Linkuri accesibilitate

Битва за Восточную Европу. Выбор для Украины



До саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе остается всего два месяца и два дня, но не проходит и дня, чтобы на пространстве от Брюсселя до Уральских гор не было сделано хоть какое-то заявление об этом знаковом событии. Забегая вперед, скажу, что встреча глав государств «ВП» в литовской столице может стать завершающим аккордом существования СНГ, которое, я напомню, было создано для «цивилизованного развода» советских республик…

За последнюю неделю я прочел ряд интересных интервью, официальных заявлений и экспертных комментариев, причем почти все так или иначе касались российско-украинских отношений в контексте европейской интеграции Киева. Отмечу некоторые наиболее интересные сообщения.

Так, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев на страницах газеты «Московский комсомолец» пишет: «Кремль, неоднократно намекавший украинским партнерам на неизбежность выбора между двумя союзами, в начале августа пошел на обострение и так продемонстрировал свои возможности диктата, что на берегах Днепра моментально всё поняли. В результате 3 сентября весьма лояльный России президент Янукович внес в Верховную раду такой пакет проевропейских законопроектов, который не решался предложить даже ненавистный Москве Ющенко. Соответственно, уже не осталось сомнений в том, что в конце ноября Европейский союз подпишет с Украиной соглашение об ассоциации, которое Украина, в свою очередь, ратифицирует – хоть в Раде, а хоть и на референдуме».

В поисках ответа на вопрос о том, почему евразийский проект Владимира Путина проваливается, Иноземцев делает отсылку к статье самого президента РФ, опубликованной два года назад в газете «Известия». В частности, экономист говорит, что Путин тогда указывал на возможность использования опыта Евросоюза.

«Успех ЕЭС и ЕС строился на разделении экономики и политики. Еще в 1979 году так называемым делом Cassis de Dijon было установлено, что качество любого товара, изготовленного в любой стране ЕЭС в соответствии со стандартами этой страны, не должно перепроверяться в других странах, а его продажи не требуют дополнительной сертификации и разрешений. Имей мы такое регулирование, Онищенко скоро забыл бы о самом факте существования Белоруссии. И если у нас есть Союзное государство, то и вопрос о цене газа для Минска не должен стоять: она должна быть такой, как и в России», - уверен Владислав Иноземцев.

Эксперт считает, что в условиях Евразийского / Таможенного Союза это не представляется возможным, поскольку Лукашенко, Назарбаев и Путин «не способны помыслить о своих странах как о чем-то большем, чем о своей собственности. Они бизнесмены, а не политики. Вокруг них десятки людей, не интересующихся ничем, кроме личного обогащения».

Далее: американский дипломат, профессор Гарвардского университета, бывший советник президента Рональда Рейгана по вопросам России и Центральной Европы Ричард Пайпс в интервью изданию «Wirtualna Polska» (русский перевод) заявил, что «Москва не даст Украине свободы, для нее это часть России». Американец считает, что Путин будет так сильно давить на Украину, что Киев ничего не подпишет в Вильнюсе. «Россияне не могут отпустить Украину. Для них это житница и историческая колыбель России», - добавил Ричард Пайпс.

Еще один важный эпизод: министр экономического развития России Алексей Улюкаев дважды – 18 и 27 сентября – озвучил довольно пессимистичный прогноз по экономике России. Сначала министр в ходе выступления в Госдуме заявил, что за первое полугодие 2013 года ВВП России вырос только на 1,4%, промышленность показывает нулевую динамику, инвестиции находятся в отрицательной границе. Уровень экономического развития России в 2013 году ниже среднемирового, и эта ситуация сохранится в будущем году.

27 сентября, общаясь в кулуарах инвестиционного форума в Сочи, Улюкаев был более откровенен. По его словам, нынешнее положение России, которая находится в состоянии стагнации, хуже кризиса. «Кризис – это часть цикла деловой конъюнктуры, ситуация, в которую входишь и из которой выходишь», – сказал он. А стагнация, по его словам, представляет непредсказуемую ситуацию: нет кризиса, но и нет развития, внешние рынки закрыты, доходов нет, а бюджет должен пополняться.

Ранее эксперты Standard & Poor's заявляли, что экономика России исчерпала потенциал роста. Ухудшение ситуации в еврозоне и других странах обуславливает снижение спроса на российский экспорт, особенно нефть и другие сырьевые товары. Кроме того, экономический рост замедляется в связи с оттоком частного капитала из России, поскольку деловой климат сдерживает привлечение внутренних и иностранных инвестиций. «Эти факторы, а также сокращение профицита торгового баланса позволяют сделать вывод о том, что российская экономика работает почти на пределе своего потенциала», – подчеркивали в агентстве. Эксперты также предполагали, что для устойчивого роста потребуется улучшение делового климата.

Говоря о российской экономике, нужно для равновесия упомянуть и о европейской. А в Европе как раз произошло знаковое событие, которое имеет пока символическое значение, но с далеко идущими последствиями. Новый король Нидерландов Виллем Александр заявил, что в скором времени страна откажется от привычного «государства всеобщего благосостояния» и перейдет к концепции «общества участия», где сократятся социальные расходы, а благополучие подданных будет в значительной мере зависеть от их собственных усилий и способностей.

Конечно, это не фатально для Нидерландов, но все же обозначает важную веху в развитии Европы. Оранжевое королевство – это не только одна из самых стабильных стран ЕС, но и страна-основатель Европейского экономического сообщества. Заявление, прозвучавшее из уст самого монарха, говорит о том, что Старый континент более не может скрывать очевидное: экономика не справляется с колоссальным социальным бременем, вызванным, с одной стороны, наплывом мигрантов, а с другой стороны, фундаментальным противоречием между традиционным европейским социальным государством и жесткими бюджетными требованиями ЕС.

Однако вернемся к вопросу российско-украинских отношений. Как видим, Киеву предстоит сделать не просто тяжелейший цивилизационный выбор между двумя мирами – в конце концов, сама Украина пока не преодолела внутреннего раскола между Востоком и Галицией. Нашим соседям нужно будет сделать правильный выбор между двумя экономическими полюсами, каждый из которых испытывает системные трудности без ясных перспектив преодоления в среднесрочной перспективе.

И дело не только в том, что по Соглашению об Ассоциации Украине придется за свой счет менять ширину железнодорожной колеи, «подгоняя» ее под европейский стандарт. И даже не в том, что документ заставит Украину либерализовать земельный рынок, разрешая продавать сельхозугодья иностранным физическим лицам. Вопрос намного глубже: есть Украина подпишет в Вильнюсе это Соглашение, она на многие годы встроится в европейскую систему социально-экономических отношений, которая в корне отличается от российской. Не скажу «обратной дороги не будет», но почему-то уверен, что Виктору Януковичу предстоит купить билет в один конец. Будет это Москва или Брюссель, узнаем через два месяца и два дня.

Читайте также:
Битва за Восточную Европу. Увертюра. http://www.europalibera.org/content/blog/25085405.html
Битва за Восточную Европу. Секреты большой политики. http://www.europalibera.org/content/blog/25115286.html
XS
SM
MD
LG