Linkuri accesibilitate

Дальний Восток становится ближе? Часть 2


Обратим внимание на военную составляющую сегодняшней геополитики региона. Как пишет сайт авторских материалов PolitRussia, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер на прошедшей в феврале прошлого года конференции по безопасности в Мюнхене сказал, что сегодняшняя Азия, как и Европа в XIX веке, балансирует на грани военного конфликта.

А высокопоставленный американский военный обвинил Китай в подготовке «блицкрига» против Японии с целью захвата спорных островов Сенкаку в Восточно-Китайском море. По мнению генерала, широкомасштабные учения, проведенные КНР в 2013 году, на самом деле являются «генеральной репетицией войны, развязанной с целью одолеть силы самообороны Японии и захватить спорные территории». Издание напоминает, что Китай объявил о создании «особой» зоны ПВО над морем, требуя от пролетающих бортов давать Пекину полную информацию о цели полета и характере провозимого груза.

Япония, Южная Корея, США и Тайвань отвергли это требование, а Токио утвердил новую стратегию национальной безопасности, которая предполагает серьезный рост расходов на оборону. Кроме того, летом 2014 года Япония утвердила изменение в Конституции в части перехода от оборонительной к более воинственной политике. В Токио полагают, что Основной закон от 1947 года более не отвечает вызовам современности. В противовес этому Китай начал увеличивать свой военный бюджет – хрестоматийный пример «дилеммы безопасности» в международных отношениях. Не будем при этом забывать, что Китай обладает несметным мобилизационным резервом – в случае опасности Поднебесная может поставить под ружье 750 млн. человек, в том числе женщин. Такой армии и оружия не понадобится, она просто затопчет противника.

Но есть и более серьезные вещи. Еще летом 2013 года проправительственная китайская газета Weweipo написала о том, что в течение следующих 50 лет Пекин будет вовлечен в «шесть неизбежных войн»:

1. 2020-2025 – за воссоединение с Тайванем

3. 2025-2030 – за спорные острова в Южно-Китайском море

3. 2035-2040 – за «Южный Тибет» - спорный с Индией участок в Гималаях

4. 2040-2045 – за спорные с Японией острова в Восточно-Китайском море

5. 2045-2050 – за «внешнюю» Монголию, то есть независимую Монгольскую Республику

6. 2055-2060 – за «возвращение земель, захваченных Россией», то есть Приморский и Хабаровский край, Амурскую область и Еврейский автономный округ.

Получится ли это у Китая, мы не можем предсказать. Но поскольку Пекин прагматичен, осторожен и последователен, а значит, выверяет каждый свой шаг, вполне возможно, что он когда-нибудь подойдет к порогу военной и экономической мощи, позволяющей ему перейти к реализации планов. Проще говоря, он будет медленно, но верно идти к своей цели, и это нужно понимать. То есть Тайваню (читай – США), Японии, Индии, России и ряду стран Юго-Восточной Азии надо начинать готовиться к возможной китайской экспансии.

Это, разумеется, прекрасно видят в Вашингтоне, где разными путями пытаются пресечь действия Пекина. Американцы работают над усилением военного присутствия на Филиппинах, во Вьетнаме (с которым воевали 40 лет назад!), Сингапуре и Австралии. Но есть планы и более высокого уровня. Так, влиятельное американское издание The National Interest опубликовало материал о необходимости создания «треугольника безопасности» с участием США, Японии и Индии. Автор обращает внимание на воинственную риторику вернувшегося во власть премьер-министра Японии Синдзо Абэ и на планы Индии по расширению экономического сотрудничества и укреплению безопасности совместно с США.

Пусть никого не смущает, что Индия вместе с Китаем состоит в неформальном объединении БРИКС. Во-первых, как всякая крупная держава (а Индия – государство с миллиардным населением и ядерным оружием), она ведет разновекторную политику для соблюдения своих интересов и сохранения регионального баланса сил. Во-вторых, Индия не забыла о наличии тех самых спорных участков в Гималаях, а вышеприведенную публикацию из китайской газеты наверняка уже прочитала. В-третьих, у Индии есть куда более беспокойный сосед – Пакистан, тоже обладающий ядерным оружием и при этом являющийся важным партнером Китая, что уже означает дисбаланс сил в Южной Азии. В-четвертых, БРИКС не предусматривает военного сотрудничества, так что в вопросах безопасности у Индии нет альтернатив, кроме США, Японии и России. Кстати, Москве стоило бы активнее заняться южным направлением, если она не хочет потерять индийский рынок сбыта для своих вооружений.

Словом, азиатские страны – это настолько внушительная растущая сила, что на их фоне Европа выглядит мелко и несерьезно. В огромном регионе мы имеем пять ядерных держав (Китай, Россию, Индию, Пакистан и фактически США), одно de facto ядерное (Северную Корею), экономических гигантов (Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Индонезию), стремительно растущие «малые» страны (Таиланд, Малайзию, Вьетнам, Филиппины) плюс двух «заместителей» США (тот же Тайвань и Австралию). Баланс сил в этой части света пока поддерживается за счет взаимного страха, но и благоразумия сторон, а также ввиду осторожной политики России и США. Проблема проблем – никто не хочет ссориться с Китаем, но все понимают, что его надо сдерживать. 2015 год обещает, увы, быть не менее сложным, чем год 2014-й, а это значит, что украинский и ближневосточный кризис дадут немало поводов обратить взоры на Дальний Восток, который уже не кажется таким далеким…

Часть 1

XS
SM
MD
LG