Linkuri accesibilitate

Зеленский против олигархов: война или имитация?


Виталий Портников: Суд в Киеве отправил под домашний арест до 9 июля подозреваемого в государственной измене главу политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктора Медведчука. Сам он называет выдвигаемые ему подозрения политической расправой. А президент Украины Владимир Зеленский заявляет, что дело Медведчука – это начало процесса деолигархизации в Украине.

Обоим подозреваемым может грозить до 15 лет лишения свободы

Почему борьбу с пророссийскими силами украинские власти сейчас пытаются подменить борьбой с олигархами? Каким может быть ответ Кремля на уголовное преследование в Украине ключевого пророссийского лоббиста? И завершится ли дело Медведчука вынесением ему в суде обвинительного приговора? В нашей студии Андрей Тетерук, депутат Верховной рады Украины 8-го созыва, на связи Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента".

Корреспондент: Виктору Медведчуку вместе с соратником Тарасом Козаком инкриминируют государственную измену и расхищение национальных ресурсов в аннексированном Россией Крыму. Украина объявила Козака в розыск и, по данным следствия, он скрывается на территории Российской Федерации. Обоим подозреваемым может грозить до 15 лет лишения свободы. По версии следствия, в 2015 году Медведчук зарегистрировал в России предприятие, которому украинские власти в свое время выдали лицензию на разработку черноморского месторождения углеводородов у берегов Крыма. Сумма нанесенного Украине ущерба оценивается почти в полтора миллиарда долларов. Также Медведчука и Козака подозревают в передаче российской стороне данных о секретном украинском военном подразделении.

После Евромайдана и смены власти в Украине Медведчук стал фактически посредником в контактах Киева с Кремлем

"Мы говорим только об уголовных правонарушениях, которые называются преступлениями, и никакой политики в действиях правоохранительной системы Украины нет", – подчеркнула на брифинге генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова. Медведчуку, как заявляют в офисе генпрокурора, предъявлено не последнее подозрение в нынешнем деле. Сам политик называет его сфабрикованным и обвиняет власти в "политической расправе".

В феврале этого года Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел санкции в отношении Медведчука и его супруги Оксаны Марченко, а также в отношении Тараса Козака и формально принадлежащих ему трех информационных телеканалов, которые в итоге прекратили вещание в Украине.

После Евромайдана и смены власти в Украине Медведчук стал фактически посредником в контактах Киева с Кремлем.
За последние семь лет он неоднократно встречался с Владимиром Путиным. Медведчук поддерживает требование России о предоставлении особого статуса Донбассу и выступает за федерализацию Украины.

Российский президент оперативно отреагировал на решение суда о домашнем аресте для главы политсовета "Оппозиционной платформы – За жизнь". Путин назвал дело Медведчука-Козака зачисткой политического поля Украины от несогласных с политикой властей в отношении Донбасса и взаимодействующих с Россией и заявил, что Москва будет реагировать на такие решения Киева.

"Судя по всему – и это очень печально, – Украину медленно, но верно превращают в какой-то антипод России, в какую-то антироссию, в какую-то площадку, с территории которой мы постоянно, судя по всему, будем получать требующие особого с нашей стороны внимания с точки зрения обеспечения безопасности Российской Федерации новости", – отметил российский лидер.


Для действующего украинского президента Владимира Зеленского Медведчук стал личным политическим врагом. 20 мая во время пресс-конференции, приуроченной двухлетию пребывания в должности главы государства, Зеленский заявил, что эпоха Виктора Медведчука заканчивается и приоритетом номер один для власти является построение Украины без коррупции и олигархов.

Секретарь Совета нацбезопасности Украины Алексей Данилов не исключает, что в случае вынесения судом обвинительного приговора и осуждения Медведчука могут обменять на украинцев, находящихся в российских тюрьмах. Впрочем, немало экспертов полагают, что, скорее всего, дело Медведчука не будет доведено до своего логического завершения и ключевой пророссийский политик в Украине избежит наказания.

Виталий Портников: Андрей, работая в Верховной раде, вы подавали в Генеральную прокуратуру иск против Медведчука и как раз требовали привлечь его к уголовной ответственности. Не прошло и двух лет, но, насколько я понимаю, это не ваше обвинение?

Наша политическая сила считает, что Медведчук враг нашей страны

Андрей Тетерук: Я был одним из многих политиков нашей политической силы, которые пытались привлечь Медведчука к ответственности. Среди наших партнеров был Андрей Левус в 2016 году, потом Виктория Сюмар выиграла суд в 2017-м. Наша политическая сила последовательно стояла на позиции, что Медведчук враг нашей страны. Когда он в январе 2019 года позволил себе выйти за красные линии, я немедленно воспользовался этой ситуацией, написал в Генпрокуратуру соответствующее депутатское обращение с просьбой дать правовую оценку этим словам и привлечь его к ответственности. Генеральная прокуратура по двум статьям, 110 и 111 (посягательство на территориальную целостность и государственная измена) возбудила уголовное дело и направила его в СБУ. Сегодня это дело стоит на паузе, оно не расследуется. Я думаю, раз по моему обращению дело не было закрыто, оно может сыграть в любой момент.

Виталий Портников: Интересно. С одной стороны, президент Зеленский постоянно настаивает на возможности встречи с Владимиром Путиным, что подразумевает хоть какое-то взаимопонимание по ключевым вопросам. С другой стороны, есть человек, которому Путин откровенно симпатизирует и не раз это доказывал. Сейчас мы видим, как российское политическое руководство реагирует на уголовное преследование Медведчука, но, тем не менее, оно происходит. Может быть, на самом деле Владимир Зеленский не хочет никакого Путина в партнеры по переговорам, это все слова, а реальные дела – это борьба с пророссийскими силами вплоть до закрытия телеканалов и уголовного заключения лидеров?

Виктор Медведчук (в центре) во время рассмотрения апелляции на избрание меры пресечения в Киевском апелляционном суде. 21 мая 2021 года
Виктор Медведчук (в центре) во время рассмотрения апелляции на избрание меры пресечения в Киевском апелляционном суде. 21 мая 2021 года
При Порошенко Медведчук был официальным представителем Украины в Трехсторонней контактной группе

Владимир Фесенко: Дело не в том, кого Зеленский хочет видеть в роли партнера по переговорам. Тут нет выбора, в роли такого партнера начиная с 2014 года один и тот же человек – президент Путин. Но, конечно, контекст переговоров влиял на Зеленского. При всей нелюбви к Медведчуку… При Порошенко Медведчук был официальным представителем Украины в Трехсторонней контактной группе, а когда Зеленский стал президентом, он сразу же убрал его из ее состава. Однако Медведчука действительно долго не трогали. Я думаю, в прошлом году явно принималась во внимание необходимость сохранения перемирия. У Зеленского еще сохранялась надежда, что удастся договориться с Путиным, найти какой-то приемлемый компромисс.

Владимир Фесенко
Владимир Фесенко

Перелом произошел в январе. Стало очевидно, что возобновляются военные действия на Донбассе, переговоры зашли в тупик, Россия резко изменила переговорную тактику, стала оказывать давление и в процессе переговоров, и военным путем. А тут еще и Медведчук начал агрессивную информационно-политическую атаку на Зеленского. Тогда, видимо, Зеленский решил: раз так, то терять нечего. Он не отказывается от переговоров, но решил ответить по-серьезному в адрес Медведчука, а тут еще ему кто-то подсказал вариант с санкциями, и началась вся эта история.

Нынешняя история с Медведчуком может сорвать личную встречу Зеленского и Путина

И просто так она не закончится, потому что Зеленский ощутил двойной интерес к делу Медведчука. С одной стороны, он понял, что это угроза национальной безопасности, нужно как минимум сдерживать Медведчука, загнать его в резервацию, а с другой стороны, он ощутил, что, оказывая давление на Медведчука через санкции, он получает рейтинговые дивиденды. Поэтому у него возникло желание продолжить это дело и дальше. Мы видим, что Путин реагирует на это достаточно резко и эмоционально, и нынешняя история с Медведчуком может сорвать личную встречу Зеленского и Путина: переговоры на эту тему шли в апреле, а сейчас об этом даже никто не заикается.

Виталий Портников: Я был несколько обескуражен, когда президент Зеленский стал говорить о деле Медведчука, как об истории борьбы с олигархами. Я рассматриваю всю эту историю именно как идеологическую борьбу Зеленского с пророссийскими силами. Это же не просто уголовное преследование – это обвинение в национальной измене, закрытие пророссийских каналов, напоминание о диалогах Медведчука с Дмитрием Козаком, куратором украинского направления в путинской администрации.

И тут вдруг такое ощущение, что президенту все же хотелось бы использовать это дело Медведчука именно как часть борьбы с олигархами. Он объявил олигархом бывшего президента Украины Петра Порошенко, который до сих пор остается главным конкурентом Зеленского на политическом поле и возможным участником второго тура выборов президента Украины. Стоит ли использовать историю с Медведчуком для таких политических ходов?


Владимир Фесенко: Да, Зеленский не устоял перед этим соблазном убить двух зайцев, не только показать борьбу с Медведчуком как с угрозой "пятой колонны" России внутри Украины, но и сразу предъявить первые результаты борьбы с олигархами. Является ли Медведчук олигархом, как и Петр Порошенко? Да, они, а также Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ, однозначно являются олигархами. Три главных признака олигархов: во-первых, это должны быть крупные бизнесмены, как минимум мультимиллионеры. Во-вторых, это крупные бизнесмены, которые имеют политические инструменты влияния, свои партии, своих депутатов в Верховной раде, часто своих лоббистов в исполнительной власти. И третий критерий – у них есть влиятельные масс-медиа, прежде всего, телеканалы.

У Медведчука было три телеканала. Сейчас они закрыты, так что один олигархический функционал Медведчук утратил. Но его политическое влияние сохраняется, и у него есть особый признак – это влияние через Россию. Как я понимаю, большая часть бизнеса Медведчука сосредоточена в России, хотя и записана на разных подставных лиц. Его политический инструмент влияния – это не только часть фракции ОПЗЖ, это Путин – вот где проблема. Поэтому Медведчук пока остается еще непобежденным олигархом.

Порошенко тоже олигарх – у него два телеканала, своя партия, своя парламентская фракция: он действующий политик. При этом он остается одним из крупнейших украинских бизнесменов. Дело ведь не только в олигархах – это давняя и более широкая проблема взаимопроникновения крупного бизнеса и большой политики. Поэтому бороться надо не просто с олигархами, а с самой этой проблемой, ведь она проявляется не только на уровне олигархов, но и по всей вертикали, включая и региональную власть.

Виктор Медведчук и Владимир Путин во время встречи в Ново-Огарево. 6 октября 2020 года
Виктор Медведчук и Владимир Путин во время встречи в Ново-Огарево. 6 октября 2020 года

Виталий Портников: Владимир четко разложил, что такое олигархи, а я, например, не считаю Медведчука и Порошенко олигархами. На мой взгляд, олигархи – это люди, которые контролируют определяющие отрасли экономики, имеют реальное влияние в информационном пространстве. Медведчук и Порошенко его не имели, потому что у них были новостные каналы. А те четыре олигарха, о которых сказал Владимир, имеют реальное информационное покрытие. Самое главное, они же все анонимы, они действительно имеют своих лоббистов во власти, но сами во власть не идут, в отличие от Порошенко и Медведчука, которые являются легальными политиками.

Наши олигархи баснословно богаты только потому, что могут влиять на распределение бюджета, грабить его

Андрей Тетерук: Я считаю олигархом человека, который, кроме вышеперечисленных условий, может влиять на перераспределение бюджета. Наши олигархи неспособны выйти на IPO и конкурировать в любой другой стране. Они баснословно богаты только потому, что могут влиять на распределение бюджета, грабить его.

Виталий Портников: Или получают преференции в энергетике через государство, как господин Ахметов или господин Коломойский.

Андрей Тетерук
Андрей Тетерук

Андрей Тетерук: Немаловажный фактор, который способствует тому, что наша Украина продолжает оставаться олигархичной, это слабая судебная власть, слабость в правовом плане нашей страны, где все, особенно Зеленский, демонстрируют возможность безнаказанно игнорировать законодательство и Конституцию.

Виталий Портников: Владимир Зеленский очень напоминает мне Владимира Путина первого периода президентства, когда был выдвинут тезис о равноудалении олигархов. Кстати, этот тезис всем очень понравился, в том числе и либералам, после этой семибанкирщины, когда олигархи фактически установили контроль над структурами власти и сами хотели иметь должности. Борис Березовский был даже заместителем секретаря Совета безопасности России, исполнительным секретарем СНГ, а Потанин – вице-премьером российского правительства. Все понимали, что власть в руках олигархов.

А чем обернулось равноудаление олигархов? Борис Березовский и Владимир Гусинский были вытеснены из страны, Михаил Ходорковский посажен в тюрьму, а все остальные стали частью правящего режима. Появились еще и государственные олигархи, которые вроде бы не имеют никакой собственности, но всей собственностью в госкомпаниях распоряжаются, почти как Коломойский при Зеленском. Может быть, в Украине уже наступила путинская эпоха, или она только наступает?

Владимир Фесенко: Напомню важную деталь: Коломойский стал распоряжаться государственными компаниями, "Укрнафтой" и "Укртатнафтой", задолго до Зеленского. Так было и при Ющенко, и при Януковиче, и при Порошенко, проблема остается нерешенной и сейчас. Это будет вызов для президента Зеленского.

Скорее всего, по отношению к каждому из олигархов Зеленский будет выбирать отдельную тактику

Вы обозначили очень серьезную альтернативу для Зеленского. На первом этапе своего президентства он так же, наверное, придерживался этого принципа равноудаленности. Он об этом публично говорил, пытался усаживать олигархов за один стол, пытался дистанцироваться от Коломойского. С другой стороны, приблизился Ахметов. Кстати, он в свое время приблизился и к Порошенко, и там была совместная бизнес-схема, которая до сих пор окончательно не расследована: "Роттердам плюс".

Но что делать дальше? Если идти по путинскому пути, то это авторитарный вариант борьбы с олигархами, когда в стране будет только одно главное лицо, а олигархи под ним, то есть под президентом. Главных олигархов надо отправить куда-нибудь далеко, а Сибири у нас нет. Не знаю, готов ли к этому Зеленский. Мой прогноз: скорее всего, по отношению к каждому из олигархов Зеленский будет выбирать отдельную тактику. Например, на открытый конфликт с Коломойским и Ахметовым он не пойдет, в том числе из-за того, что у них очень сильное и медийное, и политическое влияние. По Порошенко он хочет ударить, как ударил по Медведчуку, но тут нельзя применять тот же самый инструмент. Как я понимаю, это самая главная проблема и по делу Медведчука, и по делу олигархов.

XS
SM
MD
LG