Linkuri accesibilitate

Думитру Дьяков: «У нас разве есть олигархи?»


Почетный председатель Демпартии — о политиках, людях и стране

Свободная Европа: Г-н Дьяков, спустя 27 лет после провозглашения независимости многие задаются вопросом: откуда начала свое движение Республика Молдова – и куда прибыла?

Думитру Дьяков: Республика Молдова продвинулась вперед с экономической точки зрения, социальной, а также с точки зрения инфраструктуры – она уже не та страна, что была раньше. Все надо оценивать со стороны. Думаю, перемены есть, но…

Свободная Европа: Чем объясняется восприятие граждан, что страна находится на грани выживания?

Думитру Дьяков: И восприятие, и политическая атмосфера в стране вызывают много вопросов и часто приводят в замешательство.

Решений не предлагаем, а только ругаем и проклинаем. Так поступает и Додон, так поступал и Воронин

Свободная Европа: Приведу слова двух наших президентов. Игорь Додон: «Даже сегодня мы не можем в полной мере радоваться стране, в которой живем. Но это вина не независимости, а коррумпированной и безответственной власти». И Владимир Воронин, который считает, что «Молдова не состоялась как независимое государство».

Думитру Дьяков: Вот видите?! Здесь тоже верх берут эмоции, потому что года два-три назад Владимир Воронин говорил совсем иное, и когда он возглавлял государство, то по-другому оценивал перспективы Республики Молдова. А сейчас он в оппозиции, и ему гораздо легче перейти на другую сторону баррикад и кидать оттуда камни в сторону власти.

...У Республики Молдова – тысяча и одна проблема, порожденных всеми правительствами.

Свободная Европа: Эти проблемы создавали политики?

Думитру Дьяков: Разумеется, да и не только политики – все мы приложили к этому руки. У каждого своя доля ответственности.

Свободная Европа: Но граждане оказали доверие политикам, чтобы они решали все эти проблемы...

Думитру Дьяков: Да, но дело в том, что мы не концентрируемся и не обсуждаем, в том числе в рамках ваших передач, что и как сделать, чтобы улучшить ситуацию. Если еще точнее, мы обсуждаем, но решений не предлагаем, а только ругаем и проклинаем. Так поступает и Додон, так поступал и Воронин, так поступали и многие другие.

Республика Молдова, разумеется, не может похвастаться традициями независимой страны, у нее нет необходимого опыта не только в политическом плане, но и с точки зрения общества.

Свободная Европа: Тем не менее, одни живут прекрасно, а большинство прозябает.

Думитру Дьяков: Ну, те, кто сегодня живет прекрасно, не знают, что может случиться завтра!.. Проблема не в этом. Проблема – в том, насколько мы все осознаем необходимость жить в действительно независимой стране. Не может страна преуспевать, если четыре года она идет в одном направлении, потом резко останавливается, меняет курс, и затем восемь лет движется в другом направлении.

Мы отстаиваем интересы этой земли, интересы молдаван. Г-н Плахотнюк абсолютно верно сказал, что в центре внимания должна быть Молдова

Свободная Европа: Г-н Дьяков, главный вопрос сегодня: как получилось, что Республика Молдова стала захваченным государством, расколотым государством, несостоявшимся государством?

Думитру Дьяков: Так говорит оппозиция. Потому что оппозиция хочет…

Свободная Европа: Это не оппозиция – это рядовые граждане так говорят.

Думитру Дьяков: Так говорит оппозиция, и так говорит часть рядовых граждан, ее сторонников. У Республики Молдова есть все необходимые составляющие для того, чтобы развиваться как независимое государство.

Свободная Европа: Но нет политического класса, который помог бы государству обеспечить благосостояние граждан.

Думитру Дьяков: Есть политический класс! Правда, такой, какой есть, – не на уровне наших ожиданий...

Свободная Европа: Люди говорят, что политики вносят раскол в общество и сеют ненависть. А потому спустя 27 лет люди разобщены…

Думитру Дьяков: Отчасти это правда. Но не все политики – лишь некоторые из них. Потому что мы не пытаемся сплотить…

Свободная Европа: И вражда усиливается, особенно сейчас, накануне выборов.

Думитру Дьяков: … мы не пытаемся сплотить людей вокруг общенациональной идеи. Например, идеи консолидации государства.

Свободная Европа: Ваш начальник – председатель Демпартии Влад Плахотнюк на осень анонсирует перемены и говорит, что Демпартия станет партией про-Молдова, с новым подходом к внутриполитическим вопросам. А прежде ДПМ была какой?

Думитру Дьяков: Но это не перемены, это акцентирование. Мы еще раз подчеркиваем, что Демпартия всегда была про-молдавской.

Ну, почему сразу так – «испортились»! Так бывает, отношения то улучшаются, то ухудшаются

Свободная Европа: Г-н Плахотнюк говорит о переменах.

Думитру Дьяков: Г-н Плахотнюк говорит и о других переменах, которые должны последовать.

Свободная Европа: И все-таки, ответьте на вопрос: до сих пор Демпартия что собой представляла?

Думитру Дьяков: Левоцентристскую партию про-молдавской ориентации. Мы никогда не ратовали за объединение слева или объединение справа, мы не против русских, не против румын, не против украинцев. Мы отстаиваем интересы этой земли, интересы молдаван. Г-н Плахотнюк абсолютно верно сказал, что в центре нашего внимания должна быть Республика Молдова, однозначно и безо всяких «но». Республика Молдова и молдаване.

Свободная Европа: Игорь Додон говорил совершенно то же самое – здесь, в кишиневской редакции Свободной Европы. Говорил, что Партия социалистов – про-молдавская. Это случайное совпадение, или же готовится почва для коалиции социалистов и демократов после февральских парламентских выборов?

Думитру Дьяков: Нет-нет-нет, это уже вы занялись словесными выкрутасами! Каждой из четырех парламентских фракций хотелось бы сформировать единоличное большинство. В любом случае, Демпартии будет принадлежать довольно веское слово в будущем парламенте, потому что эта одна из самых серьезных партий в стране. То, что и г-н Додон сказал что-то о Республике Молдова, – это даже хорошо. Но сказав «а», он должен сказать и «б»: как быть с европейской интеграцией? Как быть с Евразийским союзом? И вот тогда станет ясно, чего же хочет г-н Додон.

Демпартия, правящая коалиция, правительство должны обеспечить, чтобы выборы прошли свободно и цивилизованно

Свободная Европа: А ДПМ разве сказала, как быть с европейской интеграцией? После того, как по ее милости отношения с ЕС испортились?

Думитру Дьяков: Ну, почему сразу так – «испортились»! Так бывает, отношения то улучшаются, то ухудшаются. Это происходит и с нашими более серьезными партнерами, взять, например, нынешний диалог Бухареста с Брюсселем…

Свободная Европа: Мы говорим о диалоге Брюсселя и Кишинева. Почему зависло молдавско-европейское сотрудничество?

Думитру Дьяков: Всегда, когда в той или иной стране предстоят парламентские выборы, политический класс строит какие-то планы, которые иногда не совпадают с другими расчетами, особенно в том, что касается использования публичного бюджета. И это вызывает некоторые опасения, даже разногласия в отношениях с международными финансовыми структурами. Так происходит не только с Республикой Молдова.

Свободная Европа: Это произошло после того, как выборы в Кишиневе были признаны недействительными. Это произошло после того, как Кишинев не прислушался к рекомендациям Венецианской комиссии и утвердил реформу избирательной системы. Причины – в этом.

Думитру Дьяков: В том числе. Это означает, что Демпартия, правящая коалиция, правительство Республики Молдова, на котором лежит ответственность за качественное проведение грядущих выборов, должны уделить максимум внимания организации этого процесса и обеспечить, чтобы выборы прошли свободно, цивилизованно, в соответствии с нормами демократии. Только в этом случае мы сможем на второй же день сесть за стол с нашими стратегическими партнерами и обсудить дальнейшие действия по пути европеизации.

Свободная Европа: О местных выборах в Кишиневе тоже говорили – свободные, демократические. А вот их результаты признали недействительными.

Думитру Дьяков: Ну, да, там произошло это недоразумение с судебной системой. В конечном счете, действительно, это решение оказалось невыгодным и для партии, и для г-на Плахотнюка, и для всех нас, поэтому просто надо пережить этот неприятный момент и двигаться дальше, избавиться от всех сомнений, которые еще есть, и заняться своими делами.

Я, например, жду каких-то более прагматичных действий со стороны оппозиции

Свободная Европа: Еще раз процитирую г-на Плахотнюка. Тот заявил, что в скором времени люди разочаруются в Партии «Действие и солидарность» и Платформе DA не менее сильно, чем в свое время разочаровались в ЛДПМ. Почему между Демпартией и внепарламентскими оппозиционными партиями настолько враждебные отношения? И вы говорите, что Молдове надо идти по пути интеграции в ЕС, и они утверждают то же самое, а вражда только усиливается.

Думитру Дьяков: Прежде всего, мы живем в Республике Молдова, и эта атмосфера, к сожалению, досталась нам в наследство. Разве в этом есть что-то новое?

Свободная Европа: Почему вы ее подпитываете?

Думитру Дьяков: То, что говорит г-н Плахотнюк, это своего рода ответ на то, что мы слышим каждый день от своих оппонентов.

Свободная Европа: Что вы думаете о протестах, которые четвертый год периодически проводятся на площади Великого национального собрания в Кишиневе?

Думитру Дьяков: Это, прежде всего, демократическое упражнение. По сравнению с другими странами, эти протесты проходят на цивилизованном уровне, за небольшими исключениями.

Надеюсь, и на этот раз они пройдут цивилизованно. Если там возникнут какие-то серьезные конфликты, от этого никто не выиграет – ни оппозиция, ни власть Оппозиция хочет, чтобы ее услышали, оппозиция хочет взять власть в свои руки, а это не так уж и просто. Надо что-то делать, что-то говорить. Лично я, например, жду каких-то более прагматичных действий со стороны оппозиции – каким она видит будущее страны, ее экономику, отношения между государством и бизнесом, и т. д. и т.п.

Свободная Европа: Насколько вероятна угроза того, что мирный протест 26 августа перерастет в насилие и беспорядки?

Думитру Дьяков: По примеру наших соседей? Не верю! Не верю и не хочу…

Свободная Европа: Вы сказали «наши соседи». Вы имеете в виду то, что произошло в Румынии?

Думитру Дьяков: Да, я имел в виду Румынию, самый свежий пример – и пример, который не идет на пользу ни Румынии, ни нашим отношениям с Бухарестом. Каждый раз, когда там накалялась ситуация, Бухаресту было некогда обращать внимание на Республику Молдова.

Когда организуются протесты, полиция работает в режиме повышенной готовности, ведь госструктуры отвечают за состояние дел в стране. Нельзя сидеть дома, сложа руки, и гадать – будут там сюрпризы или нет? Полиция должна быть там, где идут протесты. Другое дело, что она не должна безосновательно вмешиваться и накалять обстановку. Полиция должна наблюдать, предельно внимательно наблюдать за развитием событий, потому что, в конечном счете, она отвечает за все, что происходит на площади Великого национального собрания.

Свободная Европа: Скажите честно, власть боится протестов?

Думитру Дьяков: Не думаю. Кто у нас боится? И посмотрите, как все выглядит… Я думаю, что мы должны проявить спокойствие, не накалять обстановку.

Свободная Европа: Г-н Дьяков, Демпартия заинтересована в улучшении отношений с Москвой в ущерб сотрудничеству с ЕС?

Если кто-то и занимается махинациями, то меньше всего это относится к депутатам

Думитру Дьяков: Так проблему ставить нельзя, это неправильно. Европейская интеграция – это жизненно важно для Республики Молдова.

Свободная Европа: Вы намерены менять Конституцию?

Думитру Дьяков: Я думаю, это наше пожелание.

Свободная Европа: И у этого желания есть шансы на материализацию?

Думитру Дьяков: Не могу знать, как проголосуют другие. Либералы уже заявили, что у них какие-то свои условия, но для Демпартии европейская интеграция – не лозунг, не предвыборная пропаганда. Это фундаментальное решение для страны, в которой мы живем. И наши отношения с соседями, в том числе с Российской Федерацией, не должны задевать эту область.

Свободная Европа: И в заключение нашей беседы скажите, почему в молдавском обществе самые порицаемые политики – это депутаты?

Думитру Дьяков: Не знаю. Но это несправедливо! Депутаты – представители политических партий. Политические партии идут к избирателям…

Свободная Европа: Их называют политическими туристами, перебежчиками, их обвиняют в махинациях, продажности и коррупции.

Думитру Дьяков: Давайте говорить серьезно. Если кто-то и занимается махинациями, то меньше всего это относится к депутатам. Я не хочу сейчас говорить о других коллегах, поднимать этот вопрос...

Верю, г-н Плахотнюк еще скажет свое веское слово в политике. В экономике он себя уже проявил

Свободная Европа: То есть, вы отрицаете, что законы подгоняются под чьи-то интересы?

Думитру Дьяков: За все эти годы с чем-либо подобным я не сталкивался.

Свободная Европа: А как вы оцениваете роль олигархов в политике?

Думитру Дьяков: У нас разве есть олигархи?.. В молдавской политике прижился этот ярлык, этот термин, но лично я считаю, что в Республике Молдова есть более или менее преуспевающие бизнесмены, а вот олигархов у нас нет – в классическом смысле этого слова.

Свободная Европа: И политика – самое выгодное занятие?

Думитру Дьяков: Я понимаю, куда вы клоните. Верю, г-н Плахотнюк еще скажет свое веское слово в политике. В экономике он себя уже проявил, надеюсь, сделает это и в политике.

Свободная Европа: Хотите увидеть его на посту премьера, как я понимаю?

Думитру Дьяков: Нет, я хочу видеть его более активным, более вовлеченным в молдавскую политику.

Свободная Европа: Что это значит»? Он же должен занимать какой-то пост.

Думитру Дьяков: Я знаю его способности, а люди с такими способностями должны взвалить на себя всю ответственность – и нести это тяжкое бремя.

Свободная Европа: Так в какой должности вы его видите?

Думитру Дьяков: Да, я считаю, что должность премьер-министра для него. У меня в свое время состоялся разговор с президентом Тимофти на эту тему, я пытался его убедить, сказал: «Г-н Тимофти, вот аргументы – 1, 2, 3, 4, 5... Лидер партии должен нести ответственность за все, что происходит в стране, по всем направлениям. И правительство, этот главный инструмент реализации политики партии, должен возглавить человек, который партией и руководит».

Свободная Европа: Это будет его борьба до конца?

Думитру Дьяков: Г-н Тимофти – мы с ним недавно встречались в неформальной обстановке – выразил сожаление, что не прислушался тогда к моему совету. Но что толку сожалеть? Я не знаю, я не говорил с г-ном Плахотнюком сейчас, не знаю, насколько это хорошая идея… Нет, не думаю: главная задача его и партии – хорошо показать себя в этой кампании. Обеспечить свободные выборы, скажу это и во второй, и в третий раз: свободные и демократические выборы!

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG