Linkuri accesibilitate

Влад Кульминский: «Около 60% граждан считают себя молдаванами, 20% — румынами, и это благодатная почва для политиков»


Интервью исполнительного директора Института стратегических инициатив

Исследование Института европейской политики и реформ (IPRE), Института стратегических инициатив (IPIS) и Института европейских политик (IEP), проведенное в прошлом году, посвящено одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается молдавское общество, – проблеме идентичности и социального единства. Исполнительный директор Института стратегических инициатив Влад Кульминский считает, что власть не уделяла этому вопросу должного внимания.

Влад Кульминский: Мы провели очень интересное исследование, новизна которого состоит в попытке применить научный, аполитичный подход. Мы постарались увидеть ключевые проблемы и понять, в чем их суть. В течение многих лет крайне трудным и болезненным для нашего общества вопросом жонглировали все, кому не лень, – в целях раскола общества. Эта тема неизменно использовалась в политических играх.

Мы попытались определить все проблемы, на которых должно сосредоточиться государство

Ни для кого не секрет, что в Молдове, где живут представители многих национальностей, общество на редкость расколотое. К примеру, семья с детьми – молдавская семья – едет за рубеж, дети, как положено, идут в школу, и через год-два они отлично владеют языком государства, в котором живут. Они свободно говорят, общаются и т.д.

Свободная Европа: Знаете, в чем тут дело? Принявшая их страна предоставила им все условия для максимального упрощения интеграции.

Влад Кульминский: Вы абсолютно правы. А почему мы не поступаем таким же образом? У нас очень большая проблема с мажоритарным населением, представителями коренной национальности. Мы не может дать ему правильное определение. Никто не знает, какое у нас, по сути, мажоритарное население – румынское или молдавское. Горячая и бесполезная полемика идет уже четверть века.

Да и те, кто входит в категорию меньшинств, не считают себя таковыми, не рассматривают себя как меньшинства, прибывшие из-за рубежа сюда, в Республику Молдова, потому что они живут здесь долгие годы и не идентифицируют себя как – даже не знаю, как их назвать – «агенты влияния иностранных государств». Они считают себя коренными жителями; и сюда можно отнести почти всех живущих в Республике Молдова.

Свободная Европа: Здесь есть русские, украинцы, гагаузы, болгары – и все говорят на русском языке…

Влад Кульминский: Это так. Целый букет национальностей. И на этом фоне напрашивается практический вопрос: почему, например, не иметь три-четыре школьных предмета, которые во всех наших школах преподаются на румынском языке? Это решило бы проблемы, с которыми мы сталкиваемся с лингвистической точки зрения, или нет? Разумеется, да, потому что выпускники всех школ – и русских, и других школ, и школ в Гагаузии – будут владеть румынским языком, государственным языком. Это даст возможность решить очень серьезный вопрос, учитывая, что представители меньшинств говорят, что так называемые социальные лифты в Республике Молдова для них закрыты.

И – да, эта проблема у нас есть, они не владеют румынским или государственным языком и, соответственно, не могут рассчитывать на успешное продвижение по карьерной лестнице, на работу в рамках государственных органов власти и т.д. И у нас вот уже четверть века никак не утихнут страсти вокруг этого вопроса – вместо того, чтобы создать меньшинствам – и, особенно, тем, кто сейчас обучается в русскоязычных школах – все условия для изучения официального языка Республики Молдова.

Это вполне возможно, потому что таким путем уже прошли другие государства, в том числе прибалтийские. Мы попытались определить все проблемы, на которых должно сосредоточиться государство, чтобы обеспечить на практике ту гармонию, которая была у нас целые столетия.

Язык изучить достаточно легко: три-четыре предмета преподавать на румынском – и все

Свободная Европа: Это большой и запутанный клубок проблем. Давайте посмотрим, какие конкретно решения вы предлагаете. Ведь если спросить представителей власти, почему воз и ныне там, наверняка прозвучит ответ, что госполитика по интеграции меньшинств была разработана, но также добавят, что есть приднестровский регион, а потому решать вопросы крайне сложно…

Влад Кульминский: По крайней мере, мы должны начать здесь, на правом берегу Днестра, где мы контролируем свою территорию – и где можем решить эту проблему.

Свободная Европа: Что бы вы посоветовали предпринять для наведения порядка, для достижения гармонии между представителями разных национальностей?

Влад Кульминский: Во-первых, с этой темы надо снять любые табу. Мы должны говорить о проблеме – и признать, по крайней мере, что она существует, проблема с изучением румынского языка. Есть проблема с участием или представительством национальных меньшинств во властных структурах. Мы должны подходить к этому крайне прагматично и реалистично – и смотреть, как можно решить вопрос языка.

Свободная Европа: Заставить тех, кто не владеет румынским языком, выучить его – или что?

Влад Кульминский: Нет, разумеется.

Свободная Европа: Вы бывали в южных районах Молдовы, в Гагаузии, и вы знаете же, что большинство местных жителей говорят исключительно на русском языке.

Влад Кульминский: Поверьте, они хотят так же говорить и на государственном языке, на румынском. Такое желание есть, и мы должны этим воспользоваться. Знаете, мы тесно общались со всеми организациями этнических сообществ. Люди готовы учить румынский язык, они признают, что знание государственного языка – это основная предпосылка для достижения гармонии в обществе. И все, в принципе, готовы к этому. Другое дело, что мы не сосредоточились на данном вопросе, хотя решить его можно…

Свободная Европа: Что мешает представителю этнического меньшинства говорить на румынском языке?

Влад Кульминский: Это совсем нелегко, я бы даже сказал – это достаточно сложно.

Свободная Европа: Как вы выучили румынский?

Влад Кульминский: Я добился этого ежедневным трудом, часа три-четыре в день я посвящал румынскому языку. Для этого необходима воля, прежде всего.

Если мы говорим о лояльности в отношении Российской Федерации, или Румынии, или Украины, то мы раскалываем общество еще больше

Мы в нашем государстве не создали всех условий для того, чтобы изучение языка стало возможным без больших проблем. Скажите, у нас есть программа преподавания румынского языка в нерумынских школах? Нет, такой программы не существует. Иными словами, в русских школах у нас даже не преподается румынская литература, при том, что литература – это прямой путь к освоению языка. Ведь если человек пишет эссе, читает серьезные произведения на неродном для него языке, то после окончания школы он знает язык достаточно хорошо, чтобы интегрироваться в общество.

А мы что делаем? По сути, теряем огромный потенциал, потому что у выпускников русских школ есть только один путь – уехать, так как в нашей стране особых возможностей у них нет.

Свободная Европа: И страна назначения известна – это Россия?

Влад Кульминский: Не обязательно, это могут быть и Соединенные Штаты, может быть и Канада… Знаете, ирония судьбы в том, что нередко выпускники этих школ английский, например, знают несравненно лучше, чем румынский. И это несмотря на то, что язык можно изучить достаточно легко посредством простой политики: три-четыре школьных предмета с самого начала преподавать на румынском языке – и все, вопрос снят с повестки. И мы не будем больше терять тот огромный людской потенциал, который может работать на благо общества.

В этом исследовании мы определили ряд вполне разрешимых проблем – от языка, истории, культуры и т.д., до похода к нацменьшинствам, потому что нередко даже информационная политика вызывает чувство паники, так как много разговоров идет о «пятой колонне», которая здесь существует как бы специально для того, чтобы подорвать государственность Республики Молдова, что просто не соответствует действительности. Эти люди лояльны по отношению к Молдове, но мы должны создать все условия для развития этой лояльности.

Свободная Европа: Вы – знаток приднестровской проблематики, говорят, что по ту сторону Днестра функционируют три государственных языка: украинский, русский и молдавский. Но все поголовно говорят на русском…

Влад Кульминский: Вы совершенно правы. В Приднестровье этот вопрос вообще не поднимался. А ведь это серьезная проблема. И в Приднестровье признают, что межнациональная гармония на левом берегу Днестра – не более чем фикция, потому что там общество, по сути, тоже расколото на две или три крупных этнических группы. И это тоже достаточно большая проблема.

Свободная Европа: Насколько известно, власти обращаются к международным структурам с просьбой помочь решить эту проблему. Достаточно просьб – или нужна политическая воля?

Влад Кульминский: Нет, разумеется, на одних просьбах далеко не уедешь. Необходима политическая воля – и необходим иной подход. Нужно начинать относиться к этническим сообществам как к составной части государства. И нужно делать все для того, чтобы обеспечить лояльность этой категории граждан. Мы можем полностью решить этот вопрос максимум за десять лет, если руководствоваться примерами других стран, где люди очень быстро и без особых усилий интегрируются в общество.

Если я владею румынским языком, молдавским языком, государственным языком, то проблема сама по себе уже решена

Потому что, если человек живет в этой среде, если несколько школьных предметов преподаются на румынском языке, то проблема сама по себе сходит на нет – все, ее больше не существует. И уже после этого можно говорить о других геополитических вопросах, о лояльности и т.д. Если же мы говорим о лояльности в отношении Российской Федерации, или Румынии, или Украины, то мы раскалываем общество еще больше. У нас нет главных условий для обеспечения межнациональной гармонии в Республике Молдова.

Свободная Европа: А граждане отдают себе отчет в том, что политики умышленно их разделяют и говорят о геополитике?

Влад Кульминский: Не всегда. Это вообще очень деликатный вопрос – идентичность человека. Обсуждение этого вопроса чревато непредсказуемым всплеском эмоций и непредсказуемыми последствиями, нередко пагубными, потому что любые попытки показать человеку, что его национальность, скажем так, «второсортная», неминуемо заденут самые болезненные струны, и мыслить рационально уже невозможно.

Такой подход необходимо устранить, я бы даже сказал, невидимыми методами. И это возможно. Если мы это сделаем, мы создадим благополучную среду, а заодно и выгодные условия для экономического роста, потому что сохраним тот огромный человеческий потенциал, который скрывается в национальных меньшинствах, не владеющих или не говорящих на государственном языке.

Очень много перспективных людей, хороших руководителей, отличных менеджеров с богатым опытом, которые не могут найти достойное применение своим способностям здесь, в Молдове. И наш долг обеспечить им эти условия.

Свободная Европа: Вы считаете, что депутаты должны поставить точку в полемике в обществе – насчет названия государственного языка? Одни ссылаются на ст. 13 Конституции, другие – на решение Конституционного суда и отсылают к Декларации о независимости, в которой говорится, что официальным языком является румынский. Если бы раз и навсегда решить вопрос о государственном языке Республики Молдова, лингвистическим дебатам будет положен конец?

Мы должны сосредоточиться на чисто практических решениях

Влад Кульминский: Думаю, для решения этого вопроса должно смениться поколение. У нас около 60% граждан считают себя молдаванами, 20% идентифицируют себя румынами, и эта полемика – благодатная почва для политиков, которые стремятся извлечь политические дивиденды. И, конечно же, они всегда будут идти по пути раскола, потому что это легкий и верный для них путь.

Мы, прежде всего, должны решить ряд конкретных практических проблем. Если я владею румынским языком, молдавским языком, государственным языком, то проблема сама по себе уже решена. Потому что дальше эта полемика – да, она крайне важна, но мою личность она уже не затрагивает, потому что я могу работать в госструктурах, в правительстве. Некоторые считают, что этнические меньшинства не должны учить язык титульной нации, и что у нас должно быть два-три государственных языка. Такой подход, по моему мнению, в корне неверный, потому что в сложившейся ситуации в Республике Молдова – это ключевое условие для успешной интеграции, для карьерного роста.

Поэтому я считаю, что мы должны сосредоточиться на чисто практических решениях. И эти решения необходимо выработать совместно с представителями этнических сообществ. Это вполне возможно, и в результате такой политики у нас может появиться здоровое, сплоченное и гармоничное общество, лояльное государству. Наше исследование указывает именно на это.

XS
SM
MD
LG