Linkuri accesibilitate

„Статус-кво для Приднестровья меняется”



Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Статус-кво для Приднестровья меняется, и Тирасполю надо быть готовым к этому, считает бывший глава тираспольской дипломатии. Принять или нет приднестровским предприятиям либерализованный режим торговли с Европейским Союзом? Что думают об этом жители региона? И… как видит региональные перемены и перспективу урегулирования приднестровской проблемы политик, бывший председатель Парламента Республики Молдова?

***

Свободная Европа: Политико-экономический статус-кво в отношениях с Молдовой и Евросоюзом для Приднестровья уходит, и к этому надо готовиться. Это главный вывод, который нужно сделать Тирасполю после вильнюсского саммита Восточного партнерства. Как передаёт„Новый Регион”, такое мнение высказал в ходе публичной лекции в Тирасполе экс-министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак.

На Вильнюсском саммите Восточного партнёрства в конце ноября Молдова парафировала, наряду с Грузией, соглашение об ассоциации с ЕС. Этот документ среди прочего предусматривает и создание европейской зоны свободной торговли - то есть снятие импортно-экспортных пошлин.

Владимир Ястребчак
Владимир Ястребчак
По словам Ястребчака, „Молдова сделала очень важный и решительный шаг в направлении ЕС”. При этом он отметил, что соглашение об ассоциации в том виде, в котором оно парафировано, не оставляет пространства для компромисса – либо Приднестровье принимает новые правила игры, либо отказывается, и тогда зона свободной торговли на него распространяться не будет. Но выбор придется сделать, даже если Брюссель предоставил приднестровским предприятиям переходный период, продлив действующие автономные торговые преференции для Приднестровья до 1 января 2016 года.

Владимир Ястребчак считает, что в ближайшие год-полтора Приднестровью нужно сконцентрировать внимание на экономике, в частности, на восстановлении экономических связей с Россией. Опасения связаны с тем, что Молдова может подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом уже в следующем году, о чем говорили и высокопоставленные европейские чиновники.

Бывший дипломат, как и нынешние лидеры тираспольской администрации, считает, что Кишинев и его западные партнеры пытаются заставить Приднестровье войти в единое экономическое пространство Республики Молдова, ускорив, таким образом, и политическое урегулирование приднестровского конфликта. Но, несмотря на то, что политически Тирасполь ориентируется на Москву, на Россию приходится лишь 18% приднестровского экспорта. Экономика региона направлена на Евросоюз и Республику Молдова, куда уходят сегодня более 70% местных экспортных потоков.

Ястребчак полагает, что массовая переориентация приднестровской торговли на Россию возможна, если подключить механизм госзакупок. При этом он признает, что именно действующая система торговых преференций с Европейским Союзом привела к тому, что приднестровские предприятия направили свои экспортные потоки на рынок Молдовы и Европы.

***

Пирккa Тапиолa
Пирккa Тапиолa
И также агентство „Новый Регион” цитирует уже главу делегации Европейского Союза в Республике Молдова Пиркку Тапиолу, который заявил, что Европейский союз не хочет, чтобы соглашение об ассоциации „Молдова – ЕС” создало экономические проблемы для приднестровского бизнеса. Напротив, сказал он в Тирасполе на встрече с Ниной Штански, ответственной за внешнюю политику региона, Соглашение об ассоциации должно дать новые возможности экономического роста, новые рабочие места и новые рынки. В свою очередь, Нина Штански отметила, что в Приднестровье есть предприятия, которые торгуют на европейском рынке, и Тирасполь заинтересован в том, чтобы сохранить для них возможность продолжения деятельности; но, заявила Штански, никакого диалога о новых инициативах не получится, если не будут разрешены, цитирую, „существующие между Тирасполем и Кишинёвом внешнеэкономические сложности”, конец цитаты. Тирасполь против возобновления политических переговоров по правовому статусу региона и выступает за признание независимости и сближение по всем направлениям с Российской Федерацией.

***

А что думают рядовые жители Левобережья Днестра о возможном вхождении приднестровских предприятий в зону свободной торговли с Европейским Союзом?

Вообще-то я лично сама не слышала, но мне муж говорил об этом. Приднестровью что нужно делать? Ну, наверное, соглашаться, потому что… ну как? … и снабжение будет лучше, у нас и продукты будут другие. Ну, вот и все, что еще могу сказать…

Ну, если торговля, то, конечно, нужно. Потому что это вливание в страну новых денег, это обязательно, как же без этого? Если есть возможность, только у нас получается, что с одной стороны Молдова, а с другой стороны Украина, и вывезти что-либо из страны, если что-то и будем производить, будет довольно сложно, Но если у нас все-таки будет какое-то соглашение, либо с Молдовой, либо с Украиной, тогда, конечно, «за». Тогда «за». А если нет – тогда это не стоит, я думаю, тогда будет только зря потраченное время.

Мы будем большой, большой… авария, поэтому я даже не знаю, что сказать. Конечно, для нас это очень плохо, неизвестно, что нам делать. Я, например, не знаю. И что примут политики – тоже, на это ответить не могу. Ну, во-первых, вот, касаясь меня. У меня приднестровское гражданство и российское. Для того, чтобы идти вместе с Молдовой, значит, мне нужно принимать молдавское гражданство и неизвестно кем стать. За что боролись – неизвестно.

Что делать - я не знаю, но я знаю, что будет очень высокая конкуренция, наши производители слишком погорят на этом. Потому что будет новый товар из Европы, с которым наша продукция не сможет конкурировать.

Ой, следует делать не знаю что, но, думаю, что для Приднестровья это не очень хорошо. Точно так же, как и для Молдовы и Украины. Просто они, наверное, это слегка недопонимают. Ну а мы тут что? Мы, в принципе, ничего не производим такого, нас блокируют, и как-то мы останемся при своих интересах, скажем так.

Я сам путешествую, я не отсюда, но если бы соединились, то, наверное, было бы лучше.

Что же делать? Наверное, тоже надо, потому что как же будем так вот жить? И так тяжело живем…

Свободная Европа: Мнения случайных людей, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя и Бендер.

***

Свободная Европа: Взгляд из Кишинева на события, произошедшие в последнее время в регионе: парафирование соглашения об ассоциации Молдовы с Европейским Союзом, отказ Украины подписать аналогичное соглашение с Брюсселем, противоречивость отношений с Российской Федерацией и московское давление на Кишинев и Киев, в том числе посредством торговых эмбарго, а также оценка перспектив урегулирования приднестровского конфликта - моя коллега Валентина Урсу беседует об этом с бывшим председателем Парламента Республики Молдова Марианом Лупу, лидером Демократической партии, входящей в правящий альянс.
.
Свободная Европа: В какой мере будущее Республики Молдова зависит от решения официального Киева, от выбора дальнейшего пути Украины – на Восток или на Запад?

Мариан Лупу
Мариан Лупу
Мариан Лупу: „Непосредственно не зависит. Решения, принимаемые Республикой Молдова – это решения суверенного государства. Будущее Молдовы как конечная цель – полная интеграция в ЕС – никоим образом не зависит от того, что происходит на Украине или произойдет в Беларуси, Азербайджане. Мы строим свою жизнь, свою судьбу. Такие ситуации, как на Украине, могут повлиять тактически, некоторым образом, сделать данные задачи более сложными или более легкими. В этом смысле неподписание Киевом Соглашения об ассоциации – да, на некоторое время привело к тому, что данные задачи для Республики Молдова стали чуть более сложными. Но не критическими и не в той мере, чтобы изменить видение Кишинева.”

Свободная Европа: Но это может повлиять и на решение приднестровской проблемы?

Мариан Лупу: „Должен сказать, что именно этот вопрос наиболее чувствительный в контексте подписания или неподписания Украиной Соглашения об ассоциации. Потому что с подписанием этого соглашения мы можем рассчитывать на несравненно более благоприятную ситуацию в региональном плане для продвижения конкретных решений приднестровской проблемы. Неподписание Украиной данного соглашения не делает эти предпосылки намного более позитивными. Но, с другой стороны, и не ведет к тому, чтобы условия для приднестровской проблемы стали более сложными или драматичными.

Но в рамках политического диалога, торговых, экономических контактов между Кишиневом и Киевом неподписание Украиной соглашения об ассоциации однозначно не повлияет, не может да и не должно повлиять на эти отношения по всему своему спектру. Украина была, есть и будет стратегическим партнером Республики Молдова. Нам нужны хорошие отношения с соседним государством”.

Свободная Европа: По мере сближения Республики Молдова с Европейским Союзом отношения между Кишиневом и Москвой становятся волнообразными. Не снято эмбарго на экспорт молдавского вина на российской рынок, периодически возникает проблема высылки молдаван, работающих в Российской Федерации. Каким все-таки должно быть это сотрудничество? Кишинев говорит, что стратегическое партнерство между двумя государствами существует...

Мариан Лупу: „Да, хочу и я подтвердить то, о чем ранее говорили все мои коллеги, имею в виду и премьер-министра, и спикера Парламента, и коллег из других партий, а именно: что мы в один голос заявляем, что партнерство и отношения с Российской Федерацией носят стратегический характер для Республики Молдова.

Мы также утверждаем, что европейская интеграция не означает изоляцию Республики Молдова от остального мира. Европейская интеграция не предполагает разрыв отношений с другими восточными партнерами – Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Азербайджаном. Позиция Кишинева предельно ясна. Я не разделяю радикальных позиций отдельных политических партий, которые говорят, что мы стоим перед выбором: или ЕС, или СНГ. Это большая глупость.

Соглашение об ассоциации и после подписания, и после ратификации категорически не означает нашего выхода из СНГ, категорически не означает нашего выхода из соглашения о свободной торговле в рамках СНГ, категорически не означает, что мы не желаем безвизового режима для молдаван на этом пространстве. Наша позиция предельно ясна. Другой вопрос, какую позицию займет Москва? Потому что характер двусторонних отношений определяется обеими сторонами.”

Свободная Европа: Вы как раз подошли к вопросу, который я собиралась задать: чего хотят российские партнеры от сотрудничества с Молдовой?

Мариан Лупу: „Должен сказать, что в Москве есть различные политические силы, принимающие решения. Одни более рациональные, взвешенные, которые видят процессы в более европейской ключе, если можно так выразиться. Но есть и консервативные круги, более агрессивные, экстремистские. Какие из этих кругов возобладают? Трудно сказать. По моему мнению, конкретную оценку ситуации можно будет дать где-то к концу весны, после завершения Олимпийских игр в Сочи.

На данный момент я бы не стал торопиться с негативными прогнозами и заявить, что – да, плохой сценарий предрешен, нам не избежать экономических давлений, не миновать различных эмбарго и так далее. Потому что достаточно велика и вероятность того, и я это допускаю, что отношения будут развиваться в более конструктивном духе. Возможно, и решающим силам в Москве необходимо какое-то время для адаптации к возникшим реалиям.

Для нас же главное – это позиция Кишинева, наших властей. Демократическая партия поддерживает эту позицию. Мы будем развивать диалог с Москвой, докажем, что, по сути, Соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом не влечет абсолютно никакой угрозы реэкспорта для Российской Федерации. К слову, у нас имеется неопровержимый аргумент в этом смысле: вот уже десять лет Республику Молдова связывает Соглашение о свободной торговле с добрым десятком стран Юго-Восточной Европы, и никто не имел никаких претензий.

Иными словам, переговоры и консультации, диалог в целом будет вестись в профессиональной и крайне ответственной манере со стороны Кишинева. Искренне рассчитываю, что в политических кругах Москвы будет преобладать разум, здравый смысл и взаимное уважение к национальным интересам стран-партнеров.”

Свободная Европа: Почему Москва не снимает эмбарго на молдавские вина?

Мариан Лупу: „Первая сторона вопроса политическая, и это очевидно. Что бы там ни говорили, реакция на главные политические события была. Но не следует забывать, и надо открыто признать, что были и проблемы технического порядка – качество вин.

Я был поражен, узнав от моих коллег из Правительства, что, если для нашего экспорта в Евросоюз вся система отлажена предельно четко и строго, то этот механизм в отношении экспорта вин на восток был излишне либеральным. И, кстати, это стало не последним мотивом для однозначно правильного решения премьер-министра г-на Лянкэ – изменить статус соответствующего агентства и перевести его под непосредственный контроль правительства. Это было очень правильное решение. Возможно, в этом смысле следовало рассмотреть и ситуацию с другими отраслевыми учреждениями в целях обеспечения высокого профессионализма и самого высокого уровня ответственности.”

Свободная Европа: Чем можно, по-вашему мнению, объяснить тот факт, что в приднестровском урегулировании достигнут столь незначительный прогресс?

Мариан Лупу: „Различными интересами. Давайте говорить прямо, без обиняков: я не вижу прогресса в приднестровском урегулировании, начиная с 1992-1993 годов и по сегодняшний день. С одной стороны, это далеко не простой вопрос, чтобы найти ему быстрое решение. Но, с другой стороны, ни для кого не секрет, что приднестровская проблема не является чисто внутренним вопросом Республики Молдова.

Корни этой проблемы также не являются чисто внутренними. В этой зоне пересекаются различные интересы. Речь здесь и о России, и о Европейском Союзе, и о Соединенных Штатах Америки, и об Украине. И, разумеется, пока не произойдет совпадение этих интересов на платформе компромиссного решения именно в этом формате „5+2”, ощутимого прогресса не будет. О дефиците моделей говорить не приходится.

На протяжении всех этих лет было сформулировано множество подходящих, хороших идей и политического порядка, и статусного, и экономического, и финансового. Налицо большой дефицит воли для урегулирования этой проблемы. Когда эта воля появится? Трудно сказать. Несомненно одно – не является приднестровская проблема неразрешимой. Потому что она не отличается ни этническим характером, ни религиозным, ни лингвистическим. С самого начала этот конфликт был чисто идеологическим и был порожден, в том числе, в результате влияния извне.”

Свободная Европа: Лидер Демократической партии, экс-председатель Парламента Республики Молдова Мариан Лупу в интервью Валентине Урсу.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG