Linkuri accesibilitate

Майя Санду: «Мы попросили европейские институты оказать давление на власть»


Лидер PAS — о выборах столичного мэра, консолидации правой оппозиции и победе в парламентской кампании

Премьер Павел Филип в интервью молдавским СМИ накануне визита в Брюссель выразил надежду на то, что ЕС станет посредником «при заключении политического соглашения между проевропейскими силами после 2019 года». По его мнению, европейским партнерам следовало бы призвать к ответственности тех, кто принципиально не хочет договариваться с действующей властью. «Надеюсь, ответственность будет и, хоть и в последний момент, но проевропейское большинство будет сформировано», – подчеркнул премьер.

Один из лидеров проевропейской оппозиции, председатель Партии «Действие и солидарность» (PAS) Майя Санду подчеркнула в интервью Свободной Европе, что подобными заявлениями демократы пытаются использовать ложный аргумент о, якобы, нежелании оппозиции сотрудничать. По ее мнению, это делается для того, чтобы оправдать возможный союз Демпартии с социалистами после парламентских выборов. Лидер PAS категорически отклонила возможность политического соглашения с ДПМ и обвинила демократов в установлении авторитарного режима в Молдове. Также Санду выдвинула пакет условий, выполнение которых свидетельствовало бы о намерении партии власти гарантировать свободные и честные выборы высшего законодательного органа.

Майя Санду: Давайте посмотрим, какие на самом деле цели у этих заявлений. Демпартия не пользуется народной поддержкой, и та поддержка, на которую ДПМ может рассчитывать, вряд ли позволит ей удержаться у власти после выборов. Поэтому Демпартия давно уже готовит фальсификации, манипулирование избирателями с помощью новой избирательной системы, а также посредством запугивания и подкупа граждан.

С учетом вышесказанного у Демпартии – две проблемы. Во-первых, убедить европейцев в том, что выборы – честные и свободные, даже если они таковыми и не будут, и потому ей необходимо сымитировать диалог с настоящей оппозицией, а не с той, которую они сами же и создали. Чтобы позже исключить любую возможность непризнания итогов голосования на международном уровне из-за допущенных нарушений.

С другой стороны, Демпартия, которая уже начала работать рука об руку с Партией социалистов, чтобы оправдать возможный альянс с социалистами после выборов, и потому пытается возложить вину на нас, обвиняя в негибкости и нежелании сотрудничать. Сейчас у них не выйдет ни того, ни другого, потому что существует много сигналов и опасений, в том числе за рубежом, по поводу характера выборов.

И второе: сам факт, что Демпартия не согласилась, по крайней мере, ввести второй тур голосования, говорит о том, что она пытается укрепить шансы социалистов. Зная, что сами социалисты увеличить собственные шансы не в состоянии, демократы пытаются им помочь, рассчитывая при формировании коалиции после выборов аккумулировать максимальное количество голосов.

Свободная Европа: Мне бы хотелось уточнить позицию Евросоюза. Вы обсуждали эту тему в Брюсселе?

Майя Санду: Мы обнародовали письмо, которое направили 1 мая Евросоюзу, всем европейским институтам, Европарламенту, Совету ЕС и Еврокомиссии, где рассказали о самых главных проблемах, с которыми мы сталкивается в этом году. Мы попросили европейские институты оказать давление на власть – для устранения беззакония и злоупотреблений.

Что же касается возможного сотрудничества с Демпартией после выборов, то это абсолютно исключено

Сейчас мы знаем, что письмо дошло вовремя, что оно обсуждалось в рамках встреч, которые проводил там премьер Филип, – и мы рассматриваем это как реакцию. Мы говорим, что вовсе не мы, а правящая партия должна выполнять свои обязательства, что на ней лежит ответственность за правильную организацию выборов. Еще мы четко указали, что именно следует сделать, – на тот случай, если европейцы не понимают, с чем сталкивается оппозиция. Помимо проблем с монополизацией прессы, помимо попыток запугивания и устрашения активистов и оппозиции мы обрисовали предельно четкие проблемы в вопросах финансирования партий и предвыборных кампаний.

Итак, мы призываем власть пересмотреть законодательство и позволить диаспоре делать небольшие пожертвования политическим партиям. Этот вопрос фигурировал и в отчетах Венецианской комиссии. Мы требуем запретить всю эту «деятельность фондов», которые получают спонсорскую поддержку со стороны политиков. Ее нельзя рассматривать иначе, кроме как подкуп голосов, особенно, если учитывать, что деньги, которые используют эти фонды, украдены у граждан – или же являются стали результатом различных операций по отмыванию денег. Мы требуем, чтобы Центризбирком, и госструктуры самым серьезным образом проверили финансовые отчеты и нарушения, которые допускают отдельные партии.

Здесь я напомню случай, когда Демпартия – точнее, один из представителей ДПМ предложил своим коллегам поставить подписи в документах о пожертвованиях, которых те не оказывали. Это же означает, что финансирование партии происходит вовсе не так, как указано в официальных отчетах. Но ни одна госструктура не занялась проверкой. Разумеется, мы обратились в прокуратуру, но наш прежний опыт подсказывает, что прозрачного расследования не будет.

Что еще крайне важно: несколько месяцев назад Демпартия вместе со своими союзниками в парламенте изменила законодательство в ущерб оппозиции. Согласно внесенным поправкам, партии не смогут использовать во время предвыборной кампании накопленные ресурсы на счетах. Пожертвования и финансирование кампании разрешены строго в пределах электорального периода. А такие партии, как наша, не могут рассчитывать на крупные пожертвования, и потому нам приходится долгое время собирать деньги, чтобы обеспечить какие-то ресурсы для кампании.

Свободная Европа: Уточним: это некий список условий, при выполнении которых вы готовы сесть за стол переговоров с властью?

Майя Санду: Если власть выполнит все эти требования, связанные с корректным финансированием предвыборной кампании, мы перейдем к обсуждению следующего вопроса.

Евросоюз ведет диалог с правящей партией – даже если и допускает, что та пришла к власти не совсем законными методами

Свободная Европа: То есть, это именно условия?

Майя Санду: Да, если угодно, это условия – для честных и корректных выборов, но это не условия PAS, это общепринятые требования.

Свободная Европа: И они не означают обсуждение возможного коалиционного соглашения после выборов?

Майя Санду: Нет, разумеется. Никаких возможных договоренностей после выборов мы не обсуждаем. Хочу, чтобы все всем было ясно: то, о чем мы сейчас говорим, нужно сделать, – и это лишь малая часть из того, что необходимо сделать для того, чтобы выборы были признаны легитимными. Что же касается возможного сотрудничества с Демпартией после выборов, то это абсолютно исключено. И я хочу объяснить, почему.

Демпартия по своей сути – никакая не «демократическая», напротив, это партия, которая пытается ликвидировать те немногочисленные элементы демократии, которые нам удалось со временем выстроить. Это партия, которая пытается установить авторитарный режим. А это противоречит европейскому духу, и это направлено против интересов граждан Республики Молдова. Следовательно, нет абсолютно никаких причин для того, чтобы Партия «Действие и солидарность» захотела обсуждать с демократами возможное сотрудничество, мы находимся на противоположных полюсах.

Свободная Европа: Почему же Евросоюз контактирует с этой партией?

Майя Санду: Евросоюз ведет диалог с правящей партией – даже если и допускает, что та пришла к власти не совсем законными методами. Евросоюз использует все рычаги, которые имеются в его распоряжении, стараясь снизить негативные последствия этого правления. И это довольно трудно для ЕС, потому что, как известно, Демпартия говорит одно, а делает другое. Проблема – в используемых рычагах: складывается ощущение, что ЕС не располагает достаточным инструментарием, и не только в отношении Республики Молдова. Мы видим, что подобная ситуация – не единственная в регионе.

Свободная Европа: Как вы считаете, что ответит ЕС на обращение премьера Филипа?

Майя Санду: Евросоюз призывает совершать конкретные шаги, которые показали бы, что молдавская власть действительно выступает за честные и свободные выборы, что соблюдаются права граждан и, в том числе, права оппозиции. В этом плане представлять доказательства должны и мы, и они. Если власть предпримет какие-то усилия по созданию равных условий для всех игроков, то получит доказательства. Если же власть продолжит вести себя так, как вела до сих пор, то уже мы представим доказательства – о нарушениях и о вмешательстве в работу государственных институтов демократов и социалистов.

Именно ДПМ продвигает распыление голосов на правом сегменте, тем самым помогая социалистам

Свободная Европа: Поговорим о цифрах. Последний опрос, на который мы можем ссылаться, – это опрос IRI, проведенный в феврале-марте с.г. Согласно опросу, 36% у Партии социалистов, 20% у вашей партии и 8% – у Демпартии. Эксперты смоделировали несколько сценариев и заявили, что возможны два варианта, при которых социалисты могут прийти к власти и получить большинство. Альтернатива состоит в том, что социалисты разделят власть с демократами, и лишь при четвертом варианте все остальные объединятся против социалистов и, если социалисты получат небольшой результат, то, возможно, после осенних выборов появится иная власть, не социалистическая. Иными словами, только один сценарий – с минимальными шансами на успех, и лишь при условии, что объединятся все силы, скажем так.

Майя Санду: Этот результат отражает ситуацию на определенный момент, а до выборов парламента остается еще не один месяц. За это время цифры могут и измениться, возможно, подлинные демократические силы укрепят свои позиции. И здесь я имею в виду блок, который мы начали создавать – Партия «Действие и солидарность» с Платформой DA, к которому примкнут представители и ЛДПМ, и гражданского общества. Мы приглашаем всех, кто хочет сохранить демократию в Республике Молдова, сплотиться и способствовать ее консолидации. Мы должны выстроить этот блок, и направить большинство голосов именно ему.

Демпартия и ПСРМ находятся по другую сторону баррикад; мы не видим большой разницы между демократами и социалистами, есть разница на уровне риторики, но мы все знаем, что она лживая. Так что для нас это единственный сценарий: собрать как можно больше сторонников вокруг блока, который мы создаем, и набрать достаточное число голосов для того, чтобы сформировать будущую власть.

Свободная Европа: Избирательную систему изменили под себя, округа создали, исходя из собственных интересов, госструктуры поставили на колени, и еще есть контроль в СМИ. На что вы рассчитываете?

Люди очень недовольны властью, хотят ее свергнуть, и поэтому сюрпризы на парламентских выборах отнюдь не исключены

Майя Санду: На то, что очень многие недовольны нынешней властью, очень многие, если угодно, ее просто ненавидят, – и наш долг сплотить этих людей, и общими усилиями нанести решающий удар.

Свободная Европа: В ближайшие дни будут обнародованы итоги очередных соцопросов, и наверняка картина немного прояснится. Но, судя по предыдущим опросам, в одиночку проевропейской оппозиции социалистов не одолеть, и без переговоров вряд ли обойдется...

Майя Санду: Социалисты работают вместе с демократами, и самое убедительное тому доказательство – то, что Демпартии удалось настоять на выборах в один тур. Что это значит? Это значит, что даже в тех округах, где большинство голосов получат правые, при выборах в одном туре выиграют социалисты, потому что по правому сегменту голоса разбросаны, – и благодаря кому? Благодаря Демпартии, которая выдвигает очень много кандидатов, так называемых независимых. Именно ДПМ продвигает распыление голосов на правом сегменте, тем самым помогая социалистам.

Свободная Европа: Это их стратегия, а какая стратегия есть у вас?

Майя Санду: Давайте не будем… У нас одна стратегия: собрать вокруг нас как можно больше людей доброй воли, показать гражданам, что мы – сила, помочь им преодолеть страх. Знаю, что Демпартия угрожает всем и пытается держать их в стороне – не вмешиваться, не проявлять активность, не ходить на выборы… Мы поможем им понять, что мы – альтернатива, что у нас есть хорошие шансы, и что вместе с ними мы сможем изменить положение дел, сможем повторить опыт президентской кампании, но на этот раз – на более высоком организационном уровне, не позволив украсть наши голоса, как это случилось на выборах главы государства.

Свободная Европа: Экспертные измерения показали, что в 2/3 округов результаты практически предопределены, там победу «бинома» [ДПМ и ПСРМ], о котором вы говорили, можно считать делом решенным. Мне очень хотелось бы понять, какова ваша стратегия в округах? Вы определились с кандидатами? И в скольких округах у вас есть сильные кандидаты?

Майя Санду: Нам удалось начать процесс создания общих команд в 20 округах, мы начали с тех округов, где у нас наиболее реальные шансы, исходя из результатов выборов…

Свободная Европа: В центре?

Для нас важнее сохранить единство подлинно демократических сил – для участия и победы на парламентских выборах

Майя Санду: Здесь у нас действительно есть хорошие шансы. Сейчас идет отбор кандидатов, и, думаю, уже в июне мы сможем назвать конкретных кандидатов по округам. Но на местах мы везде встречаем одну и ту же картину: люди очень недовольны властью, хотят ее свергнуть, и поэтому, вопреки всем расчетам, вопреки всем препятствиям, которые создает Демпартия, сюрпризы на парламентских выборах отнюдь не исключены.

Свободная Европа: Поговорим немного и о местных выборах. Их важность для парламентской кампании вы вряд ли станете оспаривать. Но и на местных выборах перспективы для вас не самые радужные. Есть кандидат, которого вы поддерживаете, он входит в первую тройку фаворитов, но нет никакой уверенности в том, что он пройдет во второй тур. И многие упрекают вас, говоря, что вы допустили стратегическую ошибку, согласившись на уступку, на которую идти не следовало, что вам нужно было проявить «больше характера». Что вы можете ответить критикам?

Майя Санду: Разумеется, риск существует, потому что кампания по дезинформации и манипуляции принимает размах. Накануне мне написал один из сторонников PAS, которому удалось проследить и узнать, кто является спонсорами этих лживых страниц, на которых развязана кампания против Андрея Нэстасе – и кто распространяет этот весь информационный мусор.

Разумеется, мы участвуем в этих выборах и очень рассчитываем на поддержку кишиневцев, на их здравый смысл. Самая большая угроза – если мы не пойдем на выборы, скажем, что кто-то другой может решить вопрос вместо нас. Именно на это и рассчитывает власть, на то, что мы отойдем в сторону. Поэтому я призываю идти на выборы, – но так же проявить предельную осторожность, не голосуя за людей, которые лишь укрепят действующую власть.

Что же касается выборов в столице, то я по-прежнему считаю, что наше решение было правильным, так как самое важное – это парламентские выборы, необходимость сплочения всех сил в рамках парламентской кампании. Выборы в Кишиневе важны, но не надо забывать, что их результаты будут действительны в течение лишь одного года, и что руководя столицей нельзя изменить правосудие, нельзя изменить прокуратуру, невозможно решить самые насущные проблемы страны.

Для нас важнее сохранить единство подлинно демократических сил – для участия и победы на парламентских выборах. Кишиневский электорат всегда представляли и представляют люди, которые верят в демократию и европейские ценности, поэтому еще раз призываю всех: примем участие в выборах и не допустим, чтобы с Кишиневом произошло что-то плохое.

XS
SM
MD
LG