Linkuri accesibilitate

Евросоюз и геополитическое измерение выборов в Молдове


(©Shutterstock)
(©Shutterstock)

Украина не в восторге от возможной перспективы пророссийского режима у своей западной границы

Немного случаев есть в современной истории, когда выборы в бывшей коммунистической стране настолько важны для Европы. В отношении Молдовы термин „геополитический” более чем оправдан, так как страна выбирает между Европой и евразийским пространством, в котором доминирует Москва.

Результаты выборов крайне важны не только для Молдовы – для всего региона. Это и объясняет их геополитическое значение: очевидно, что возможный приход к власти пророссийского правительства или пророссийской коалиции поставит под еще большую угрозу и без того шаткий баланс сил, который установился на Украине. Кроме того, Молдова, станет снова неприятелем Румынии, как было во времена Воронина, и автоматически будет враждебной всему Европейскому Союзу.

Разумеется, не менее важными были и первые демократические выборы на Балканах, в странах, образовавшихся в результате распада бывшей Югославии.

И там был страх, и там были серьезные опасения насчет необратимости процесса демократизации, который материализовался сначала в выборах. Сербия, после мирного свержения Милошевича на выборах, убийства в 2003 году прозападного премьера Зорана Джинджича вызывала большую тревогу в европейских столицах.

Но относительно Сербии угроза региональной нестабильности была не так высока, как в Молдове. Над Балканами не витал дух реваншистских интересов такой крупной державы, как Россия.

Справедливости ради надо признать, что аналогичный Молдове пример – это Грузия. И там выборы, которые привели к власти Михаила Саакашвили в 2004 году и положили конец десятилетней двойственной политике Шеварднадзе, в Европе восприняли с облегчением.

На незначительные авторитарные манеры Саакашвили запад не обращал внимания, настолько сильно было желание добиться стабильности в Грузии, геополитическое значение которой не уступает Молдове.

Эти три страны – Грузия, Украина и Молдова – входят в Восточное партнерство, с ними, из тех же геополитических соображений, Европейский Союз уже подписал соглашение об ассоциации, а Молдова, как наиболее стабильная и надежная из них, стала первой и единственной пока страной Восточного партнерства, которая получила безвизовый режим с Евросоюзом. Таким образом, эпитет „геополитический” в отношении Молдовы более чем оправдан.

В преддверии выборов, когда из предвыборных гонок исключили партию „Patria”, глава делегации Евросоюза в Кишиневе Пиркка Тапиола заявил, что это поднимает некоторые вопросы, но решение было принято с соблюдением закона, есть и соответствующее решение судебных инстанций и, таким образом, выдвинутые против партии „Patria” обвинения в нарушении закона о финансировании представляются вполне обоснованными. ЕС должен был формально отреагировать и прокомментировать случившееся, что и сделал посол Тапиола, а ход выборов зависит сейчас только от молдавского правительства.

Большей активности европейских институтов нельзя было и ожидать, так как организация выборов является суверенным правом каждой страны, как это видно и на примере президентских выборов в Румынии. То, что на многих избирательных участках царил хаос, выборы – намеренно - не были организованы должным образом с целью помешать проевропейской диаспоре проголосовать, то, что местами дело дошло до протестов, как случилось в Париже и Милане – все это не входило в компетенцию Евросоюза, несмотря на то, что Румыния, в отличие от Молдовы, является членом ЕС.

Все, что может сейчас сделать ЕС – это ждать результатов выборов, надеяться на победу проевропейских сил, которая станет залогом укрепления стабильности в регионе и, это, прежде всего, в интересах Украины, которая отнюдь не будет в восторге получить на своей западной границе пророссийский режим. Еще одно геополитическое измерение выборов...

  • 16x9 Image

    Dan Alexe

    Dan Alexe, corespondentul Europei Libere la Bruxelles, poliglot, eseist, romancier și realizator de filme documentare. 

Война на Украине

XS
SM
MD
LG