландов, Скандинавии или Балтии, которые ранее могли опереться на Лондон в противостоянии чрезмерно интеграционистским шагам Германии и Франции, сегодня вынуждены искать новых партнеров, ибо такой надежной опоры, каким было британское правительство, в ЕС для них уже не будет. Еще одно интересное наблюдение журналистки: традиционно либеральный Север стал теснее работать с консервативным Центром. Зачем? В поисках стабильности, потому что, как ни парадоксально, опасение у них общее: слишком большое влияние Берлина и в меньшей степени Парижа.

«Малые страны еврозоны опасаются, что в отсутствие такого противовеса, как Великобритания, крупные страны [Франция и Германия] будут сами принимать решения, просто ставя их перед фактом. А те государства-участники, которые находятся на периферии Европы, боятся, что их полностью отодвинут в сторону», - отмечает автор. Здесь же указывается на опасения «малых стран» в связи с новой концепцией «двух скоростей», которая позволит Берлину, Парижу, Риму и Мадриду ускорять интеграцию в пределах еврозоны.

Еще один интересный нюанс: пока Британия была в ЕС полноценным участником, «малые страны» могли безбоязненно проявлять скепсис по отношению к институтам ЕС, потому что англичане были еще радикальнее. Теперь датчанам или голландцам будет непросто. «…Европа снова пришла в движение. Куда она движется, неизвестно, и препятствий на пути хватает, но по всему Евросоюзу, из края в край, распространяется новообретенная политическая энергия, и многие страны жаждут этим воспользоваться», - резюмирует Каролин де Гройтер.

«Кто-то теряет, а кто-то находит», - пелось в старой доброй песенке. «Кто-то уходит, а кто-то просыпается», - ответим мы. Я отнюдь не намерен рисовать будущее ЕС в черных красках, как поспешили многие, но ни минуты не сомневаюсь, что в Евросоюзе будут интересные и непростые процессы. Во-первых, завершение процесса «Брексита» окажет огромное психологическое воздействие на простых граждан и элиту по обе стороны Ла-Манша. Можно как угодно трактовать это событие, но суть ее однозначна: впервые за 60 лет существования Союза государство туда не вошло, а вышло оттуда.

Во-вторых, стремление Франции и особенно Германии к еще большему усилению в отсутствие британского противовеса может как усилить ЕС, так и вызвать недовольное брожение, особенно в Центре и на Юге. В-третьих, рост протестных (популистских, консервативных, евроскептических) настроений на большом пространстве от Парижа до Варшавы никуда не денется и должен будет получить выход либо в форме коренной реформы ЕС, либо в расшатывании европейского единства. Из Евросоюза вряд ли еще кто-то выйдет, но разброд и шатание будут неслабыми, я уверен. А ведь есть еще желание принять Балканы, есть полумертвое «Восточное партнерство», неоконченная санкционная война с Россией, непонятные перспективы отношений с Трампом и многое другое…

Итоги 2017 года. «Брексит» становится неизбежным. Часть 1 / Часть 2

«Брексит» год спустя: продолжение бесконечного начала. Часть 1 / Часть 2

Разбуженная Брекситом. Франция спасает Европу. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Европа в поворотной точке. Часть 1 / Часть 2

От слов к делу. Часть 1 / Часть 2

Планы жёсткой леди

Деньги или достоинство. Brexit дорого обойдется Британии

Выход есть! Британия не откажется от Brexit

С вещами на выход: Brexit к нам приходит. Часть 1 / Часть 2

Читайте также:

Призрак консерватизма гуляет по Европе

Италия уходит вправо

Консервация венгерского консерватизма

Консервативная революция: причины и последствия

Консервативная революция против либеральной контрреволюции

Итоги 2017 года. Центрально-европейская Фронда: Австрия в Штрахе / Славянский бунт

Призраки Австро-Венгрии. Консервативная революция в Центральной Европе. Часть 1 / Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG