Linkuri accesibilitate

«Дело Дороцкое» и иллюзорные преимущества приднестровского паспорта


Эдуард Цугуй: конституционные власти должны разработать план финансовой, социальной поддержки молдавских граждан - жителей сел левобережья Днестра, находящихся в ведении Кишинева.


Село Дороцкое – одно из 15-ти сел левобережья Днестра, находящихся под юрисдикцией Кишинева – излюбленная мишень давления, к которому периодически прибегает приднестровская администрация. Власти непризнанной республики владеют важным рычагом – они контролируют сельскохозяйственные угодья, расположенные по ту сторону трассы Дубоссары-Тирасполь. Корреспондент Свободной Европы Алла Чапай рассказала в среду о начавшемся в селе брожении - группа зачинщиков численностью около 20 человек выступила за переход села в ведении приднестровской администрации, утверждая, что этот шаг обеспечит сельчанам не только свободный доступ к своим земельным наделам, но и другие преимущества.

Сторонники перехода села Дороцкое под юрисдикцию Тирасполя уповают на целый ряд преимуществ: более высокие пенсии, природный газ и коммунальные услуги по более низким тарифам, более дешевые продовольственные товары, решение вопросов, связанных с землепользованием, а также получение российских паспортов.
Эти иллюзорные преимущества в последние годы прельщают многих жителей левобережных сел, находящихся под молдавской юрисдикцией. Большинство из тех, кто принимает гражданство непризнанной приднестровской республики, предпочитают сохранить и молдавское гражданство, говорит заместитель председателя Дубоссарского района Мария Жимбей. Но не все, по ее словам, отдают себе отчет в том, что юрисдикция Приднестровья мало что даст им.

К примеру, фермеры, которые, как и в прошлые годы, лишены сейчас доступа к сельскохозяйственным землям, расположенным на территории, контролируемой приднестровскими структурами, соблазнились обещаниями, что они смогут обрабатывать свои участки, если примут приднестровское гражданство.

Но в действительности это значит, что крестьяне лишатся своих земель и попросту подарят их сепаратистской администрации, считает эксперт Эдуард Цугуй:

„Приднестровское гражданство не даст никому из жителей села право собственности на землю, потому что там нет частной собственности в системе землепользования.”

Другую категорию людей, которых сейчас активно склоняют к принятию приднестровского гражданства, составляют лица, работающие в Российской Федерации. По словам вице-председателя Дубоссарского района Марии Жимбей, людей пытаются убедить в том, что это позволит им беспрепятственно работать в России и легче получить российский паспорт.

Лидер молдавской диаспоры в Москве Александр Калинин этот миф опровергает: „Я не располагаю информацией о том, что приднестровский паспорт дает привилегированный статус в Российской Федерации – разве что в том случае, если эти люди владеют и российским паспортом. Есть определенные программы в Приднестровье, которые предусматривают упрощенные процедуры получения российского гражданства.”

А вот что говорит журналист и экономист из Тирасполя Сергей Мельниченко: „Получают российское гражданство только те, кто отвечает определенным требованиям. Например, их родители или родственники жили на территории Российской Федерации. Упрощенной процедуры нет, разве что в Тирасполе открыт консульский пункт, где люди могут подать документы на гражданство без того, чтобы ехать в Кишинев.”
Ни для кого не секрет, что граждане Приднестровья платят значительно меньше за газ, электричество и другие коммунальные услуги. На первый взгляд, это может стать плодом искушения для жителей левобережных сел, контролируемых молдавскими властями, и подтолкнуть их сделать выбор в пользу приднестровской юрисдикции, так как эти села подключены к той же газовой системе.

Но, хотя жители тех сел платят по таким же тарифам, что и другие районы Молдовы, они получают компенсации как за газ, так и за электричество. Эти компенсации составляют эквивалент тарифной разницы на правом и левом берегу Днестра, говорит вице-председатель Дубоссарского района Мария Жимбей.

Однако более дешевый природный газ и менее обременительные коммунальные услуги слишком большой соблазн для некоторых жителей правобережья Днестра, утверждает экономист из Тирасполя Сергей Мельниченко: „Такая тенденция заметна особенно среди пенсионеров. Они продают свои квартиры в Кишиневе и за полученные деньги покупают жилье в Тирасполе. Другое довольно заметное явление – многие жители Резины в зимнее время перебираются в Рыбницу, где платят за тепло и другие коммунальные услуги по более низким тарифам.”

Из списка иллюзорных выгод так называемого приднестровского гражданства лишь пенсии дают преимущество тем, кто решил узаконить свое пребывание в Приднестровье, так как средняя пенсия выше примерно на 800 леев. Приднестровские старики даже получают ежемесячно надбавку к пенсии со стороны Российской Федерации – около 15 долларов, которые, однако, являются эквивалентом пособия в размере 200 леев, предназначенного для пенсионеров левобережных сел, находящихся под юрисдикцией Кишинева.

Чтобы получать приднестровскую пенсию нужно выполнить ряд условий, главное из них – пять лет постоянного проживания в Приднестровье. Несмотря на это, в большинстве случаев именно пенсионеры являются соискателями так называемого приднестровского гражданства.
Экономист Сергей Мельниченко говорит, что численность пенсионеров в левобережных районах растет с каждым годом, что тяжким экономическим бременем ложится на бюджет региона. Тем не менее, тираспольская администрация не откажется от этого инструмента заманивания молдавских граждан: „Этот факт способствует хорошему имиджу Тирасполя, укрепляет его позиции в глазах международного сообщества, так как является тузом в рукаве – молдавские граждане гонятся за гражданством непризнанной приднестровской республики. В споре или полемике, за столом переговоров это сильный аргумент Тирасполя.”

Эксперт Эдуард Цугуй считает, что жители сел восточных районов Молдовы, находящихся под юрисдикцией Кишинева, подвергаются, по сути, целенаправленному давлению с целью вынудить их принять приднестровское гражданство. Эти действия прикрываются мнимыми краткосрочными финансовыми выгодами, которые потеряют всю свою ценность, как только молдавские граждане смогут ездить без виз в страны Шенгенской зоны: „Они не могут устроиться там на работу, любое трудоустройство ограничено на левом берегу Днестра и обусловлено приобретением гражданства. У детей этих людей есть проблемы, связанные с получением образования и осуществлением прав граждан Республики Молдова. На пенсионеров оказывается давление, которое выражается в сиюминутных приманках, предполагающих какие-то мизерные, с моей точки зрения, финансовые соблазны. Несмотря на это, перспективы либерализации визового режима компенсируют эти призрачные выгоды, в том числе ту 15-долларовую надбавку к пенсии.”

То, что отдельные молдавские граждане проявляют интерес и даже приобретают приднестровское гражданство, должно заставить официальный Кишинев призадуматься, считает Эдуард Цугуй.

Поскольку это гражданство могут приобрести лишь те, кто жил в прошлом или живет сейчас на территории непризнанной республики, полагает эксперт Эдуард Цугуй, конституционная власть должна разработать план поддержки - финансовой, социальной и другого порядка – молдавских граждан, проживающих в левобережных селах, находящихся под юрисдикцией Кишинева.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG