Linkuri accesibilitate

Петер Михалко: «Я очень рад прорыву, и эту радость разделяют все партнеры и участники переговорного процесса»


Глава Делегации Евросоюза — о ходе приднестровского урегулирования

Посол Европейского союза в Молдове Петер Михалко приветствует достигнутый прогресс в приднестровском урегулировании, а также результаты римской встречи в формате «5+2». В эксклюзивном интервью Свободной Европе он заявил, что несмотря на критические оценки со стороны некоторых молдавских экспертов жители двух берегов Днестра приветствуют результаты переговоров.

Свободная Европа: На прошлой неделе в Риме состоялся очередной раунд переговоров в формате «5+2» – первая в этом году встреча. В Риме прозвучали более чем оптимистичные оценки по поводу путей развития переговоров. А вы что думаете по этому поводу?

Петер Михалко: Я разделяю общее восприятие – прогресс налицо. Хотелось бы поздравить с достигнутым успехом действующего председателя ОБСЕ – Италию, а также всех участников римской встречи формата «5+2». С одной стороны, это подтверждает подвижки в выполнении всех тех пунктов, по которым диалог явно продвинулся вперед, и вселяет надежду на реализацию других мер, включенных в пакет «Берлин-плюс».

Уверен, что со временем возникнут предпосылки для окончательного урегулирования конфликта

Думаю, достигнутый успех можно только приветствовать. В значительной степени это плоды усилий официального Кишинева, правительства Республики Молдова. Надеюсь, динамика продолжится, и все пункты, включенные, в том числе, в Римский протокол, будут выполнены. Процесс пошел, процесс продвигается, естественно, он призван приблизить приднестровское урегулирование.

Свободная Европа: Знаете, в молдавском обществе далеко не все в восторге от того, что происходит сейчас в процессе приднестровского урегулирования. Это особенно заметно на уровне гражданского общества. Когда заходит речь о нейтральных номерах приднестровских автомобилей, признании дипломов и т.д., многие неправительственные организации говорят о «красных линиях», об односторонних уступках со стороны Кишинева и о шагах, которые ведут де-факто к федерализации. Где находится, по вашему мнению, точка равновесия между желаемым прогрессом и той границей, за которой Молдова рискует суверенитетом?

Петер Михалко: В достигнутом прогрессе я не вижу никакого риска для суверенитета Республики Молдова. Пакет «Берлин-плюс» был согласован еще два года назад, определенный прогресс по пунктам, включенным в этот пакет, был достигнут в прошлом году – и продолжается в этом. Важно, что параллельно существует и получила подтверждение – в том числе на уровне министров стран ОБСЕ – формула урегулирования приднестровского конфликта на основе принципов суверенитета и территориальной неприкосновенности Республики Молдова, с предоставлением Приднестровью особого статуса.

Эти пункты [включенные в протокол «Берлин плюс»] и их выполнение полностью вписываются в такую философию, способствуя дальнейшему продвижению вперед и нахождению конкретных решений тех проблем, с которыми сталкивается население как левого, так и правового берегов Днестра. Таким образом, я уверен, что со временем возникнут предпосылки для окончательного урегулирования конфликта как такового.

Мы, Евросоюз, активно участвуем в формате «5+2» в качестве наблюдателя, но хотелось бы также способствовать укреплению доверия собственной, если угодно, программой мер по укреплению доверия, которую мы претворяем в жизнь.

Свободная Европа: Г-н Михалко, как вы считаете: надо ли в переговорном процессе, который, как все мы знаем, нередко проходит за закрытыми дверями, консультироваться с гражданским обществом? Иными словами, необходимо ли взаимодействие между центральной властью и гражданским обществом – и если да, то в какой степени?

Петер Михалко: Разумеется, в рамках столь сложного процесса необходимо слышать голос общества, необходимо взаимодействие между теми, кто принимает решения, и гражданским обществом, которое озвучивает свою позицию по тому или иному вопросу. Но крайне важно, чтобы это общение проходило в рамках, свободных от политизации, принимая в расчет только национальные интересы, в форме, основанной на желании урегулировать конфликт, а не использовать позиции сторон в качестве политического давления.

Мы реализуем программы, которые согласованы и даже в значительной степени подготовлены вместе с официальным Кишиневом

Думаю, есть реальные возможности для продолжения диалога. Но, как я уже сказал, кровно необходимо не допускать его политизации. Если говорить более конкретно, в процессе урегулирования конфликтов необходима открытость, готовность к компромиссам, которые, в то же время, не задевают основные интересы.

Кроме того, нужна воля, желание найти выход в той или иной ситуации, решение той или иной актуальной проблемы. И укрепление взаимного доверия, создание условий для будущего урегулирования конфликта – моменты особо важные. Эти решения нередко даются очень нелегко и требуют большой ответственности, а их положительные результаты можно увидеть только со временем.

Свободная Европа: Вы напомнили о программе Евросоюза, направленной на укрепление мер доверия, есть и другие доноры, которые работают с приднестровским регионом. В Кишиневе на уровне правительства высказывалось мнение, согласно которому помощь для Приднестровья и разворачиваемые в регионе программы необходимо согласовывать с официальными молдавскими властями. Как вы оцениваете такую позицию? Не является ли это лишней бюрократической мерой, которая еще больше осложнит переговорный механизм?

Петер Михалко: Никоим образом. Это процесс, который уже происходит. Мы реализуем программы, которые согласованы и даже в значительной степени подготовлены вместе с официальным Кишиневом, они являются частью нашей двусторонней поддержки. Именно для этого и была задумана и спланирована программа «Мер по укреплению доверия». Разумеется, она продиктована существующими потребностями. На обоих берегах Днестра жители должны знать, что эти меры призваны им помочь.

В качестве примера хочу привести медицинский центр в Варнице, который обслуживает более пяти тысяч жителей села, но туда приезжают и люди из других населенных пунктов левобережья Днестра – порядка 12 тыс. человек. За последние годы их число возросло, а это значит, что вырос и уровень доверия. Именно для этого мы поддержали идею расширения и модернизации центра – и помогли ее воплотить.

Сегодня 67% молдавского экспорта ориентированы на европейский рынок

Или, например, на прошлой неделе вместе с вице-премьером Кристиной Лесник и нашими партнерами из ПРООН, в частности, с Дафиной Герчевой, мы участвовали в презентации проекта реконструкции пожарно-спасательной станции в селе Копанка. Проект финансирует Евросоюз. Сейчас пожарно-спасательная станция обслуживает села левобережья Днестра, а также близлежащие правобережные населенные пункты. Проект сделает жизнь людей более безопасной, так как пожарные работают круглосуточно, реагируют оперативно и быстро добираются до места происшествия. И это действительно делает жизнь безопасней и повышает ее качество.

Свободная Европа: Статистика Приднестровья указывает на рост показателей торговли с Европейским союзом, в частности, экспорта. Это как-то связано с Соглашением о свободной торговле, которое, как известно, распространяется и на левый берег Днестра? И еще: какие установлены сроки для того, чтобы приднестровская администрация полностью выполнит положения Cоглашения? Известно, что в отношении региона действовал переходный период…

Петер Михалко: Торговля с Европейским союзом, если говорить о Приднестровье, проходит строго в рамках Соглашения о свободной торговле между ЕС и Республикой Молдова. Рост экспорта, о котором вы упомянули, тоже происходит в этих рамках. Действительно, мы убедились, что в условиях Соглашения возможно экономическое развитие, в том числе, и приднестровских хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы на правом берегу и в этом режиме осуществляют экспортные операции.

Что касается Республики Молдова, то и там отмечается впечатляющий рост. Сегодня 67% молдавского экспорта ориентированы на европейский рынок. И приднестровский регион, как часть Республики Молдова, показывает рост на уровне 58% – с явно положительной динамикой! Я думаю, это тоже положительный сигнал, который будет способствовать в дальнейшем созданию необходимых предпосылок для урегулирования приднестровского конфликта.

Вопрос совместного контроля не входит в повестку формата «5+2»

Свободная Европа: И еще один момент хотелось бы обсудить, он связан с режимом совместного контроля на молдавско-украинской границе. Известно, что этот проект поддерживает и Евросоюз. Некоторое время назад было объявлено, что проект уже стал полноформатным. С другой стороны, Тирасполь и Москва не в восторге от нововведений и пытаются вынести вопрос на переговорную площадку формата «5+2». Кроме того, Тирасполь говорит о «блокаде» региона, несмотря на то, что статистка показывает неуклонный экономический рост. Каков, по вашему мнению, оптимальный формат для решения вопроса?

Петер Михалко: Совместный контроль введен в соответствии с двусторонним соглашением между Республикой Молдова и Украиной. Обе эти страны Евросоюз поддерживает, и поддерживает, в том числе, их взаимодействие по укреплению безопасности на границе и в таможенной сфере. Миссия EUBAM находится здесь, в частности, с целью оказания обеим сторонам консалтинговой поддержки. Иными словами, ЕС предоставляет ощутимую техническую помощь.

Что касается последствий введения совместного контроля, то уже можно говорить о положительных результатах для экономических агентов, которые могут проходить таможенный контроль в месте пересечения границы, что значительно сокращает и логистические расходы. Думаю, со временем это сделает переход границы более быстрым и более легким, а это положительный момент и для приднестровских жителей, и для экономических агентов, а также – почему бы и нет? – для международного трафика. Но вопрос совместного контроля [границы] не входит в повестку формата «5+2».

Свободная Европа: Чем, по вашему мнению, объясняется с политической и геополитической точек зрения ускорение процессов, связанных с приднестровским урегулированием?

Петер Михалко: Поскольку я достаточно близко знаком с проблематикой, скажу, что надежда на прогресс существовала всегда. Я очень рад этому прорыву, и эту радость разделяют все партнеры и участники переговорного процесса. Будем надеяться, мы верим – и будем делать все возможное для того, чтобы поддержать динамику и прогресс.

Мы и впредь будем поощрять стороны к разговору, к продолжению диалога в формате «5+2», что позволит двигаться вперед. Думаю, становится все более ясным то, что достигнутый прогресс однозначно идет на благо населения – и это правильное направление.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG