Linkuri accesibilitate

Молдова после выборов. Что говорят цифры?


Проевропейские партии получили на выборах достаточное большинство для того, чтобы говорить о победе и начать переговоры по формированию коалиции.

В воскресенье Молдова сделала свой выбор – проевропейские партии получили необходимое большинство для того, чтобы говорить о победе и объявить о начале переговоров по формированию коалиции. Но больше всего голосов набрала Партия социалистов – результат, впечатляющий для этого формирования во главе с бывшими коммунистами Игорем Додоном и Зинаидой Гречаной. И все еще очевиден назойливый вопрос: что произошло бы, если бы партию „Patria” не сняли с дистанции за день до выборов?

Первый вывод сформулировали те, кто внимательно присмотрелся к результатам голосования в столице. Здесь впервые была отмечена самая высокая явка избирателей, а либералы лишились наибольшей поддержки жителей Кишинева. Они набрали 19% голосов, больше, чем в любом другом месте, но меньше, чем социалисты Додона, за которых в столице проголосовали 24% горожан.

По сути, именно этот разрыв и натолкнул многих на мысль о том, что если на следующих местных выборах Игорь Додон решит побороться за пост мэра столицы, шансы его высоки. В наиболее тревожных комментариях явно проскальзывает идея, что проевропейские партии отстояли республику, но могут потерять столицу.

Другой вывод кроется в том, что в рейтинге симпатий избирателей социалисты вытеснили коммунистов практически во всех тех районах, которые раньше традиционно поддерживали ПКРМ. Причины смещения акцентов в этом смысле наблюдатели видят не только в том, что на этот раз коммунисты вели себя совсем не так, как в других, прежних кампаниях, но и в феномене Партии коммунистов-реформаторов, а также в исключении из предвыборных гонок довольно сильного политического игрока – партии Patria.

В этих условиях Игорь Додон добился впечатляющей победы в Гагаузской автономии, где его партия набрала 57% голосов. В Бельцах за социалистов проголосовали 42% избирателей, в Тараклии – 38%, а в Рышканах, Басарабяске, Бричанах и Окнице – 35%, 33%, 30% и, соответственно, 29% избирателей. Электорат ПКРМ, разочарованный в своем кумире, отошел к социалистам. Не исключено, что часть электората ПКРМ просто перепутала Партию коммунистов и Партию коммунистов-реформаторов. „Клон” ПКРМ в этих районах набрал проценты, которые могли бы провести его в парламент, и только незначительные результаты в населенных пунктах, традиционно поддерживающих проевропейские партии, не дали коммунистам-реформаторам перешагнуть избирательный порог.

Коммунистам Владимира Воронина удалось сохранить свой электорат в очень немногих районах, где ранее они доминировали. Один из них – Дубоссарский, где ПКРМ поддержали 40% избирателей.

У либерал-демократов верный электорат в Яловенах, Кантемире, Оргееве, Криулянах, Страшенах и Теленештах, где за них проголосовали около четверти избирателей. Но в Гагаузии партия Влада Филата не набрала и 2% голосов. Также, небольшой популярностью пользуются либерал-демократы в Бельцах, Тараклии, Бричанах и Дубоссарах – то есть там, где социалисты одержали явную победу.

Демократы победили в Ниспоренах, где набрали 40% голосов, их заметно поддержали также в Резине, Шолдэнешть и Оргееве. В остальных районах они набрали от 10 до 20%, за исключением Тараклии, где с трудом преодолели избирательный порог.

Во вторник утром Центральная избирательная комиссия обещает представить результаты выборов после обработки 98 процентов протоколов.

Пока не известно, как проголосовала диаспора. И пусть в итоге эти данные все-таки предоставит Центризбирком, без экзит-полов составить полную и достоверную картину социо-демографической структуры проголосовавшего населения вряд ли получится.

XS
SM
MD
LG