Linkuri accesibilitate

Игорь Мунтяну: „Россия продолжает курс на порабощение Молдовы”


Интервью с директором института Viitorul.

Голландцы высказались на референдуме в среду против ассоциации Украины и Евросоюза. С гостем нашей передачи, бывшим послом Республики Молдова в Соединенных Штатах Америки, директором института развития и социальных инициатив Viitorul Игорем Мунтяну обсудим возможные последствия этого события для Республики Молдова. Рассмотрим также итоги интенсивных молдавско-российских встреч, прошедших в последнее время.

Свободная Европа: Какие изменения возможны в плане присутствия Европейского Союза в Республике Молдова, после того, как жители Нидерландов сказали „нет” соглашению об ассоциации ЕС-Украина?

Игорь Мунтяну: Не думаю, что должно произойти что-то из ряда вон, потому что этот референдум, о котором вы говорите, всего лишь один из этапов широкого процесса, в котором Европейский Союз и представляющие его нации пытаются понять, насколько велик Евросоюз, насколько может расшириться и какую может взять на себя ответственность перед своими соседями.

Свободная Европа: Как вы считаете, в следующее десятилетие кто-то еще может поднять со всей серьезностью вопрос о восточном соседстве Евросоюза, в том смысле, в каком он рассматривался прежде – максимального сближения с восточными соседями, вплоть до их возможной интеграции?

Игорь Мунтяну
Игорь Мунтяну

Игорь Мунтяну: Я полагаю, да. Ведь Европейский Союз не может пустить на самотек вопрос о своей безопасности, который включает и концепцию своих границ и сопредельных территорий, не входящих в ЕС. А мы – европейцы, европейцы в силу самосознания наций, которые мы представляем, в силу языка, на котором говорим…

Мы европейцы, и это неоспоримый факт. Европейский парламент неоднократно выражал свою позицию в вопросе о том, что у Евросоюза есть определенные обязательства по отношению к нам, к Молдове, к Украине, к Грузии и, соответственно, даже референдум с немного обескураживающими итогами для Украины не может свести к нулю усилия, предпринятые до настоящего момента.

Потому что, во-первых, наши обязанности связаны с Соглашением об ассоциации, которое мы должны выполнить; во-вторых, наши проблемы входят в стратегию безопасности Евросоюза; и, в-третьих, вряд ли кто-то с легкостью откажется от приближения к европейским стандартам, от европейских устремлений. И с учетом этого не думаю, что референдум в Нидерландах имеет решающее значение для намерений, планов и целей, которые мы можем поставить перед собой.

Свободная Европа: Вы допускаете, к примеру, что Соединенным Штатам Америки придется взять на себя более активную роль по отношению к таким странам, как наша, в результате смещения каких-то акцентов на глобальном уровне? Хотя бы для того, чтобы не позволить России дойти до евроатлантических ворот?

Игорь Мунтяну: Вне зависимости от итогов президентских выборов в США, ситуация в Европе, нестабильность на европейском континенте останется в поле зрения будущего американского президента. По моему мнению, США уже гораздо глубже осознает тот факт, что сами они являются фактором стабильности для европейских наций. Так как США участвовали, после окончания второй мировой войны, в переустройстве Европы, можно не сомневаться, что они и впредь останутся гарантом безопасности Евросоюза в долгосрочной перспективе. Но многое зависит и от того, как покажет себя ЕС в мире, в котором ему придется трансформироваться, в мире, в котором ни одна нация, даже самая высокоразвитая, не может чувствовать себя в полной безопасности в собственных границах, если не способствует укреплению международной безопасности.

События последних месяцев, когда потоки мигрантов хлынули из горячих точек и устремились в Европу, наглядно показывают, что ситуация может выйти из-под контроля, а старые механизмы не всегда эффективны для предотвращения проблемных ситуаций. Соответственно, даже эти источники конфликта, источники нестабильности должны стать поводом для переосмысления стратегических документов и конкретных действий. В какой-то момент становится очевидно, что страны, которые считались стабильными и тесно связанными с Европейским Союзом, такие, например, как Греция, не обладают достаточными ресурсами для контроля собственных границ и, соответственно, укрепления безопасности внешних границ Европейского Союза. Этот факт вызывает большие сомнения в эффективности той или иной линии управления, в целесообразности оставлять наиболее важные участки работы в компетенции национальных правительств. В этих новых условиях Евросоюз, надо полагать, приложит больше усилий для обеспечения безопасности своих внешних границ какими-то другими способами. Это неминуемо поднимет вопрос о том, каким образом и какие именно полномочия государств будут переданы или делегированы европейским структурам, а какие следует переосмыслить с учетом новых реалий.

Свободная Европа: Сменим тему, г-н Мунтяну. В последнее время состоялось несколько молдавско-российских встреч. Вы отметили в своем комментарии по поводу задержания главы Центра по борьбе с коррупцией Виорела Кетрару в российском аэропорту, что этот инцидент произошел менее через 48 часов после …, я позволю себе процитировать ваши слова, … „прекрасной дипломатической элегии о Молдове как о платформе для сотрудничества между Востоком и Западом”. Внимательный читатель наверняка уловил в этом комментарии иронию по поводу того, как позиционирует себя Кишинев в этой красивой сказке под названием „потепление отношений с Россией”. Что вы имели в виду, по сути?

Игорь Мунтяну: Спасибо, что процитировали эту мою ремарку в социальных сетях. Г-на Кетрару не впервые задерживают в аэропорту Российской Федерации, несмотря на то, что цель его прибытия – участие в конференции по вопросам борьбы с преступностью – была известна заранее. Следовательно, этот инцидент, который был инсценирован в аэропорту, свидетельствует об отношении России к молдавским чиновникам в целом. И это отношение показывает истинное положение дел. Не стоит верить некоторым молдавским дипломатическим лицам, когда они выступают с заявлениями, красиво звучащими на публике, но не имеющими ничего общего с реальностью.

Российская Федерация, к сожалению, продолжает курс на порабощение Республики Молдова. Это проявляется, в частности, в том, что Россия сохраняет свое военное присутствие в Молдове без согласия и вопреки желанию официального Кишинева. И сохраняет этот контингент в проблемной, опасной зоне, где тлеет региональный конфликт, при этом заявляя на словах, что Молдова является унитарным, независимым государством и что она, Россия, способствовала урегулированию приднестровского конфликта. Но заявлениями все и заканчивается. И это задержание, к которому следует добавить и недавнюю тактику выдворения молдавских граждан с территории Российской Федерации по надуманным предлогам, я бы расценил как попытку бросить тень на двусторонние отношения, как желание показать, кто сильнее и в чьих руках силовые инструменты.

Подобные действия вписываются в более широкую региональную политику, в которой Российская Федерация пытается через уступки со стороны маленьких государств добиться для себя доминирующего статуса в регионе. Мы оттолкнулись от частного инцидента и пришли к более глобальным выводам. Конечно, молдавские власти должны быть обеспокоены подобными случаями. Г-н Кетрару поехал в столицу Российской Федерации не для того, чтобы комментировать положение дел в России или заниматься в Москве антироссийской пропагандой, как, кстати, поступали некоторые российские чиновники и другие граждане России, которых по этой причине ранее попросили покинуть территорию Республики Молдова.

Свободная Европа: Похоже, вас что-то беспокоит в этом выражении, используемом молдавскими чиновниками в российской столице – „Молдова должна стать платформой для сотрудничества между Востоком и Западом”?

Игорь Мунтяну: В действительности, нет никаких идеальных отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова, и это надо просто признать. Нет такой ситуации, при которой обе стороны довольны друг другом. Мы сейчас попали под вторую волну эмбарго 2006-2013 гг. Многие, очень многие молдавские производители ничего не могут продать в столице Российской Федерации по надуманным причинам.

Тогда как определенным производителям, например, которые представляют гагаузскую автономию или сепаратистский приднестровский регион, двери в Россию открыты. Такая дискриминация идет вразрез с положениями и нормами Всемирной торговой организации. На этот момент дипломаты министерства иностранных дел Молдовы не обратили особого внимания в российской столице, и это, естественно, меня беспокоит. Эти вопросы упоминались вскользь, речь больше шла о культурных аспектах, тогда как главные вопросы никто не затронул из опасения задеть собеседников.

Перед тем, как начать этот раунд политических переговоров, российские чиновники дали понять, что эти вопросы поднимать не стоит, чтобы не раздражать Москву. Но чтобы нас уважали, я считаю, нужно говорить о вещах, которые на самом деле важны для национальных интересов. И я уверен, что эти интересы следует отстаивать, защищать и продвигать в дальнейшем.

Свободная Европа: Этот контекст, о котором мы сегодня говорим, наводит на мысль о том, что вынашивается возврат к плану России о федерализации Республики Молдова. Насколько обоснованы такие опасения и следует ли готовиться к тому, что придется противостоять подобных планам?

Игорь Мунтяну: Во-первых, не знаю, можем ли мы говорить о возвращении к плану Козака, ведь Российская Федерация никогда не отказывалась от этого плана – это является частью стратегии, суть которой в том, чтобы добиться федерализации Республики Молдова, ее фрагментации на несколько полюсов власти, каждый из которых, включая тираспольский, мог влиять на внутреннюю политику и внешнеполитический курс страны. Этот факт, конечно же, должен вызвать не только обеспокоенность, но и мобилизацию гражданского общества и правительства, потому что это несет в себе реальную угрозу национальным интересам. Независимо от того, под каким соусом подается идея о федерализации Республики Молдова, речь, в конечном итоге, о внешнеполитической задачи Российской Федерации, о попытке навязать нашим интересам чужую волю.

XS
SM
MD
LG