Linkuri accesibilitate

Приднестровье: итоги одной програмной речи


Евгений Шевчук
Евгений Шевчук

Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут НА Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Евгений Шевчук обратился к жителям Приднестровья с ежегодным посланием, в котором отметил, что после его прихода к власти удалось стабилизировать экономику региона. Что изменилось за последний год и в каком направлении? Об этом беседуем с экспертами и жителями Тирасполя. После полутора лет переговоров Кишиневу и Тирасполю удалось договориться по нейтральной модели номерных знаков для приднестровского автомобильного транспорта, но еще ведут переговоры по процедуре их регистрации.

***

Свободная Европа: Итак, Евгений Шевчук обратился с ежегодным посланием к жителям региона – это второе его обращение „к народу” с момента прихода к власти. Выступая во Дворце Республики в Тирасполе, он сказал жителям левобережья Днестра, что огромный бюджетный дефицит Приднестровья является результатом сложной социально-экономической ситуации, унаследованной им от бывшего режима Игоря Смирнова. Шевчук отметил, в частности, что ему пришлось повысить на 70% тариф на природный газ для экономических субъектов, и подчеркнул, что не откажется от этой меры, несмотря на то, что предпринятый шаг больно ударил по крупным предприятиям. О сложившейся экономической ситуации и результатах правления Шевчука мы беседуем с экономистом из Тирасполя Сергеем Мельниченко. По мнению эксперта, когда Евгений Шевчук пришел к власти, экономическое положение региона действительно было достаточно тяжелым, но это в большей степени можно связывать не со сменой власти, а с тем, что Приднестровье не оправились от финансового кризиса, который начался в 2008 году. Тогда как Евгений Шевчук утверждает, что ситуацию в экономике удалось выровнять, тираспольский эксперт Сергей Мельниченко не видит никаких осязаемых результатов нового управления.

Сергей Мельниченко: „Попытки нового образованного органа власти – правительства – каким-то образом наладить работу бизнеса, в принципе, к каким-то большим результатам за этот год не привели. По итогам прошлого года можно разве что вспомнить заключенный между правительством и ММЗ летом прошлого года меморандум-соглашение об отсрочке налоговых платежей. Это был единственный пример сотрудничества государства и бизнеса. Дальше пошло в большей степени худшие варианты. Скажем, в рамках того, что правительство и президент не могут найти общего языка с Верховным советом, как известно, не был принят основной финансовый документ года – бюджет на 2013 год. Регулирование бюджетных расходов происходило по постановлению правительства”.

По мнению Сергея Мельниченко, на экономике региона крайне отрицательно сказалось и другое решение администрации Шевчука – о повышении с начала года почти на 70% стоимости природного газа для частных предприятий. Это решение, считает эксперт, противоречит конституции непризнанной республики, которая провозглашает равенство всех форм собственности, и привело к приостановке работы ряда крупных предприятий.

Молдавская ГРЭС
Молдавская ГРЭС
Сергей Мельниченко: „Это привело к тому, что Молдавская ГРЭС перешла на использование твердого топлива при производстве электроэнергии. Это привело к тому, что стали ММЗ и цементный завод – ММЗ уже простаивал, а цементно-шиферный комбинат сейчас простаивает из-за увеличившихся тарифов на газ. С другой стороны, это не пополняет в полной мере тот газовый счет, за счет которого ликвидируется дефицит пенсионного фонда. О чем еще можно сказать? Достижением может считаться то, что удалось собрать по итогам 2012 года налогов на 18% больше, чем планировалось. Другие варианты, более или менее позитивные, это сокращение и оптимизация расходов примерно на 10% госрасходы были сокращены. За счет этого удавалось и пока на данный момент удается рассчитываться по социально-защищенным статьям и по выплате пенсий и зарплат”.

Сергей Мельниченко говорит, что по этой причине в приднестровском бюджете не остается средств на развитие и инфраструктуру – и эта ситуация усугубляется отсутствием инвестиций.

Свободная Европа попыталась узнать и мнение рядовых жителей Тирасполя о переменах, произошедших за год правления Шевчука.

– Хуже не стало. Лучше тоже. Вот, собственно, и все. А послания, к сожалению, не слышали в этом году. Как-то не сложилось. Лучше увидеть, чем услышать. В среднем, все хорошо.

– Лично у нас все хорошо. Дай Бог всем также!

– Честно? Зарплата не поспевает за ценами. Это однозначно. Город стал чище – вот это нравится. Вот троллейбус прошел новый, приятно. Но с зарплатами и ценами надо что-то решать. Просто на жизнь не хватает.

Декабрь, 2011 г.
Декабрь, 2011 г.
– Вы знаете, я думаю, что улучшилось. Как-то свободнее дышать стало. Мне процесс… Не буду вдаваться в подробности, связанные с работой, были определенные проблемы раньше. А сейчас, с приходом президента с новой командой эти проблемы устранены.

– Особых изменений я не почувствовала.

– По крайнее мере, два года назад мне вид на жительство сделали намного быстрее, чем в этом году его продлевают. Коррупция. Денег просят. Мало того, меня полтора года прописывали в свою квартиру. Моя квартира, все, документы – меня не могли прописать полтора года.

– Я все-таки считаю, что она несколько улучшилась, потому что, избирая президента, мы очень верили, что он нам поможет. И очень на это надеемся. Ну, учитывая, что мы пенсионеры, нам пенсию подняли – за это тоже спасибо. Я еще продолжаю работать, там тоже несколько увеличили зарплату, и мы довольны.

– Сложно сказать. В принципе, изменения коснулись в основном внешней среды. Изменений внутренних, по работе, мы еще не ощутили на себе, но, наверное, все-таки движение - это жизнь, поэтому придем к чему-то хорошему. А если этот год брать, то конечно. В законодательной базе очень большие изменения, в кадровом составе очень большие произошли изменения, перестановка, омоложение произошло всех коллективов, скажем так. То есть изменения – да, ощутимы, видны. Пока, мне кажется, трудно давать прогноз - к хорошему или нет, остается только надеяться, что все будет хорошо. И что будет положительный эффект.

Свободная Европа: Мнения случайных людей, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя.


***

И также на прошлой неделе политические представители Кишинева и Тирасполя Еуджен Карпов и Нина Штански окончательно согласовали модель номерных знаков для приднестровских автомобилей. Эти знаки, которые официальному Кишиневу придется признать, не будут содержать символическую аббревиатуру страны – MD, которую, тем не менее, необходимо будет разместить на стекле или кузове машины. Подробности Валентина Урсу узнала у молдавского вице-премьера по реинтеграции Еуджена Карпова:

Свободная Европа: В результате этой встречи, которая у вас состоялась с политическим представителем Тирасполя Ниной Штански, вы пришли к компромиссу в вопросе о регистрационных номерах приднестровского транспорта. Как понять гражданам эту формулировку – пришли к компромиссу?

Еуджен Карпов
Еуджен Карпов
Еуджен Карпов: „Диалог на эту тему между Кишиневом и Тирасполем фактически длится с середины прошлого года. Имеется проект документа, который касается свободы передвижения для жителей обоих берегов Днестра. Он включает ряд аспектов: и открытие моста в районе сел Гура-Быкулуй и Бычок, и свободу передвижения любыми транспортными средствами между двумя берегами Днестра, и возможность передвижения приднестровского транспорта по международным трассам. Имеется в виду – в других странах”.

Свободная Европа: Но согласованная модель номерных знаков для приднестровского транспорта – кем был предложен этот вариант? Кто и когда проведет регистрацию владельцев этих автотранспортных средств?

Еуджен Карпов:
„К этому варианту мы пришли в ходе диалога, это нейтральная модель, которая содержит в качестве элементов лишь две буквы и пять цифр – буквы „A” и „B” латинского алфавита и цифры, обозначающие номер машины. Дизайн номерных знаков – это всего лишь один из элементов всего механизма, который необходимо отладить. Вы коснулись также собственно процедуры регистрации этих автотранспортных средств, а также необходимости создания соответствующей базы данных. Это крайне важный момент. Кишиневская делегация пришла с предельно конкретными предложениями – чтобы эта база данных была создана в Центре государственных информационных ресурсов „Registru” в Кишиневе. Почему мы настаиваем на этом? Потому что когда Республика Молдова согласится – если мы обговорим все детали - чтобы автомобили с такими номерными знаками ездили за рубежом, она обязана будет уведомить об этом страны, подписавшие соответствующие международные конвенции, и будет нести ответственность за эти автотранспортные средства, в частности, за достоверность номерных знаков и сопроводительных документов этих средств; соответственно, база данных должна находиться в Кишиневе. К этой базе данных должны иметь доступ и Кишинев, и Тирасполь, с той лишь разницей, что последний не сможет вносить изменения в эту базу данных. Таким образом, будет создан механизм с участием и Кишинева, и Тирасполя, и его управление будет осуществляться совместно”.

Свободная Европа: Но есть мнения, которые этот консенсус, достигнутый, кстати, не так легко, интерпретируют как уступку со стороны Кишинева. И не исключено, что впоследствии это может стать поводом для шантажа – мол, если Кишинев признал номерные знаки, то ему следует признать что-то еще; иными словами, расставят вам ловушку…

Еуджен Карпов:
„Не могу согласиться с таким подходом по той простой причине, что предпринятыми действиями мы пытаемся создать механизмы, которые сближают и объединяют нас как на международном уровне, так и на уровне инструментов, которыми мы будем располагать для управления определенным процессом. Я бы сказал, скорее, что это промежуточная ситуация, переходная, к окончательному урегулированию приднестровского конфликта. Сегодня известно, что номерные знаки автотранспортных средств из Приднестровья не соответствуют ни одному международному стандарту и не признаны на международной арене. Планки, о которых мы говорим, соответствуют Венской конвенции 1968 года о дорожном движении и, таким образом, мы полностью впишемся в международные правовые рамки. Я не упоминал о том, что в случае введения этого механизма на автомобилях сзади в обязательном порядке будет проставляться эмблема с аббревиатурой государства, где зарегистрирован этот транспорт – то есть аббревиатура „MD”. В обязательном порядке. Без этого символа автомобили не будут иметь право выезжать за пределы Республики Молдова”.

Свободная Европа: Вы по-прежнему настаиваете на необходимости продолжения диалога по обеспечению свободы передвижения, считая эту работу предельно важной. Следующий шаг какой, с вашей точки зрения? Открытие моста в районе села Гура-Быкулуй?

Еуджен Карпов:
„Следующим шагом, по моему мнению, должно стать окончательное согласование этого механизма, то есть согласование процедуры регистрации в Кишиневе и создания базы данных этих автотранспортных средств. После этого обсудим схему предоставления партнерам из Тирасполя разрешительных документов на грузопассажирские перевозки в государства региона, т.е. в Украину, Россию, Румынию и другие страны континента. В этом же пакете фигурирует и мост в Гура-Быкулуй, где технических проблем меньше, нужна лишь политическая воля, и, думаю, в самые короткие сроки этот мост может стать функциональным”.

Свободная Европа: Г-н Карпов, вы наверняка в курсе и других интерпретаций, в частности, о том, что после того, как Молдова подпишет – возможно подпишет – Соглашение о свободной торговле с Евросоюзом таможенная граница будет проходить по Днестру. Как вам такие оценки?

Еуджен Карпов: „Ни о какой границе речи быть не может – таможенной или какой-либо иной. На Днестре имеется административная линия, которая абсолютно искусственно сегодня разделяет два берега реки Днестр. В случае, если Республика Молдова подпишет этот документ, крайне важный для бизнес-сообщества – и в целом для Республики Молдова – то население левобережья Днестра будет лишено определенных инструментов, благоприятных для развития торговли в регионе. Это негативное последствие должны осознавать те, кто сегодня принимают решения в Тирасполе”.

Свободная Европа: Но для приднестровского бизнес-сообщества подписание молдавско-европейского соглашения имеет и какие-то преимущества?

Еуджен Карпов:
„Какие-то преимущества для предпринимателей левобережья Днестра этот документ будет иметь в том случае, если приднестровское бизнес-сообщество присоединится к нашим соглашениям с Евросоюзом – нынешним или будущим, которые мы получим на базе нового Соглашения. Если это сообщество не присоединится, то минусов будет больше, чем плюсов”.

Свободная Европа: Но политика там превалирует пока над экономикой?

Еуджен Карпов:
„К сожалению, политические решения сегодня в Тирасполе не принимают в расчет и экономические преимущества, которые могут появиться в результате подписания Соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом”.

Свободная Европа: Поскольку, так или иначе, экономические проблемы наиболее сенсибельные, широко обсуждается сегодня возможное введение российского рубля в Приднестровье. И я слышала, как г-жа Штански уважительно так и корректно посоветовала вам не вмешиваться во внутренние дела Приднестровья. Вы как это поняли?

Еуджен Карпов:
„Лично я поднял этот вопрос на пленарном заседании, в котором участвовали и представители миссий формата „5+2”. До настоящего момента не было никаких дискуссий на уровне Кишинев-Тирасполь о возможном введении каких-либо иностранных валют на территории приднестровского региона. Эта информация прозвучала в СМИ, и мы попросили разъяснений. Позицию приднестровской стороны озвучила Нина Штански, но в этом случае значение имеет, по сути, позиция Российской Федерации, так как российский рубль является официальной валютой этой страны. В ходе заседания мы попросили, чтобы наши российские партнеры раскрыли скобки в этом вопросе. И я уверен, что последуют и демарши по другим дипломатическим каналам с целью выяснить отношение Российской Федерации, так как Российская Федерация – крайне важный партнер в урегулировании приднестровского конфликта. Российская Федерация является и посредником. Российская Федерация является и участником миротворческой миссии. И Российская Федерация – государство, которое неизменно подчеркивало необходимость разрешения приднестровского конфликта на принципе суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова, с предоставлением особого статуса приднестровскому региону. Такой подход и введение российского рубля в качестве платежного средства в Приднестровском регионе, считаю, несовместимые вещи. Необходимо выяснить позицию”.

Свободная Европа: А по другому случаю Тирасполь требовал признать Приднестровский центробанк...

Еуджен Карпов:
„Инициатив и предложений было много. Разумеется, те, что не вписываются в международные стандарты и идут вразрез с международными обязательствами Республики Молдова, обсуждению не подлежат”.

Свободная Европа: Какие еще вопросы в диалоге между Кишиневом и Тирасполем остаются уязвимыми?

Еуджен Карпов:
„В ходе обсуждения перспектив легального передвижения приднестровского автотранспорта в других странах мы подняли вопрос о том, что происходит в последнее время в Приднестровье, где автоинспекция изымает с машин молдавские номерные знаки. Мы заявили, что такой подход недопустим. Это односторонние действия, не способствующие успешному ходу переговоров и сближению позиций сторон в целях решения других проблем. Мы ясно и четко предложили, чтобы все изъятых номерные знаки были возвращены их владельцам, а если у приднестровской стороны есть вопросы, пусть вынесет их на обсуждение в рамках существующих механизмов диалога, консультаций, переговоров. В частности, по этим вопросам есть рабочие группы, в которые входят специалисты из Кишинева, МВД и эксперты из Приднестровья, уполномоченные обсуждать любые проблемы, связанные с транспортными средствами, без односторонних действий, направленных против водителей или соответствующих транспортных средств. Я поднял, кроме этого, и другой вопрос – о принятом решении, согласно которому жителям левобережья Днестра, работающим в Кишиневе, придется платить за коммунальные услуги по дифференцированным тарифам, увеличенным. Считаем, что это дискриминационное решение, решение, которое ухудшает финансовое положение значительной категории населения левобережья Днестра. Подобные действия лишь препятствует нормальному ходу переговоров, и такие решения недопустимы. Такова наша позиция и мы будем настаивать на этом”.

Свободная Европа: Вице-премьер по реинтеграции Еуджен Карпов отвечал на вопросы Валентины Урсу.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG