Linkuri accesibilitate

«Если удастся отстранить ДПМ от власти, выиграют абсолютно все»


Экс-советник президента Влад Цуркану — про унионистов, конкуренцию, электорат и выборы

По данным соцопросов, в Республике Молдова унионисты могут рассчитывать на поддержку 20-30% избирателей. Некоторые аналитики давно уже предрекают, что на предстоящих парламентских выборах этот сегмент без явного пока политического центра притяжения станет мишенью Демпартии.

Свободная Европа: На днях историк Октавиан Цыку – известный, кстати, унионист и сторонник действий Майи Санду и Андрея Нэстасе против олигархического режима Влада Плахотнюка – навлек на себя острую критику. Он публично заявил о существовании определенной категории унионистов – «олигархических унионистов», которые, по словам Цыку, исполняют инструкции г-на Плахотнюка. Вы выступили в его защиту, заявив, что это мнение «недалеко от истины».

Влад Цуркану: Октавиан Цыку поднял вопрос, который у нас незаслуженно обходят вниманием, но это серьезная проблема, которую нужно не умалчивать, а обсуждать, в том числе для блага румын Республики Молдова, тех, кого называют унионистами – хотя я бы назвал их просто румынами.

То, что вначале казалось робким флиртом во имя благородной цели, превратилось в беспредельный коллаборационизм

Я, например, больше, чем унионист, – я румын. Суть этой проблемы сводится к тому, что за последние 10-15 лет многие представители этого лагеря отказались от борьбы с системой, а некоторые в определенные периоды даже с нею слились, стали ее частью, уступив, таким образом, поле сопротивления режиму другим политформированиям, появившимся в последнее время.

То, что вначале казалось робким флиртом во имя благородной цели, – например, вхождение Либеральной партии в правящую коалицию для исполнения конкретных предвыборных обещаний – превратилось в беспредельный коллаборационизм по всем линиям и безо всяких угрызений совести перед собственным электоратом, который, разумеется, ждал не этого.

Вспомним, пионером в этом смысле стала ХДНП в 2005 году, а может, и чуть ранее, в 1999-м, когда христианские демократы вместе с коммунистами отправили в отставку кабинет Стурзы. А потом и ЛП не устояла перед искушением перейти на сторону режима – по соображениям, которые избиратели так и не смогли ни понять, ни принять.

Свободная Европа: Октавиан Цыку говорил и о Партии национального единства (PUN), и о Национал-либеральной партии. Вы разделяете или нет эту точку зрения, учитывая, что в определенный момент вы соприкасались с политической деятельностью кандидата PUN на должность мэра Кишинева?

Влад Цуркану: Вы частично правы.

Свободная Европа: Почему?

Влад Цуркану: Потому что эта точка зрения призвана также дифференцировать чувство необоснованной неприязни против румын, против унионистов. Рядовые сторонники, обычные люди, которые сердцем чувствуют, что Республике Молдова место рядом с Румынией, не виноваты в том, что лидеры ряда партий, разделявших эту риторику, превратили голоса избирателей в предмет торга. Так что г-н Цыку прав – надеяться на то, что прорумынские политические силы вновь выйдут на первый план молдавской политической сцены можно только при условии, что они пересмотрят свою стратегию.

Некоторые партии – маленькие, но шумные – исчезнут. На первый план выйдут совсем другие лидеры

Свободная Европа: Складывается ощущение, что как раз этот момент и настал – стратегии пересматриваются. Отдельные аналитики уже не первый день уже говорят о консолидации унионистского сегмента, которую нельзя не принимать в расчет. Одновременно они уверены, что унионисты обязательно станут мишенью партии власти – ДПМ, которая ищет новые сегменты электората. Как вы считаете, угроза уже начала приобретать конкретные очертания, определенные партии, считавшиеся унионистскими, уже ударили по рукам с властью? Или готовятся это сделать, или пока раздумывают?..

Влад Цуркану: Конечно, есть достаточно много признаков сближения ряда партий, которые выдавали себя за унионистские, с Демпартией Влада Плахотнюка. В этот лагерь перешли многие лидеры общественного мнения. В Демпартии – точнее, в том лагере, который поддерживает Демпартию открыто или менее явно – сейчас можно найти и лидеров общественного мнения, которые в принципе являются румынами и выступают за сближение Румынии и Республики Молдова.

Проблема – в другом: как Демпартия использует этот момент? Потому что эта партия, в состав которой входят политики с 15-летним стажем пребывания у власти, не прилагает никаких усилий по сближению двух румынских государств. Демократическая партия по определению – оппортунистская, она лишь спекулирует этой темой, так же, как, например, и евроатлантическим вектором, которому в действительности она не привержена.

Демпартия в действительности не прокладывает мостов через Прут, чтобы людям было легче ездить друг к другу, развивать партнерства. Более того, в 2012-2013 гг. молдавские официальные лица из числа ДПМ пытались сорвать строительство газопровода Яссы-Унгены. Вот такая вот ситуация… Чтобы уйти из этой зоны, которую я бы назвал достаточно опасной, необходимо, чтобы партии, исповедующие принципы унионизма, пересмотрели стратегию.

Не думаю, что все граждане, причисляющие себя к румынам, так уж однозначно поддержат Майю Санду или Андрея Нэстасе

Свободная Европа: Какие конкретно партии вы имеете в виду?

Влад Цуркану: Я имею в виду и Либеральную партию, и Партию национального единства, которая вошла в предштопорное состояние, о чем свидетельствуют серьезные разногласия между кандидатом Кодряну и партией во время предвыборной кампании, которые мало обсуждались публично. Сейчас некоторые партии – маленькие, но шумные – исчезнут, потому что уже утратили доверие со стороны общества. На первый план выйдут совсем другие лидеры – искренние, энергичные, настроенные исключительно на румынские идеалы и отвергающие любую материальную выгоду от своей политической деятельности.

Только так можно будет покинуть эту опасную для унионизма зону с несколькими процентами сторонников, чтобы двигаться естественным путем к подлинному румынскому причалу, который обеспечит надежный сегмент электората на уровне 20%, чуть больше или чуть меньше, в зависимости от того, как себя покажут себя прорумынские партии.

Свободная Европа: Налицо также симптомы объединения либеральных и унионистских сил вокруг Майи Санду и Андрея Нэстасе. На прошлой неделе на конференции в Кишиневе, организованной двумя немецкими фондами и местным «мозговым центром» – Институтом развития и социальных инициатив Viitorul –звучали в этом смысле ясные призывы. Приведу по памяти некоторые из них: «Демократические партии, подлинно демократические, должны научиться сотрудничать, коли демократия и правовое государство оказались под угрозой», - заявила госсекретарь одного из министерств Германии Мария Флахбарт. Также со стороны представителя фонда им. Фридриха Науманна – организации немецких либералов – были призывы «укреплять демократию, после чего можно будет поставить перед собой другие задачи».

Влад Цуркану: Этот призыв нужно адресовать не выходцам из прорумынского лагеря, а всему унионистскому сегменту в целом, который, правда, сейчас очень размыт и раздроблен.

Это правда, определенный элемент ревности между «теми румынами» и «этими румынами» присутствует

Эта часть политической сцены не является единой, поэтому ее составляющим крайне сложно вести диалог с прорумынскими партиями, и если в этом лагере решат, что голоса румын Республики Молдова отойдут к Майе Санду и Платформе DA, то, возможно, будет допущена ошибка. Если есть потребность в диалоге – нужно вести диалог, а не пытаться разными хитростями привлечь голоса румын.

Мы все видели, что два месяца назад в предвыборной кампании в Кишиневе примерно десять тысяч голосов ушли к кандидатам прорумынской ориентации – это как минимум! Поэтому я не думаю, что все граждане Республики Молдова, причисляющие себя к румынам, так уж однозначно поддержат Майю Санду или Андрея Нэстасе.

Свободная Европа: И что дальше?

Влад Цуркану: Эта часть политической сцены должна объединиться, после чего тем партиям, которые сейчас протестуют, надо будет осознать, что этот сегмент неоднородный...

Свободная Европа: И как это возможно в условиях, когда набирает силу идея, что Майя Санду и Андрей Нэстасе отбивают у унионистов охоту участвовать в акциях протеста?

Влад Цуркану: Это правда, определенный элемент ревности между «теми румынами» и «этими румынами» присутствует, но это не имеет никакой связи с целями, которые выдвинули и те, и другие. Необходимо преодолеть интриги, они ни к чему хорошему не приводят.

Свободная Европа: Эти интриги кто-то специально придумывает, или они реальны?

Влад Цуркану: Не исключено... Но сейчас мы говорим о проблемах, которые нередко сводятся к межличностным отношениям, можно и так сказать. Все основано на желании политических формирований максимально укрепить позиции и расширить свое поле действия, заявить о себе перед избирателями... Но чем ближе парламентские выборы, тем менее явными должны становиться такие желания. Всем нужно сплотиться вокруг одной идеи, вокруг одной цели – отстранить от власти Демократическую партию, которая на данный момент олицетворяет систему в Республике Молдова.

Этот политико-коммерческий класс, корни которого глубоко связаны с советской номенклатурой, который со временем адаптировался к новым реалиям. По своей сути, он является русофильским, несмотря на желчные выпады в адрес Российской Федерации, он отличается антирумынским, антиевропейским нутром, и если удастся отстранить Демпартию от власти, абсолютно все окажутся в выигрыше. Это должны понять и те, и эти.

Cтоять одной ногой в евразийском пространстве, а другой – в европейском... Эта дорога в никуда

Но – правда и то, что румынским партиям или одной сильной румынской партии придется найти необходимые ресурсы, чтобы вернуться к тому, что дало импульс этому движению – борьбе с системой и широкому разъяснению всех тех преимуществ, которые несет для всех граждан такая альтернатива.

Когда мы говорим о прорумынском выборе, нужно исходить из того, что это программа-минимум. Это местный патриотизм, который звучит красиво, расцветает на ожиданиях конкретных категориях граждан, но длиться он долго не может, так как в определенный момент все поймут, что Республика Молдова должна открыться, как попыталась это сделать в 2009-2010 гг. И открыться, прежде всего, в сторону Румынии – чтобы получить возможность развиваться.

Мы можем еще полвека обманывать себя тем, что формула, по которой мы шли последние 30 лет, обеспечит нам хорошее будущее. Но эта формула обрекает Молдову стоять одной ногой в евразийском пространстве, а другой – в европейском. Эта дорога в никуда.

Без честных прокуроров и судей мы рискуем потерять все, что с таким трудом нажили, и еще сотни населенных пунктов Молдовы ждут от Румынии инвестиций, чтобы улучшить инфраструктуру и поднять уровень жизни людей.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG