Linkuri accesibilitate

Владислав Грибинча: «Действия СИБ незаконны, это самоуправство»


Родственники депортированных турецких граждан в аэропорту Кишинева
Родственники депортированных турецких граждан в аэропорту Кишинева

Глава Центра правовых ресурсов — о депортации семи педагогов из Молдовы в Турцию

В парламенте прошли закрытые слушания отчета Службы информации и безопасности по вопросу депортации семерых турецких граждан – преподавателей сети лицеев Orizont. Спикер Андриан Канду заявил, что СИБ действовал в рамках закона. Депутаты парламентской оппозиции поставили под сомнение выводы молдавских спецслужб. Дело о депортации вызвало сильнейший резонанс и в Молдове, и за рубежом. Своим мнением со Свободной Европой поделился глава Центра правовых ресурсов Владислав Грибинча.

Свободная Европа: Итак, власть считает действия Службы информации и безопасности правомерными. А вы и ваши коллеги, осудившие этот шаг, – что скажете?

Владислав Грибинча: Я не вижу ни единого повода, который позволил бы сделать вывод, что депортация турецких граждан проведена в соответствии с законодательством Республики Молдова!

Свободная Европа: Как можно тогла опровергнуть слова спикера Канду после слушаний в парламенте?

Владислав Грибинча: Для этого нужно понять, что предусматривает молдавское законодательство. А молдавское законодательство признает несколько процедур выдворения иностранных граждан с территории страны. Первая из них – экстрадиция, когда иностранное государство требует выдачи своих граждан или граждан другого государства. Для этого необходимо судебное постановление и обращение со стороны соответствующего государства.

Вторая процедура – высылка. В этом случае запрос другого государства отсутствует, но страна, в которой пребывает иностранный граждан, не желает более видеть его на своей территории. Здесь тоже необходимо решение суда, но без запроса государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

И третья процедура – признание персоной нон грата; эта процедура похожа на предыдущую, с той лишь разницей, что для высылки человек должен совершить какие-то нарушения закона, тогда как решение о признании нежелательным лицом принимает административный орган – Бюро по миграции, а не судебная инстанция.

Свободная Европа: Выходит, что ни одна из этих процедур не была соблюдена?

Если бы я был премьером или спикером, я бы незамедлительно потребовал отставки главы МВД и директора СИБ

Владислав Грибинча: По информации СИБ, семь турецких граждан были признаны персонами нон грата. Подобное решение может принимать только Бюро по миграции и убежищу, но в пятницу представитель этой службы заявил, что Бюро не участвовало в высылке. А если депортация проведена без участия Бюро по миграции, то вся процедура незаконна – согласно молдавскому законодательству.

Свободная Европа: А вывод какой?

Владислав Грибинча: Вывод один: действия Службы информации и безопасности незаконны, это самоуправство.

Свободная Европа: Как могут развиваться события?

Владислав Грибинча: Эти люди уже находятся в Турции, и вряд ли турецкие власти вернут их в Молдову, в это я не верю.

Свободная Европа: Но незаконный характер действий молдавских органов можно доказать? И кто должен это делать?

Владислав Грибинча: Первый вопрос: каковы последствия противоправных действий для людей, которых они коснулись? Они могут добиться компенсации и признания незаконности этих действий в ЕСПЧ или в Республике Молдова. Это вопрос второстепенный. Но имиджу Республики Молдова нанесен большой... Я бы даже сказал – огромный ущерб! Получается, что Республика Молдова как государство может позволить себе задерживать среди бела дня и безо всяких на то оснований любого человека – и делать с ним все, что пожелает. Это как бы не согласуется с принципами правового государства, на соблюдение которых Молдова претендует...

Свободная Европа: Получается, кроме подмоченной репутации власти ничем не рискуют?

Владислав Грибинча: А что еще может потерять власть, что более важно, нежели доброе имя?

Свободная Европа: Г-н Грибинча, я беседовала с Виталие Нагачевски, адвокатское бюро которого занимается защитой депортированных граждан. Вот цитата из интервью...

***

Виталие Нагачевски: Мы должны подходить к вопросу предельно четко. Во-первых, заявления спикера Канду отличаются политическим характером, а не юридическим. Если есть намерение проверить обоснованность действий молдавских властей в отношении турецких граждан, то эту проверку нужно осуществить через суд. Решение выносилось не судом, адвокатам не был обеспечен допуск к этим людям, и семьям все еще не сообщили о местонахождении их родных... Учитывая все это, я считаю, что власти поступили неправильно.

Свободная Европа: Как вы намерены действовать? Известно, что вы обратились в ЕСПЧ.

Виталие Нагачевски: Мы ничего особого сделать не можем, разве что выиграть дело в ЕСПЧ; но даже положительный вердикт в Страсбурге не приведет к тому, что этих людей вернут в Молдову. И это самое главное: эти люди не вернутся в Республику Молдова, если Эрдоган не позволит.

Свободная Европа: Тогда чего вы намерены добиваться в ЕСПЧ?

Виталие Нагачевски: Нам остается одно – попытаться доказать в Европейском суде по правам человека, что молдавские власти допустили ошибку. Мы постараемся сделать это, чтобы не допустить впредь подобных ошибок, а также для получения возможных компенсаций – разумеется, мизерных по сравнению с тем, каким страданиям будут подвергнуты эти турецкие граждане и их семьи.

Свободная Европа: Вы как-то сказали, что располагаете неофициальной информацией, что депортированным был вручен отказ в предоставлении убежища. Вы получили подтверждение или опровержение?

Виталие Нагачевски: Увы, официально я не получил никаких ни подтверждений, ни опровержений – вообще никакого ответа на запросы. Надеемся, власти все-таки предоставят нам какую-то информацию, но, к сожалению, на данный момент мы сведениями не располагаем.

Свободная Европа: Если бы эти граждане получили в официальном порядке отказ в предоставлении убежища, что бы это изменило?

Виталие Нагачевски: Ничего, от этого действия властей законными не станут. Потому что даже в том случае, если существует административный отказ в предоставлении убежища, соискателям предоставляется 30-дневный срок, в течение которых они могут оспорить это решение, после чего имеют право участвовать в судебном заседании по установлению корректности отказа. И в течение всего периода судебного разбирательства высылать этих граждан с территории Республики Молдова недопустимо.

Свободная Европа: Давайте проясним ситуацию. Что это было? Высылка? Экстрадиция? Завуалированная экстрадиция? Как следует оценивать действия властей?

Виталие Нагачевски: Точного ответа я сейчас дать не могу, потому что никакой официальной информацией мы не располагаем. Но если судить по пресс-релизу СИБ, а также по результатам поведения властей, можно говорить о завуалированной экстрадиции, хотя власти настаивают на высылке – высылке, в результате которой эти граждане были переданы прямо в руки туркам, а это неправильно, потому что при высылке человеку выдаются документы, и он сам решает, куда ему отправляться. Что касается экстрадиции: она предполагает как раз передачу «из рук в руки» государству, которое обратилось с запросом по поводу привлечения соответствующего гражданина к уголовной ответственности либо для исполнения уже вынесенного приговора.

Свободная Европа: Если идет речь о замаскированной экстрадиции, как можно обжаловать эти действия?

Виталие Нагачевски: Я думаю, сейчас уже неважно, что это было – экстрадиция или высылка, потому что в любом случае этим гражданам не позволят вернуться на территорию Молдовы. Иными словами, любой способ обжалования неэффективен, потому что сделать ничего нельзя. И в этой ситуации я не думаю, что имеет смысл оспаривать распоряжения, приказы о высылке или экстрадиции, так как для депортированных граждан это уже неважно.

Единственное, что остается, по моему мнению, – добиваться рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека для недопущения повторения подобных отклонений и, возможно, для облегчения жизни их семей здесь, в Республике Молдова, если ЕСПЧ обяжет выплатить им компенсации.

***

Свободная Европа: Г-н Грибинча, неужели действительно ничего нельзя сделать?

Владислав Грибинча: Да, о чем говорил г-н Нагачевски в конце – о недопущении повторения таких ситуаций... По моему мнению, в стране, которая соблюдает правила игры – скажем так – в подобных ситуациях директор СИБ и министр внутренних дел – и я объясню, почему министр внутренних дел – мгновенно поплатились бы своими должностями!

Проследим за ходом событий. Первый вопрос: кто причастен к этой операции? СИБ утверждает, что операция скоординирована с иностранными секретными службами. Но если речь идёт о нежелательных лицах, какое отношение к этой процедуре имеют иностранные секретные службы?

Думаю, в руководстве Демпартии знали о происходящем, иначе СИБ или МВД вряд ли осмелились так явно нарушать закон

Второй вопрос состоит в том, что в операции была задействована не только СИБ, но и министерство внутренних дел, поскольку сотрудников СИБ сопровождала полиция. Более того, людей вывезли с территории Республики Молдова. Сомневаюсь, что у них при себе были паспорта.

Свободная Европа: Была уже информация о том, что паспорта остались у членов семьи, у их родственников.

Владислав Грибинча: А если у них не было паспортов, то как они могли пересечь границу? Пограничная полиция, которая сейчас подчиняется министерству внутренних дел, не разрешила бы вывезти этих граждан. И еще вопрос: по странному стечению обстоятельств (с момента задержания до момента фактической экстрадиции властям Турции прошло не более трёх часов!) на территории Молдовы находился чартерный самолет, который доставил их в Турцию.

Маловероятно, чтобы чартер постоянно пребывал на молдавской территории, чартеры обычно прибывают из-за рубежа. И это целиком подтверждает, что все было спланировано заранее и совместно с турецкими властями, о чем свидетельствуют и турецкие СМИ. Дело выглядит поистине одиозно: значит, государство Республика Молдова способно пренебречь любым положением закона ради негласных или политических интересов, что совершенно недопустимо.

Свободная Европа: А какие-то внутренние способы обжалования есть?

Владислав Грибинча: Если бы я был премьер-министром или председателем парламента, я бы незамедлительно потребовал отставки министра внутренних дел и директора СИБ.

Свободная Европа: После субботнего выступления спикера складывается впечатление, что ждать этого не приходится.

Владислав Грибинча: Я не верю, что подобное может произойти в Молдове без согласования с высшим руководством страны. Думаю, в руководстве Демократической партии хорошо знали о происходящем, иначе СИБ или МВД вряд ли осмелились бы так явно нарушать закон.

Трудно сказать, как можно помочь этим людям. Их судьба уже в руках турецких адвокатов и турецких властей

Свободная Европа: Один из журналистов выразил в соцсетях мнение о том, что семьи или сами турецкие граждане неудачно выбрали адвокатов. Намек касался г-на Нагачевского, который когда-то защищал Влада Плахотнюка. Что вы думаете по этому поводу?

Владислав Грибинча: Я думаю, каждый адвокат должен следовать этическим нормам профессии. А одна из этих норм касается недопущения конфликта интересов. Я не вижу прямого конфликта интересов, возможно, присутствует косвенный конфликт, но не думаю, что адвокаты пойдут на компромиссы с совестью.

Свободная Европа: Другой момент, о коротом рассказал портал anticorupție.md... Оказывается, спикер Андриан Канду отдал своего ребенка в лицей Orizont, затем забрал его оттуда.

Владислав Грибинча: Мне такие подробности неизвестны. Если г-н Канду отдал своего ребенка в этот лицей в период, когда, как утверждает СИБ, шло расследование, это свидетельствует о том, что не этот момент был определяющим. Насколько я понимаю, из лицея ребенка забрали в связи с выездом семьи за границу, других причин не было.

Свободная Европа: Но вообще в целом этот факт заслуживает какого-то особого внимания?

Владислав Грибинча: Возможно, этот факт достоин внимания журналиста-расследователя, но то, о чем я говорил выше, рядовому человеку достаточно, чтобы осудить действия властец.

Свободная Европа: И последний вопрос. Что, по вашему мнению, можно и нужно сделать на местном и, возможно, международном уровне, чтобы помочь педагогам?

Владислав Грибинча: Трудно сказать, как можно помочь этим людям. Их судьба уже в руках турецких адвокатов и турецких властей. Что важно для Республики Молдова, как сказал и г-н Нагачевски, – это исключить повторения подобных ситуаций. А для этого необходимо принимать жесткие меры – и с дальним прицелом в отношении каждого, кто вздумает нарушить закон.

XS
SM
MD
LG