Linkuri accesibilitate

Николае Дамаскин: «80% контента на медиарынке Молдовы – из России»


Интервью с вице-председателем Координационного совета по телевидению и радио.

Когда критика в адрес молдавских властей становится слишком острой, они, как правило, предпочитают откладывать вопросы, повлекшие отрицательные оценки. Так случилось и с новым Кодексом о телевидении и радио, а также с пакетом документов о противодействии пропаганде – они отложены на осеннюю сессию парламента. Вице-председатель Координационного совета по телевидению и радио Николае Дамаскин рассказал Свободной Европе, как он расценивает критику в адрес новых положений Кодекса, и что, по его мнению, может произойти, если спорные поправки будут приняты.

Свободная Европа: Г-н Дамаскин, начнем с технического вопроса. Почему парламент отложил окончательное решение по новому Кодексу о телевидении и радио?

Николае Дамаскин: Понимаете, парламент, по моему мнению, это политический орган; соответственно, многие решения рассматриваются депутатами в политической плоскости. Надеемся, законодатели не будут тянуть с этими поправками.

Свободная Европа: Лично вам, как вице-председателю КСТР, хотелось бы, чтобы эти поправки были приняты осенью?

Николае Дамаскин: Разумеется. Более того: я считаю, что эти поправки нужно было принимать лет двадцать назад.

Свободная Европа: Авторы законопроекта предлагают запретить ретрансляцию теле- и радиопередач из государств, не присоединившихся к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, а также обязать местные телеканалы увеличить долю собственного вещания до восьми часов в сутки, в том числе в прайм-тайм — до шести часов. К этому, в основном, сводятся поправки, о которых мы говорим. А сотрудники СМИ и эксперты задаются вопросом, не являются ли предложенные изменения попыткой медиамагната и политика Влада Плахотнюка устранить и те остатки конкуренции, которые еще есть на медиарынке Республики Молдова?

Николае Дамаскин: Начнем с того, что я не делаю никаких политических заявлений и не вмешиваюсь в то, что называется политической подоплекой. Я работник аудиовизуальной сферы, и выскажу свою точку зрения исключительно как специалист в данной области. На сегодняшний день в Республике Молдова 68 телеканалов. Что предлагает эта поправка? На аудиовизуальном рынке Молдовы доминируют несколько телеканалов. По статистике, по охвату аудитории молдавский телерынок поделен следующим образом: 29,7% приходятся на Prime TV, Canal 2, Canal 3, Publika TV – владелец г-н Плахотнюк; 8,4% составляет доля «РТР Молдова»владелец Валентина Стецко из Бельц и компания SB Grup Media; 5,3% принадлежат «ТНТ-Bravo» и TV7 – владелец Кирилл Лучинский, 4% закрепились за N4 – владельцы Сырбу и Боршевич, по 3% у «РЕН ТВ» – владелец Федоров и «НТВ-Молдова», который только-только появился на рынке – владелец Фуркулицэ, и т.д.

Нетрудно заметить, что четыре или пять телеканалов, ретранслируемых из Российской Федерации, располагают наибольшей аудиторией в Республике Молдова, соответственно, на них приходится и львиная доля выручки от рекламы – свыше 50%. Ситуация, в которой находимся мы сегодня, небывалая в мировой практике, потому что только в Республике Молдова существует такое явление: берется телеканал другой страны, ретранслируются все передачи от начала до конца, но также в сетку этого канала вводится один-два информационных выпуска – и все, у нас свой собственный телеканал. Такой практики нигде в мире нет.

Либо мы хотим, чтобы у нас были собственные телеканалы в Республике Молдова, либо мы ретранслируем зарубежные. Более того, не подумайте, что выручка от рекламного рынка, которая составляет 50%, остается у владельцев каналов в Республике Молдова – впоследствии эти деньги переводят производителю контента.

Что предусматривают предложенные поправки? Сейчас у нас через эфир распространяется уже менее 75% программ, а в остальном – порядка 33% идет через IPTV, 25% посредством эфира, 24% передается через кабельную сеть и 18% через спутник. Предлагается изменить процент собственного продукта. В настоящее время, согласно решению КСТР, производители обязаны довести долю собственного продукта до 30%. Однако они включают в эти 30% музыкальные видеоклипы, которые передают с двух часов ночи и до шести утра. В предложенных поправках проценты не меняются, их тоже 30%, и доля собственного вещания также не меняется – до восьми часов в сутки; новинка состоит в этих шести часах вещания в прайм-тайм.

Свободная Европа: И что это даст? Будут уже не видеоклипы?

Николае Дамаскин: Не те же самые видеоклипы. Если вечером включаешь телевизор и вечно натыкаешься на эти видеоклипы, не представляющие никакого интереса, то очень скоро телезрители просто отвернутся от таких телеканалов.

Свободная Европа: То есть, авторы поправки надеются мотивировать таким образом телеканалы выпускать собственную продукцию?

Николае Дамаскин: Начинать производить и развиваться, а не паразитировать на иностранном контенте.

Что касается повышения безопасности информационного пространства… Еще в 2011 году в соответствии с новой концепцией национальной безопасности Республики Молдова были определены и задачи по обеспечению безопасности информационного пространства. К сожалению, в этом плане так ничего и не было сделано. Проект предусматривает, в ст. 11 Кодекса о телевидении и радио, что 80% информационно-аналитических передач должны быть подготовлены на румынском языке. К сожалению, эти предписания не соблюдаются. Лишь три канала подчиняются этому требованию: Moldova 1, Publika и Jurnal TV.

Свободная Европа: Вы говорили о беспрецедентной ситуации на нашем рынке, когда вещательные организации не производят собственного продукта, а ретранслируют российские каналы. Но как мы дошли до такой небывалой, по вашим словам, ситуации?

Николае Дамаскин: Кодекс предусматривает такие понятия, как «собственный продукт», «отечественный продукт», «ретрансляция». Нередко заключается контракт на ретрансляцию телеканала, неважно из какой страны, согласно которому покупаются передачи; при этом стараются избегать понятия «полная ретрансляция» – передачи же приобретаются. Я купил несколько передач, соответственно, это моя собственность, и она подпадает под понятие «собственный продукт», который транслируется данным телеканалом.

Свободная Европа: И КСТР раньше не замечал всех этих «тонкостей»?

Николае Дамаскин: КСТР в своей работе руководствуется Кодексом о телевидении и радио, КСТР – не законодательный орган. Мы приняли решение, согласно которому установили минимальную 30-процентную квоту на отечественную продукцию. Это решение было обжаловано в суде; пришлось судиться около двух с половиной лет, пока мы окончательно не выиграли процесс.

Свободная Европа: Некоторые наблюдатели – я имею в виду медиаорганизации, ведь критика прозвучала и со стороны ОБСЕ, и Freedom House, – полагают, что если поправки будут приняты, то небольшие медиа исчезнут.

Николае Дамаскин: Это неправда. С какой стати? Если говорить о небольших телеканалах, о региональных станциях, могу сказать со всей ответственностью, что у региональных вещательных организаций нет таких проблем с собственным контентом. Они производят 30%-40%, а иногда и больше собственных программ. Мы говорим сейчас о крупных телеканалах, которые владеют половиной рекламного рынка Республики Молдова – именно они пострадают в первую очередь, потому что им придется инвестировать определенные средства в производство собственного контента. Здесь я имею в виду Prime TV, «НТВ-Молдова», «РТР-Молдова», «РЕН-ТВ» – вот главные телеканалы, которых коснутся предложенные поправки.

Свободная Европа: Pro TV Chişinău считает, что если предложение насчет восьми часов отечественного вещания, в том числе шести – в прайм-тайм будет принято, то этот канал пострадает, так как он существует благодаря рекламе и не в состоянии покрыть столько эфирного времени…

Николае Дамаскин: Тогда пусть позволят мне смотреть Pro TV в оригинале, а не ретрансляцию с двумя выпусками новостей. Я действительно уважаю этот телеканал, мне очень нравится то, что они делают. По результатам последних предвыборных кампаний, которые подверглись мониторингу, Pro TV позиционируется как телеканал, который всегда и во всем соблюдает принципы плюрализма, объективности и беспристрастности.

Свободная Европа: Зачем тогда КСТР «заботиться» о телеканале с хорошей репутацией?

Николае Дамаскин: Pro TV – единичный случай, и мы попытаемся посмотреть, что там к чему.

Свободная Европа: Что вы имеете в виду?

Николае Дамаскин: Я имею в виду, прежде всего, телеканалы, которые касаются информационной и национальной безопасности Республики Молдова.

Свободная Европа: Г-н Дамаскин, Россия многократно выступала с заявлениями, из которых становится ясно, что ей хочется, как минимум, сохранить ситуацию такой, какой она есть на данный момент. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал «недружественным жестом» намерение Кишинева внести поправки в Кодекс. Как, на ваш взгляд, отреагирует Россия, если эти законы пройдут через парламент?

Николае Дамаскин: К сожалению или к счастью, как вы знаете, были организованы публичные дебаты по этим поправкам, последние – буквально в минувшую пятницу, по инициативе председателя парламента г-на Канду. Я видел, насколько консолидированы представители русскоязычной прессы в Республике Молдова, чьи позиции настолько четкие, что это чревато нарушением прав человека.

Свободная Европа: И ведь ОБСЕ подписывается под некоторыми из этих позиций.

Николае Дамаскин: У меня такое ощущение, что они говорят о каком-то параллельном мире, а не о Республике Молдова.

Свободная Европа: Почему?

Николае Дамаскин: Почему? Потому что 80% всего контента телевидения и радио на рынке Республики Молдова поставляется из России и, естественно, на русском языке. Чьи права ущемляются, кто составляет меньшинство, кто поставлен в неравные условия? Не может телеканал в Республике Молдова подготовить передачу, сопоставимую с телеканалами стран, которые инвестируют в телевидение миллионы евро.

Свободная Европа: А вывод какой?

Николае Дамаскин: В нелояльной ситуации находятся отечественные телеканалы Realitatea, N4, Gurinel TV, Moldova Sport, телеканалы, которые производят продукт, а не ретранслируют по два выпуска новостей, зарабатывая на рекламе и не забивая себе голову развитием собственного продукта.

XS
SM
MD
LG