Linkuri accesibilitate

Сирийский коллапс. Часть 2


Нельзя обойти вниманием исключительно резкий тон в заочной перепалке американцев и русских. Фитиль очередного виртуального забрасывания друг друга нечистотами поджег официальный представитель Госдепа Джон Кирби. В случае продолжения Россией военной операции в Сирии, предрекает дипломат, «экстремисты по-прежнему будут пользоваться вакуумом, чтобы расширить свои операции, которые, без сомнения, будут направлены против российских интересов и, может быть, даже коснутся российских городов». Более того, Кирби предположил, что «Россия продолжит получать домой солдат в мешках и терять ресурсы» (цитата по «Коммерсанту»). А еще он не исключил уничтожения российских самолетов.

В общем, реакция Москвы была предсказуемо жесткой. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков сказал, что американцы «льют воду на мельницу террористов, оказывают им неприкрытую поддержку». А официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков сказал, что «заявление Джона Кирби – самое откровенное признание американской стороны, что вся якобы ведущая гражданскую войну в Сирии оппозиция является подконтрольным США международным террористическим интернационалом». «Нам хорошо известно, сколько конкретно в Сирии, в том числе и в провинции Алеппо, находится неафишируемых «специалистов», занимающихся оперативным планированием и руководством операциями боевиков», - подчеркнул господин Конашенков.

В экспертном сообществе начался ажиотаж. «Заявление Джона Кирби стало неожиданностью, если не шоком, для многих: американские дипломаты раньше не позволяли себе подобных высказываний. Однако в том, что такие слова прозвучали именно сегодня, есть определенная логика и закономерность. Когда мы имеем дело с уходящей администрацией, то ее представители начинают позволять себе большее, чем обычно. Это заявление — доказательство того, что в ближайшие месяцы никакого сотрудничества у нас не получится», - сказал «Коммерсанту» директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.

В свою очередь, директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что отношения России и США в ближайшие недели и месяцы могут ждать еще большие осложнения: «О сотрудничестве пока можно забыть. Последние обвинения и угрозы подвели под сотрудничеством последнего времени черту. Однако сегодня есть угроза не просто выйти на ноль, а скатиться к минусу». «После теперь уже неизбежного сворачивания взаимодействия по Сирии Москва и Вашингтон могут перейти к обмену ударами, которые стороны будут наносить по тем силам, которые поддерживает противоположная сторона», - добавил эксперт.

«Складывается впечатление, что Москва, еще недавно настаивавшая на прекращении огня, подчинилась логике сторонников жесткой линии в Дамаске, - сказал в интервью «Коммерсанту» директор центра «Россия-Восток-Запад» Владимир Сотников. – Их цель – добиться перелома в битве за Алеппо, чтобы как минимум укрепить свои позиции на будущих переговорах о политическом урегулировании, а как максимум — выиграть войну, отбив у оппозиции ее главный оплот».

Тем не менее, даже в Пентагоне надеются сохранить канал связи с Россией для предотвращения воздушных инцидентов в Сирии. «У нас по-прежнему есть разногласия с ними (Россией), но канал связи, установленный меморандумом о взаимопонимании, позволяет нам избегать недоразумений и просчетов в небе над Сирией. Мы будем продолжать его использовать и, безусловно, будем поощрять Россию за использование этой линии связи с целью устранения конфликтных ситуаций», - цитирует ТАСС официального представителя Минобороны США Питера Кука.

Но параллельно этому администрация США рассматривает возможность нанесения авиаударов по позициям сирийской армии – об этом сообщает газета The Washington Post со ссылкой на источники в Белом доме. А в российском Минобороны, сообщает «Газета», подтвердили слухи о переброске зенитно-ракетных комплексов С-300 в Сирию. По словам Игоря Конашенкова, комплексы были доставлены в Сирию для обеспечения безопасности военно-морской базы в Тартусе. После появления С-300, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, вероятность того, что США нанесут авиаудары по армии Асада, значительно снизилась. Но не исключено, что аналогичные комплексы будут поставлены оппозиционным группировкам.

Словно в подтверждение слов Ремизова всё тот же Конашенков отметил, что российские расчеты ЗРК готовы сбивать «неопознанные летающие объекты» в случае ударов с воздуха, угрожающих российским военным. «Напомню американским «стратегам», что воздушное прикрытие российских военных баз в Хмеймиме и Тартусе осуществляется зенитными ракетными системами С-400 и С-300, радиус действия которых может стать сюрпризом для любых неопознанных летающих объектов», - говорится в сообщении Минобороны, на которое ссылается «Газета». Отмечу, что у оппозиции, включая террористические группировки, авиации нет, поэтому вопрос, откуда же появятся «неопознанные летающие объекты», становится риторическим.

В связи с этим надо отметить, что на днях Госдума ратифицировала российско-сирийское соглашение о бессрочном размещении авиационной группы РФ на территории Сирии, сообщает ТАСС. Российская авиационная группа, согласно документу, размещается на территории арабской республики по просьбе Дамаска и дислоцируется на аэродроме Хмеймим (провинция Латакия) на безвозмездной основе.

Профессор кафедры востоковедения МГИМО, эксперт Российского совета по международным делам Ирина Звягельская не считает правильным воспринимать весь американский истеблишмент и вообще весь Запад как противника России. «Всё больше специалистов не готовы поддерживать безнадежную линию на изоляцию России. Они не только начинают понимать российские озабоченности, но и готовы признать, что в Сирии Россия сыграла важнейшую роль в изменении сложившихся балансов, в появлении в конечном итоге возможности политических переговоров между оппозицией и правительством…», - пишет доктор исторических наук.

«Обострение конфликтов на Ближнем Востоке, развал государств, войны и активность террористов оказывают непосредственное влияние на международные отношения. Но всё это также дает ведущим государствам шанс на совместные действия для того, чтобы переломить ситуацию и использовать ближневосточный контекст для стабилизации собственных отношений. Трудно представить себе, что этот шанс будет упущен», - надеется автор.

Часто цитируемый мною питерский блогер-востоковед Анатолий Несмиян критикует политику России в Сирии, считая ее заведомо недальновидной. «Год топтания на месте доказал, что Россия неспособна на военную победу на удаленном театре военных действий. Штаты в данном случае поступают грубо, но рационально. В качестве партнера в Сирии они нас не видят… Это, кстати, не значит, что теперь мы окончательно враги и начинаем войну – решение касается сугубо сирийской темы. По ней разговор закончен – во всяком случае, в том формате, на который рассчитывал Кремль», - пишет он в блоге.

В публикации на сайте «Фонтанки» Эль-Мюрид предполагает, что России будет исключительно трудно выходить из сирийского конфликта, особенно с учетом воинственного настроя США, который, в свою очередь, связан с предстоящей сменой президента. «…Тактическое соображение, связанное с необходимостью попадания Клинтон в Белый дом, может перевесить. Разбираться будет она и потом. Сначала нужно туда попасть… Конфликт в американских элитах и раскол зашёл чрезвычайно далеко», - отмечает автор.

А чтобы никто не сомневался в серьезности намерений уходящей администрации, госсекретарь США Джон Керри 7 октября заявил о необходимости расследования военных преступлений, совершенных в Сирии Россией и режимом Башара Асада. Речь всё о тех же бомбардировках Алеппо. Не буду углубляться в детали предложения Керри. Во-первых, оно вряд ли пройдет через сито Совета Безопасности ООН, где Россия, кстати, на днях заблокировала французскую резолюцию по Сирии. Напомню, что в июле 2015 года Москва заблокировала схожую по характеру резолюцию о создании Международного трибунала по катастрофе «Боинга» над Донбассом 17 июля 2014 года.

Во-вторых, идея о трибунале по Алеппо носит скорее ритуальный характер: Джон Керри, скорее всего, даже в случае победы Хиллари Клинтон покинет Госдепартамент, так что ему сейчас море по колено, хотя он формально-условно принадлежит к группировке «голубей» из команды Обамы. Пока суть да дело, администрация в Вашингтоне сменится, и о трибунале забудут… если только Клинтон не подхватит эту идею.

Я не склонен думать о прямом военном столкновении России и США в Сирии. Ведь сирийская война всё-таки относится к разряду proxy war, то есть «войны по доверенности». Первый уровень составляют местные участники: войска Асада, курды, «умеренная оппозиция» и отдельные террористические группировки (кроме ИГИЛ). Второй «уровень» составляют джихадисты «Исламского государства» (костяк из Ирака, боевики из 80 стран), бойцы «Хезболла» (Ливан) и КСИР (Иран), шииты Ирака и Афганистана (хазарейцы). Третий «уровень» составляют региональные страны, которые курируют «свои» группировки: Турция, Катар, Саудовская Аравия, - а также США, Франция, Россия и т.д.

В этой сумасшедшей мозаике американцам и русским нет резона стрелять друг в друга. Для этих целей есть разномастная «клиентура». Впрочем, один момент всё же настораживает: появление российских зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400 может говорить о подготовке к одностороннему введению Западом бесполетной зоны над Сирией. А это последний шаг перед началом военных ударов по Дамаску и местам расположения сирийской армии. И именно это может сорвать резьбу всего шаткого процесса урегулирования – ни Россия, ни Иран, хоть у них есть разногласия, не станут молча взирать на разгром их союзника. Не знаю, смогут ли они серьезно противостоять американским ударам, но боюсь, что украинский кризис покажется нам невинной шуткой…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Libera

XS
SM
MD
LG