Linkuri accesibilitate

Пиркка Тапиола: „Это условно обнадеживающий сигнал”


Министры иностранных дел Евросоюза приняли в понедельник резолюцию, в которой рекомендуют официальному Кишиневу продолжать реформы, сосредоточиться на деполитизации государственных институтов, борьбе с системной коррупцией, реформировании публичной администрации и повышении эффективности и прозрачности публичных финансов.

Свободная Европа: Сигналы, которые идут из Брюсселя, довольно обнадеживающие для Республики Молдова. Страна может рассчитывать на поддержку Европейского Союза, если Кишинев докажет, что в состоянии осуществить подлинные реформы, поскольку в настоящий момент общество все еще считает, что реформы имитируются. Какие результаты должна показать власть для того, чтобы вернуть доверие как молдавских граждан, так и внешних партнеров?

Пиркка Тапиола
Пиркка Тапиола

Пиркка Тапиола: „Вы очень правильно сказали: это обнадеживающий сигнал, но обнадеживающий условно. Кроме того, это довольно жесткий сигнал, так как предполагает и большие ожиданий. По сути, это не наша обязанность – поддерживать или не поддерживать правительство Республики Молдова. Наше сотрудничество касается отношений с гражданами Республики Молдова, правительство же обязано оправдать ожидания граждан Республики Молдова и обеспечить им более качественную жизнь. Очень важно понять, что речь идет об отношениях между Европой и населением Молдовы. Думаю, все уже устали от разного рода этикеток, таких, как проевропейцы, антиевропейцы и пр. Правительство, прежде всего, должно быть промолдавским. Если внимательно просмотреть список требований, включенных нами в эту резолюцию, можно заметить те же вещи, о которых мы говорили и прежде – деполитизация государственных институтов, борьба с коррупцией, необходимость реформирования публичной администрации, укрепление функций надзора Национального банка, Комиссии по финансовому рынку, независимость судебной системы, независимость правоохранительных органов. Все эти пункты необходимо выполнить. Также, предварительным условием является наличие программы с Международным валютным фондом, которая дает необходимые рамки для того, чтобы эти требования были выполнены – и не только в указанных сферах. Мы говорим также о банковской системе, о финансовой системе, о порядке формирования тарифов на электроэнергию и о многом другом. Говорим о реформах, о которых упомянули и вы: вся наша поддержка, вся наша помощь последует только в том случае, если эти требования будут выполнены. Еще раз подчеркну и неоднократно уже прозвучавшую идею в адрес правительства: если взять Соглашение об ассоциации, проще простого проставить галочки напротив тех или иных его положений, сказать, что такой-то закон уже принят, такое-то положение уже работает. Но пока не существует правового государства, пока верховенство закона имеется лишь на бумаге, все эти вещи, которые выполняются при нашем содействии, не смогут помочь правительству добиться желаемых результатов для граждан.”

Свободная Европа: Вы говорите, этот список не нов. Я вспоминаю дорожную карту, которую вы, иностранные послы, аккредитованные в Республике Молдова, вручили еще тогдашнему премьеру Габуричу. Почему так трудно сдвинуть воз с места? Почему так запаздывают результаты этих реформ?

Пиркка Тапиола: „Вы упомянули г-на Габурича, действительно, был г-н Габурич, потом на его место пришел другой премьер-министр, затем последовали другие премьеры, если не ошибаюсь, их сменилось около пяти за последнее время. Но могу сказать, по крайней мере в отношении и г-на Габурича, что начало было неплохим. Была договоренность по соглашению с Международным валютным фондом, имелась хорошая договоренность по реформам и по дальнейшему плану действий. Но в силу обстоятельств его мандат оказался коротким, и многие наметки остались невыполненными, многие результаты так и не были достигнуты. И вот сейчас мы вынуждены вновь включить в список рекомендаций те же требования и условия. Практически сегодня у нас на столе то же самое, что было и раньше. Сейчас, думаю, все согласны с тем, что необходимы очень четкие разграничения по срокам проведения реформ. Я не могу сказать, как быстро будут осуществлены реформы, но абсолютно все считают, что нужны конкретные сроки, четкий календарь тех или иных реформ. Необходим глубоко продуманный график – что, когда, как и в какие сроки необходимо сделать. Говоря о сроках, думаю, самым близким ориентиром должен стать Совет по ассоциации, который должен состояться в середине марта и где следует четко обозначить, что именно и когда необходимо сделать. Только таким образом можно ответить на ожидания, связанные с этими реформами. Весь мир прекрасно понимает, что для Молдовы это последний шанс, когда она еще может принять правильные решения.”

Свободная Европа: Складывается впечатление, что вы вооружились терпением и готовы предоставить молдавскому правительству еще какое-то время, необходимое для достижения конкретных результатов. Граждане же слышат от различных аналитиков, наблюдателей, экспертов, что за это время может быть выведен еще один миллиард из банковской системы страны помимо украденного раньше. И тревога, недоверие в обществе растет…

Пиркка Тапиола: „Я не уверен, насколько мы вооружились терпением. Но когда твоя работа связана с международными отношениями, отношениями с суверенным государством, то в твоем распоряжении не так много механизмов, которые позволили бы действовать. В отношениях с суверенным государством первое правило предписывает ждать, пока процесс пойдет и начнет работать так, как требуется. Вот вы сказали про второй миллиард, который могут украсть. Но если посмотрите на эти выводы, которые содержатся в резолюции Совета, наверняка заметите два момента, которые касаются именно этого пункта. Во-первых, требование довести до конца расследование этой банковской аферы – а это уже доказано, что идет речь о мошенничестве в банковской системе – но для того, чтобы развязать этот узел необходимо четко представить себе объективную картину всего того, что происходит в банковском секторе. Речь идет о Banca de Economii, Banca Socială, Unibank. И всех виновных в этом мошенничестве, повторяю, всех, кто причастен к этой афере, нужно привлечь к ответу, не одного или двух, а всех без исключения. Во-вторых, необходимо провести расследование, вернуть украденные деньги; и это расследование должно быть полностью беспристрастным и привести к тому, чтобы все виновные предстали перед судом. Затем потребуются какие-то дополнительные действия, и если просмотреть рекомендации Совета, можно заметить, что речь идет о проведении и продолжении аудита этих трех банков, которые сейчас находятся под специальным надзором. Аудита, который проводится и при содействии Международного валютного фонда, который также является частью этой процедуры. По результатам этих действий необходимо будет опубликовать широкие отчеты, которые позволят понять, что произошло на самом деле в этих банках, потому что сегодня я не могу сказать, что именно там произошло. Я не видел этих отчетов, не видел этой информации. Поэтому до тех пор высказать свое мнение по этому вопросу не могу. Это касается только указанных выше трех проблемных банков. Но кроме этого существует и системная проблема, которая также указана в выводах Совета. Речь идет о необходимости привести законодательство Республики Молдова в соответствии с европейским для пресечения, например, отмывания денег, снижения угрозы других мошенничеств в банковском секторе. Поэтому можно сказать, что в этом случае налицо две ситуации: с одной стороны, есть эти три банка, которые сегодня находятся в процедуре ликвидации, в этой процедуре аудита, которые инициировали, по сути, сами банки, так как это одно из условий Международного валютного фонда. После этого необходимо будет принять системные меры, чуть выше мы говорили о синхронизации законодательства и т.д. в целях предотвращения повторения мошенничеств в банковском секторе впредь. И здесь большое значение имеет усиление функций надзора Национального банка.”

Свободная Европа: В молдавском обществе активно муссируется идея о том, что одна из партий заинтересована сконцентрировать власть в свои руки, потому что парламентское большинство сложилось вокруг Демократической партии, в том числе для продвижения этих реформ. Но что происходит на самом деле, когда всю власть в демократическом государстве берет в свои руки одна партия? Насколько серьезным вам представляется такой расклад?

Пиркка Тапиола: „Ключевой вопрос в этом случае состоит в том, что произойдет с независимостью правосудия, что произойдет с независимостью правоохранительных органов, что произойдет с массмедиа? И этот момент также присутствует в выводах Совета – там, где идет речь о необходимости ограничения концентрации средств массовой информации и обеспечения прозрачности владельцев СМИ. Эта проблема действительно существует, и это ключевой момент. И, как я уже говорил, мы хотим дистанцироваться от политиков, от политических партий. Мы работаем с Республикой Молдова, с ее людьми. Что бы мы ни делали, мы стараемся дистанцироваться от этих моментов, не поддерживать и не противостоять той или иной партии и т.д. Мы хотим, чтобы Национальный центр по борьбе с коррупцией был ответственным институтом, который предпринимает конкретные действия по борьбе с коррупцией. Мы за то, чтобы и другие органы правопорядка делали свою работу, как положено. Потому что, я уже говорил, не наше дело и не наше право выступать в суверенной стране в поддержку или против тех или иных политиков, тех или иных партий. Политикум должен направлять определенные идеологические решения, и делать это только через урны для голосования. Но политикум не должен взять на себя власть, не должен захватить страну.”

Свободная Европа: Давно уже все ждут начала диалога между властью и оппозицией, между теми, кто осуществляет правление, и теми, кто выходит на площадь протестовать. Отсутствие такого диалога сказывается на качестве управления, как вы полагаете?

Пиркка Тапиола: „Этот момент отмечался и в выводах Совета, а также по другим случаям. Об этом говорила и Верховный представитель ЕС Федерика Могерини 20 января в своих заявлениях, когда сказала буквально следующее: „Диалог, необходимость сесть вместе и принять решение относительно будущего Молдовы – это ключевой момент ”. Думаю, это абсолютно то же самое, что и мы отмечали неоднократно. Это ключ к доверию со стороны общества.. Сейчас время для всех сторон – но абсолютно для всех сторон – попытаться найти возможность для диалога, и не на словах, а на деле. Найти такую возможность наладить диалог. Перешагнуть, если надо, через личные эмоции, личные амбиции. Только посредством диалога, только совместными усилиями всех политических сил, всех сторон можно будет построить действительно сильную и успешную страну.”

Свободная Европа: Чтобы Молдова избавилась от нищеты необходимо привлечь как можно больше инвестиций. Пока же страна не слишком привлекательна для иностранных инвесторов. Что нужно сделать тем, кто находятся на самом верху пирамиды власти, чтобы улучшить законодательные условия для бизнес-среды и в целом для того, чтобы эта среда стала дружественной для тех, кто может принести капитал в Республику Молдова?

Пиркка Тапиола: „По логике, Молдова имеет все возможности для того, чтобы стать с экономической точки зрения успешной страной. Прежде всего, она располагает конкурентоспособной рабочей силой. Более того, многие мигранты хотели бы вернуться домой, например, те, кто трудится в Российской Федерации. Кроме того, немалое значение имеет наличие дорожной карты в рамках Договора об ассоциации, которая позволяет гармонизировать национальное законодательство с европейским. Плюс к этому, Молдова имеет доступ к самому крупному и самому богатому рынку, так как расположена по соседству с Европейским Союзом. Так что, по идее, не должно быть никаких препятствий для того, чтобы инвесторы захотели сюда идти.”

Свободная Европа: Но они не идут…

Пиркка Тапиола: „Говоря об инвесторах – если бы я был инвестором – есть две вещи, которые следует принять в расчет прежде всего и превыше всего: это коррупция и то, каким образом судебная система обеспечит мне справедливость. Это все снова упирается в правовое государство, верховенство закона. Если нет уверенности в этих моментах, то сколь бы прекрасно ни выглядели на бумаге заверения о том, что в Молдове самый хороший инвестиционный климат, инвесторы побоятся идти сюда.”

Свободная Европа: И в завершении этого диалога, г-н посол, позвольте спросить вот о чем. Вы приехали в Кишинев, возглавили делегацию Европейского Союза весной 2013 года. Тогда Молдову называли историей успеха Восточного партнерства. На ваших глазах ситуация в Республике Молдова деградировала, сегодня Молдова воспринимается как второгодник, аутсайдер среди других партнеров Запада. Как вы считаете, есть еще шанс на стабилизацию ситуации? Есть шанс, что Республике Молдова удастся вырваться из плена, в который, говорят, они попала?

Пиркка Тапиола: „Думаю, те моменты, которые привели к сложившейся сегодня ситуации, очевидны. И очевидны давно. С самого начала моей работы здесь я отмечал, что Молдова прекрасно идет по ряду направлений. Первое – усилия по получению безвизового режима. Здесь, как мы говорили, на первый взгляд отсутствовала конкретная заинтересованность с какой-то стороны. Это также очевидно. И еще один важный момент - способность команды переговорщиков от Республики Молдова согласовать Договор об ассоциации на самом высоком уровне и в рекордные сроки. Поэтому могу сказать, что Молдова располагает высоким потенциалом для переговоров и высоким потенциалом для презентации проектов. Кроме того, мы также заметили, что действительно было положено начало определенным процессам. Но, с другой стороны, ситуация, которую мы видим сегодня в банковском секторе и которая, по сути, существовала и раньше, - эта ситуация вышла на поверхность. Плюс к этому, определенные процессы, достаточно хорошо согласованные и даже ставшие объектом конкретных соглашений, были инициированы, но пока в их основу лежат политические интересы, должной скорости они не наберут. Я очень надеюсь, что до конца моего мандата, который истекает примерно через полтора года, мне не придется слишком концентрироваться на том, кто выигрывает, какую политическую борьбу, какая партия доминирует в настоящий момент на политической сцене. И увижу конкретные результаты того, что зафиксировано в резолюции Совета: деполитизацию государственных институтов, подлинную борьбу с коррупцией. Увижу реальных достижений всего того, что мы говорили об укреплении правового государства, верховенстве закона, четкие рамки для массмедиа относительно информации о владельцах СМИ, достижений на благо этой страны и ее граждан. В этом и суть условно обнадеживающего сигнала, о котором мы говорили.”

Свободная Европа: В ходе этого диалога вы неоднократно подчеркивали, что оказываете поддержку населению, гражданам Республики Молдова. Парадокс заключается в том, что в Республике Молдова политики, приведшие страну на край пропасти, сейчас примеривают к себе роль спасителей, которые могут отвести страну от этого края пропасти. Отсюда и недоверие со стороны граждан.

Пиркка Тапиола: „Этот условно обнадеживающий сигнал, о котором мы говорили и который содержится в резолюции Совета, именно это и предполагает: меньше заявлений, меньше слов, больше конкретных действий, таких, как заключение соглашения с Международных валютным фондом, разработку рамок, которые позволят направить нашу поддержку и помощь на благо граждан этой страны.”

XS
SM
MD
LG