Linkuri accesibilitate

Итоги 2017 года. Центрально-европейская Фронда: славянский бунт


Параллельно с сенсационными выборами в Австрии прошли выборы в парламент Чехии, которые, как мы помним, закончились не таким шоком, но всё равно породили вопросы на тему лояльности Центральной Европы. Первое место в Чехии заняла партия умеренных евроскептиков «Действие недовольных граждан» (в русскоязычных СМИ часто называется «Союз недовольных граждан»), у них 78 мест в 200-местном парламенте. На втором месте другие умеренные евроскептики – Гражданская демократическая партия с 25 местами. На третьем левые анархисты из Пиратской партии, у нее 22 места. На четвертом месте жесткие евроскептики и противники иммиграции – Партия свободы и прямой демократии, у нее тоже 22 места. У коммунистов и некогда правивших социал-демократов по 15 депутатских кресел.

В результате выборов центральной фигурой чешской политики стал миллиардер, лидер «ДНО» Андрей Бабиш – 6 декабря он стал премьер-министром. Ему предстоит сформировать правительство меньшинства, но он успел «с порога» заявить, что в строгом соответствии с предвыборными обещаниями будет выступать против квот на беженцев и настаивать на реформе ЕС. «Мы должны взяться за управление государством. Именно поэтому я и попросил господина президента [Милоша Земана] официально назначить правительство уже сегодня (13 декабря)… Мы открыто заявляем, что Европа не способна активно защищаться, и настаиваем, что проблема миграции должна быть решена вне границ Европы», - заявил Чешскому радио Андрей Бабиш. При этом он подчеркнул, что Чехия остается членом ЕС и НАТО.

Интересно, что Прага заявила о поддержке итальянского проекта по укреплению контроля над морской границей Ливии для предотвращения массовой нелегальной иммиграции. Не менее интересно, что о поддержке проекта заявили остальные страны Вышеградской группы: Польша, Словакия и Венгрия. Чехия даст 8,6 млн. евро, а всего «Четвёрка» даст 35 млн. евро. «Мы говорим о том, что поможем финансами с реализацией проекта в Ливии. Еще больше мне бы понравилось, если бы удалось послать в Ливию наше военное подразделение, которое бы на месте набиралось опыта в охране границы», - сказал Бабиш.

После саммита ЕС он выразил «кровную заинтересованность» в эффективном функционировании еврозоны, поскольку подавляющая часть чешского экспорта направляется в ЕС, оттуда же приходит большинство инвесторов. Впрочем, Бабиш так и не выразил желания отказаться от чешской кроны и перейти на евро. Он повторил это на заседании парламента, где представлял свою программу.

Между тем, главная интрига до сих пор не получила ответа – какие партии и на каких условиях готовы войти в коалицию с «недовольными гражданами»? Например, лидер гражданских демократов Петр Фиала заявил, что не поддержит правительство меньшинства. В предложенной Бабишем программе есть пункты, «о которых можно говорить», но есть и неприемлемые вещи, продолжил Фиала. С другой стороны, Партия свободы и прямой демократии вместе с коммунистами настаивают на введении подоходного налога с религиозных организаций, однако у «недовольных» такого пункта нет.

Как видим, в Чехии просматривается более мягкий вариант австрийского евроскептицизма в его частной форме – риторики против мигрантов. Чехия вообще очень далека от радикализма, в отличие от Польши или Венгрии, но внешнее спокойствие не должно быть обманчивым: первые места на октябрьских парламентских выборах заняли евроскептики. У них разные программы и весьма серьезные различия в подходах к коалиционным переговорам, но они всё же евроскептики! Что ж, оставим пока Чехию, которой, как соседней Германии, в январе предстоят консультации по формированию правящего альянса.

Посмотрим на Польшу – там очень «весело». 20 декабря Еврокомиссия предложила Совету ЕС запустить процедуру по Статье 7 Лиссабонского договора, который предусматривает введение санкций за нарушение принципов ЕС, в данном случае – принципа верховенства закона. Если рекомендация Еврокомиссии будет одобрена Европейским парламентом и правительствами 22 из 27 членов ЕС (Британию уже не принимают в расчет), санкции могут стать реальностью. Например, поляки могут лишиться права голоса в Совете ЕС.

Как пишут европейские СМИ, за минувшие годы Брюссель неоднократно указывал Варшаве на несоответствие судебной реформы нормам ЕС. Речь идет о фактическом установлении контроля исполнительной и законодательной власти над судебной системой. Например, министерство юстиции получит право назначения судей окружных и апелляционных судов, а у Сейма (парламента) будет право формировать Национальный судебный совет, который должен гарантировать независимость судов.

«В отсутствие судебной независимости возникают серьезные вопросы об эффективном применении европейских законов – от защиты инвестиций до взаимного признания решений в самых разных областях, от решений об опеке над детьми до исполнения европейских ордеров на арест», - говорится в заявлении Еврокомиссии, на которое ссылается «Рейтер» (цитата по «Медузе»). Теперь у Польши есть три месяца, чтобы принять меры по рекомендациям Еврокомиссии, но представитель правящей партии «Право и справедливость» назвала решение ЕК «абсолютно политическим».

Более того, Польша готова подать иск в Суд ЕС против Еврокомиссии, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление МИД. «Мы считаем, что сомнения в том, соответствует ли национальное законодательство законодательству ЕС, должны быть урегулированы в суде», - заявили в ведомстве. Там не отказываются от переговоров с Брюсселем, хотя, если верить вице-спикеру Европейского парламента от Польши Рышарду Чарнецкому, ЕС мстит его стране за отказ «принимать мусульманских мигрантов, а реформа судебной системы стала только поводом».

«Приключения» Польши начались с того, что в 2015 году правоконсервативная партия «Право и справедливость» завоевала сначала президентский дворец (Анджей Дуда сместил Бронислава Коморовского), а затем парламент и правительство. Оглушительный провал правившей до этого «Гражданской платформы» Дональда Туска (ныне он председатель Европейского совета) объяснялся широкомасштабными болезненными реформами, которые, хоть и привели к значительному росту экономики, но стали причиной роста безработицы и социального расслоения. «Целые области Польши не развивались, многие предприятия закрывались. Темпы миграции в Западную Европу после вхождения в ЕС стабильно росли, к 2007 году число поляков, работающих за рубежом, превысило два миллиона человек», - пишет «Медуза». И плюс ко всему поляки не восприняли такие европейские ценности, как толерантность и политкорректность.

Именно на эти широкие слои разочаровавшегося населения сделали ставку консерваторы, где первую скрипку играет Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего в 2010 году президента Леха Качиньского. Ярый антилиберал, он сумел поставить под контроль всю страну, будучи всего лишь лидером партии «Право и справедливость» и депутатом Сейма (жителям Молдовы это кое-кого напоминает). Основными категориями в платформе «ПиС» стали Семья, Церковь и Патриотизм, и надо сказать, что Кабинету консерваторов удалось реализовать широкие социальные программы.

И вот судебная реформа. Соответствующие законы были подписаны 25 ноября Анджеем Дудой, невзирая на протесты оппозиции и Евросоюза. Министр иностранных дел Витольд Ващиковский посоветовал брюссельским чиновникам не вмешиваться во внутренние дела Польши. Плюс реформа СМИ, позволяющая правительству в лице Минфина назначать руководство редакций и менять их уставы. В итоге установилось то, что «гуру» польского либерализма, старый антисоветчик, главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник назвал «тотальной путинизацией».

«Подчеркнуто агрессивная риторика [правящей] партии постоянно предлагает обществу новых противников: это не только Москва, но и Берлин (потому что немцы захватили польские СМИ и пытаются насадить чуждые ценности); Брюссель (потому что Евросоюз хочет установить в Польше либеральную диктатуру); Киев (потому что украинские националисты убивали поляков в 1939-м); лично Дональд Туск, который умудрился вступить в преступный сговор одновременно с Кремлем и Бундестагом», - пишет «Медуза». Поляки, не согласные с политикой консерваторов, вновь, как в годы социализма, стали бояться говорить вслух; началась эмиграция интеллектуалов.

Однако вернемся к «боданию» Польши с европейской бюрократией. Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев в интервью «Московскому комсомольцу» сказал, что до санкций дело не дойдет, поскольку Венгрия, тоже оппонирующая миграционной политике ЕС и тоже тяготеющая к консервативному авторитаризму, наложит вето на решение Еврокомиссии.

А я напомню читателям, что именно Польша и Венгрия, осуществив мирный переход от коммунизма к демократии летом 1989 года, дали толчок развалу социалистического блока. В ноябре рухнула Берлинская стена, посыпались коммунистические режимы в Болгарии и Чехословакии, а расстрел Николае и Елены Чаушеску в декабре 1989 года завершил эру социализма в Восточной Европе. И как бы не вышло так, что умеренные евроскептики Чехии и Словакии, радикальные евроскептики Польши и Венгрии вкупе с ультраправыми Австрии и, не исключено, Германии не заложили бомбу под Евросоюз, откуда скоро выйдет Великобритания. Не будем гадать на кофейной гуще, а лишь учтем: ничто не вечно под Луной…

Часть 1

Читайте также:

Призраки Австро-Венгрии. Консервативная революция в Центральной Европе. Часть 1 / Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG