Linkuri accesibilitate

Дору Петруци: «Оппозиция переживает кризис идей и вынуждена изобретать темы»


Целесообразность референдума, инициированного президентом Игорем Додоном, еще оценят юристы и политики, а пока глава Института IMAS, социолог Дору Петруци анализирует явные и скрытые ставки плебисцита, его мотивы, шансы и последствия на краткосрочный и на долгосрочный периоды.

Свободная Европа: Если судить по-иезуитски, то референдум означает лишь то, что политики не знают, чего же хочет народ. Раз уж они любой ценой хотят вынести на референдум какие-то вопросы. Зачем вообще нужны референдумы, и особенно – такие, консультативные, не имеющие четких юридических последствий?

Дору Петруци: В прошлом своем интервью Свободной Европе, в котором шла речь о президенте Додоне, я говорил, что в ближайший период он прибегнет к определенным инструментам, которые позволят ему оставаться в центре внимания общественности, и что многие из них будут лишь элементами политической тактики, призванными помочь ему либо удержать, либо завоевать новые сегменты электората.

Если внимательно присмотреться к его предложениям, то их интерпретация может быть разной. Согласно одной из них, я воспринимаю это как форму отравления публичного пространства. Потому что, по моему мнению, молдавские граждане сейчас об этом совершенно не думают – это не их приоритеты. Но эти вопросы, как мы видим, тесно соприкасаются с предвыборной кампанией, из которой президент Додон так еще не вышел.

Другая линия интерпретации связана, в целом, с деятельностью оппозиции, которая – во всяком случае, мне так кажется – переживает кризис серьезных идей. И в этих условиях оппозиция вынуждена изобретать темы, даже если они и не представляют интереса с точки зрения населения.

Очень любопытным представляется очередное сближение между президентом Игорем Додоном и Платформой DA на тему миллиарда

Вы говорили о последствиях… Это пустая трата денег – проводить референдум по вопросу миллиарда, поскольку мы все прекрасно знаем, что его последствия не могут иметь обратной силы, и закон предельно ясен. Чтобы выяснить мнение граждан по этому вопросу, достаточно провести опрос общественного мнения, который даст сравнительно ясную картину.

Свободная Европа: Когда ты спрашиваешь человека: «Ты согласен учить астрономию?», но при этом не уточняешь, что «вместо математики или геометрии», то – да, человек согласен и с первым, и со вторым, и с третьим...

Дору Петруци: С формулировкой вопросов у нас всегда возникали проблемы, независимо от того, где проходит референдум. И здесь, разумеется, потребуется предельная внимательность, если это уже не поздно. Я считаю, что дело зашло довольно далеко, и я не знаю, можно ли остановить его инициативы. Единственное, что нам остается, – комментировать их и констатировать расточительство. Скажу еще раз: эта тема не волнует граждан, она не фигурирует даже в первой десятке проблем населения – ни на республиканском, ни на региональном уровне.

Упражнение с референдумом у нас было и раньше, но тогда его не восприняли ни политики, ни население

Но подумайте немного о тех инструментах, которые есть в распоряжении президента, – он ведь мало что может сделать. И вообще, конкретное решение проблем – это прерогатива правительства. Так что президенту остается чисто символическая сфера: придумывать разного рода соглашения «нигде и ни с кем», менять названия учебников...

И очень любопытным представляется очередное сближение между президентом Игорем Додоном и Платформой DA на тему миллиарда, – я считаю это пустой тратой денег, потому что вопрос предельно ясный. А в остальном, разумеется, мнения могут быть разные, но для того, чтобы изучать мнения, и существуют социологические опросы. А референдум – это слишком дорогое удовольствие…

Свободная Европа: Но если бы вас Игорь Додон спросил, насколько готов гражданин выйти на референдум по этим вопросам?.. Вам, как специалистам по опросам, известны умонастроения и желание гражданина участвовать в референдуме?

Дору Петруци: Упражнение с референдумом у нас было и раньше, но тогда его не восприняли должным образом ни политики, ни население. Более того, был массовый бойкот со стороны Партии коммунистов. Трудно провести такой референдум, тем более – сделать его заслуживающим доверие и интересным для гражданина…

Свободная Европа: Когда в Румынии проводился референдум по [отставке] Бэсеску – это был жизненно важный вопрос. Тогда интерес точно был.

Дору Петруци: Был интерес, но на уровне 44%, несмотря на то, что более 70% заявляли о своем намерении участвовать в плебисците. Разница между словами и делами, между заявленным намерением и фактическим участием – ну, сами видите… Сейчас у нас ставки несравненно более низкие. Плюс к этому, никакой преемственности я тут не вижу.

Отказ для него – самый выигрышный вариант, куда более выигрышный, чем даже референдум

У меня есть объяснение и по другой части, связанной с тем, как сильно разного рода отказы со стороны власти укрепляют стратегию Додона, помогают ему извлекать электоральный капитал. Сейчас, по крайней мере, это играет на руку президенту. И, как я говорил на нашей предыдущей встрече, недооценивать этого политика не следует. Наивно полагать, что подобные инициативы не встречают поддержки со стороны определенных категорий граждан.

Свободная Европа: Вот именно, что встречают, ведь он машет крайне привлекательными знаменами – «Долой парламент, даешь досрочные выборы!». Но если он этого не добьется, то не скомпрометирует ли он и дело, и эти знамена, и президентский институт, и свое имя?..

Дору Петруци: Я думаю, скомпрометирует он, прежде всего, самого себя – как личность, и как президент. Потому что запустить такой механизм, как референдум, невзирая на расходы, с сомнительной явкой, не говоря уже о том, что результаты референдума могут поставить тебя, как политика, в крайне деликатную ситуацию…

Но я считаю, что отказ для него – самый выигрышный вариант, куда более выигрышный, чем даже референдум и его возможные результаты.

XS
SM
MD
LG