Linkuri accesibilitate

Сорин Мойсэ: «Ни цента до выполнения условий, и особенно — для Молдовы, учитывая недавний банковский скандал»


Интервью докладчика комиссии Европарламента по международной торговле

18 мая на рассмотрение Еврокомиссии, Евросовета и Европейского парламента планировалось представить доклад представителя комиссии по международной торговле Сорина Мойса, по вопросу предоставления Республике Молдова финансовой помощи в размере 100 млн евро. Однако, обсуждение доклада отложили как минимум на месяц. Корреспондент Свободной Европы в Страсбурге обсуждает ситуацию с европарламентарием.

Свободная Европа: Г-н Мойсэ, вы – докладчик Европарламента по вопросу о предоставлении Республики Молдова 100 млн евро в качестве макрофинансовой поддержки. Хочу спросить об условиях, потому что, по всем признакам, именно они вынудили Европарламент перевести вопрос в «режим ожидания» и взять тайм-аут.

Сорин Мойсэ: Условия, о которых вы говорите, вписываются в процесс политических дебатов по намеченному пересмотру избирательной системы в Республике Молдова. Эти условия обсуждались в контексте возможной заморозки всего процесса. Они отличаются от условий, которые будут отражены в принятом нами решении, – трех европейских институтов, и, соответственно, в отдельном меморандуме, который будет обговорен с представителями Молдовы после утверждения нами пакета.

Там содержится множество экономических и институциональных условий, о которых, если хотите, мы можем поговорить отдельно. Этот вопрос действительно оказался в центре внимания Совета в связи с реформой избирательной системы, и я, как докладчик Европарламента, должен попытаться найти общую точку, точку соприкосновения, равновесия между всеми политическими группами – или между основными политическими группами.

Без окончательного вердикта Венецианской комиссии Европарламенту невозможно проголосовать с полным пониманием дела

Достигнутый нами консенсус сводится к следующему: голосование проводим в июле, не выходя за предельно возможные сроки, но – на месяц позже изначально намеченной даты. К тому времени мы ознакомимся с рекомендациями Венецианской комиссии по переходу на смешанную формулу выборов в Республике Молдова. Посмотрим, в чем суть позиции ВК, соответственно, посмотрим реакцию официального Кишинева на ее рекомендации, которые, надеюсь, будут конструктивными и позитивными.

Посмотрим, сочтет ли Венецианская комиссия молдавский законопроект совместимым с европейскими конституционными традициями, не найдет ли она внутренних противоречий в этом документе, не усмотрит ли в нем какой-либо геополитической подоплеки в отношении Республики Молдова. Если законопроект будет признан правильным, демократичным, если конституционные и консультативные процедуры с гражданским обществом Молдовы проходят корректно, то, я думаю, что у моих коллег по Европарламенту, представителей всех политических групп не будет поводов проголосовать в июле против предоставления Молдове обещанной финансовой помощи в размере 100 млн евро.

Очень кстати прозвучала реакция президента Додона, который поблагодарил Европарламент за эту отсрочку

Сейчас речь идет о переносе заседания на три недели, чтобы в июле уже вынести этот вопрос на голосование – после того, как 16 июня Венецианская комиссия, скорее всего, опубликует свой доклад. Без окончательного вердикта Венецианской комиссии Европарламенту невозможно проголосовать с полным пониманием дела. Это – то, что касается отсрочки принятия окончательного решения. Нам удалось избежать опасности, что при изначально планируемом трехстороннем обсуждении вопроса могли произойти какие-то неожиданные ходы, действия со стороны политических групп, или со стороны как минимум 76 парламентариев, которые привели бы к блокированию мандата, предоставленного мне Европарламентом через международную комиссию по торговле на переговоры с остальными институтами. В конечном итоге, все это могло привести к заморозке вопроса.

Иными словами, на этой неделе нам удалось предотвратить возможный перенос вопроса на долгие месяцы, а может, и довольно серьезный политический конфликт в связи с молдавским вопросом, который мог произойти в отсутствии позиции Венецианской комиссии. Коллегиальная мудрость...

Свободная Европа: …позволила выбрать наименьшее из зол, как я понимаю.

Сорин Мойсэ: Разумеется, мы пошли на болезненный, но далеко не смертельный шаг– отложить вопрос на очень короткий период, чтобы в итоге смогли принять осознанное и предельно обоснованное решение, с полным знанием дела. В этот компромисс, могу сказать с уверенностью, вписались все вопросы, все опасения моих коллег. Кроме того, честно скажу, этот компромисс дает возможность в некоторой степени сохранить свое влияние на официальный Кишинев, убедить его действовать разумно и взвешенно. Так что включенные в пакет условия вступят в силу только после принятия пакета как такового.

Свободная Европа: Условия экономические?

Сорин Мойсэ: Экономические. Но там есть и условия институционального порядка, которые ближе к политическим. Например, борьба с коррупцией, реформа системы правосудия, деполитизация власти, качественное экономическое управление, в том числе в финансовом секторе, в том числе в энергетическом секторе.

Европе не следует подавать явный сигнал геополитического порядка, не следует дистанцироваться от Республики Молдова и отказывать ей в помощи

Свободная Европа: Расследование дела о миллиарде.

Сорин Мойсэ: Совершенно верно. Мошенничество в банковской системе нанесло сильный удар и лишило политическую элиту доверия. Сейчас пытаемся исправить эту проблему с репутацией – конкретными действиями, четкими условиями, повышением уровня гласности со стороны Кишинева.

Свободная Европа: Но денег-то вы дадите? Евросоюз высвободит эту сумму, а потом будет следить за тем, как выполняются выдвинутые условия?

Сорин Мойсэ: Нет, наоборот. Всего запланировано три транша, но ни один транш не будет предоставлен, пока все связанные с ними условия не будут выполнены. Так что – ни одного цента до выполнения условий, и особенно – для Молдовы, учитывая недавний банковский скандал.

Комиссия предложила, а парламент и Совет согласились с тем, чтобы и первый транш, который, как правило, предоставляется без всяких условий, на сей раз был увязан с определенными требованиями. Так что все транши будут обусловлены, И при первом же серьезном отклонении от правил демократии вопрос может быть пересмотрен, даже после голосования в Европарламенте, где мы примем решение о предоставлении пакета в 100 млн евро в целом. После нашего голосования деньги не выделяются незамедлительно. Деньги высвобождаются потом, в зависимости от выполнения условий Еврокомиссии по каждому траншу. Если вдруг произойдут какие-то серьезные отклонения от правил демократии, от принципов правового государства, от принципов многопартийности – тогда будет приостановлен любой транш или весь механизм в целом, причем с возможностью потребовать возвращения средств.

Хочу сказать, что мне лично этот пакет очень нравится тем, что он реально может привести к коренным горизонтальным переменам в Республике Молдова. Например, в том, как ведет себя политическая элита, как распределяются ресурсы. Реформы, предусмотренные в этом документе Еврокомиссией, предельно ясны и конкретны, например, они ограничивают власть одного человека, независимо от его статуса в политической или экономической жизни страны.

Это реформы по модернизации Республики Молдова, по ее сближению с западными стандартами, и грех не предоставить Молдове этот шанс. Но эти реформы, эти транши не подлежат обсуждению в случае каких-то серьезных нарушений принципов демократии, правового государства – таково условие. И это независимо от того, когда могут произойти такого рода отклонения, до или после принятия решения Евросоюзом; иными словами, это не незаполненный вексель. При любых серьезных отклонениях Служба внешних связей ЕС выступает с нотой и говорит: «Нарушены принципы демократии и правового государства» – и весь процесс будет приостановлен в любой момент.

Свободная Европа: Известно, что инициаторами отсрочки предоставления кредита выступили фракции Европейской народной партии (ЕНП) и Альянса либералов и демократов (АЛДЕ), к которым затем примкнули «зеленые» и европейские консерваторы. В ходе переговоров, как отметили и вы, все пришли к выводу, что Евросоюз, Европарламент, все институты хотят помочь населению Республики Молдова. Что главный союзник Евросоюза – это население Республики Молдова, а не ее политическая элита, независимо от того, на каком сегменте политической сцены она себя позиционирует. Звучали заявления: «Мы хотим помочь молдаванам. Давайте абстрагируемся от того, что политическая элита не соответствует уровню, которого нам бы хотелось. Поможем молдаванам, выделим им эти деньги». И, тем не менее, именно реакция политической элиты на возможную отсрочку поддержки и обусловила «переоценку ценностей» со стороны политических фракций…

Сорин Мойсэ: В конечном счете, отношение моих коллег из ЕНП и АЛДЕ стало бы определяющим, мажоритарным в смысле поддержки Молдовы. Самые большие скептики из ЕНП – и они желают Республике Молдова только добра, хочу, чтобы все это знали. Иными словами, мы никогда не говорили, что у кого-то была иная точка зрения. Но были разные нюансы, присутствовала некая фрустрация, например, связанная с последствиями банковского скандала, расследование по которому так и не завершено до сегодняшнего дня, насколько я знаю.

Мне лично этот пакет очень нравится тем, что он реально может привести к коренным горизонтальным переменам

И один из моих аргументов, которые в там привел, состоит в том, что, понимая все нюансы, все сомнения, которые витают над теми или иными персонажами, Европе не следует подавать явный сигнал геополитического порядка, не следует дистанцироваться от Республики Молдова и отказывать ей в помощи. Тем более, что эта поддержка увязана с очень многими условиями. И, как благоприятный аргумент в пользу моих предложений коллегам из ЕНП и АЛДЕ, очень кстати прозвучала реакция президента Додона, который поблагодарил Европарламент за эту возможную отсрочку.

Это дало нам полное право сказать нашим коллегам, не кривя душой: видите, то, что мы прогнозировали, уже начинает сбываться – не отказ в оказании помощи, а лишь ее отсрочка, до ознакомления с позицией Венецианской комиссии. И это решение об отсрочке положительно воспринято человеком, которого можно отнести, скорее, к геополитическим союзникам Москвы.

Это был действительно веский аргумент. Но я, как докладчик Европарламента, обязан представлять и позицию ЕНП и АЛДЕ, я говорю не только от имени фракции S&D [Прогрессивный альянс социалистов и демократов], а пытаюсь найти взвешенный и честный синтез мнений всех групп. Поэтому я не могу утверждать, что до этого момента они были настроены на более жесткое решение вопроса, а не руководствовались самыми благими намерениями.

XS
SM
MD
LG