Linkuri accesibilitate

Ион Стурза: «Додон призовет граждан выйти на улицу тогда, когда ему это позволит „холдинг“»


Экс-премьер — о политической ситуации в Молдове

Конституционный суд заявил, что президент не может препятствовать назначению членов кабинета министров, что это является прерогативой премьер-министра. В свою очередь, Игорь Додон подверг острой критике правительство и Конституционный суд за попытку отстранить его от процесса назначения министров Экс-премьер Ион Стурза считает, что это – начало предвыборной кампании.

Свободная Европа: Конституционный суд Республики Молдова решил, что глава государства не может блокировать назначение министров, и что это – прерогатива премьера. Реакция г-на Додона последовала незамедлительно: он заявил, что КС может интерпретировать Конституцию, но не создавать конституционные нормы, и расценил сложившуюся ситуацию как попытку узурпации власти. Как вы оцениваете этот пинг-понг между Игорем Додоном и представителями Демпартии?

Ион Стурза: Власть в Республике Молдова действительно узурпирована. Узурпирована Демпартией, которая сегодня не располагает ни должной легитимностью, ни народной поддержкой. Это констатация факта, известного в Кишиневе, – и не только в Кишиневе.

Игорь Додон давно уже пытается спровоцировать широкий политический кризис

С другой стороны, думаю, Конституционный суд прав, когда говорит, что глава государства обязан назначить министра, предложенного главой правительства. Это правовая норма, созвучная Конституции и закону о правительстве. Президент должен расслабиться и принять это как данность. По сути, не Еуджен Стурза и не должность министра обороны является сегодня яблоком раздора. Это такое позиционирование сторон в переговорах по ряду вопросов, так что, думаю, в конечном счете они придут к общему знаменателю. Все немного преждевременно начали предвыборную кампанию.

Свободная Европа: Но если г-н Додон как президент не признает министра обороны, легитимность которого равна нулю, как заявил глава государства на брифинге, каким образом выстроятся отношения между президентской властью и столь важной в государстве силовой структурой, как Нацармия?

Ион Стурза: Насколько важна Нацармия – это еще вопрос! Армия является скорее символом, нежели реальной силой, которая имела бы какое-то значение в рамках нынешней системы. Тем не менее, г-н Додон должен подчиниться и подписать указ о назначении министра, предложенного премьер-министром Республики Молдова г-ном Филипом.

Для г-на Плахотнюка вариант с Майей Санду на посту президента был бы настоящей катастрофой

В данном случае, возможно, он намеренно идет на конфронтацию, которая дает формальную возможность начать процедуру отстранения от должности, импичмента или других легальных форм, связанных с исполнением обязанностей президента.

Свободная Европа: Кстати, об импичменте. На том же брифинге президент призвал провести референдум, чтобы стало ясно, кого поддерживают избиратели: власть, во главе с Демпартией, или же Игоря Додона и социалистов…

Ион Стурза: Игорь Додон давно уже пытается спровоцировать широкий политический кризис, который привел бы к досрочным выборам. Его высокий рейтинг вызывает большой оптимизм. Это довольно неприятная ситуация для власти, которая далеко не пользуется столь же сильной поддержкой со стороны народа.

Более того, это крайне рискованный план для правящего альянса – начать процесс отстранения Игоря Додона, его виктимизации. В последующие недели мы станем свидетелями фронтальных атак – и информационных, и менее информационных, и в адрес Додона, и в адрес проевропейской оппозиции, той же Майи Санду. Последние заявления Демпартии, вмешательство в проблемы просвещения и т.п., свидетельствуют, по сути, о том, что предвыборная кампания уже началась, но преждевременно. Может, кому-то хочется сыграть на опережение и ускорить выборы, не знаю.

Свободная Европа: Вы имеете в виду досрочные выборы?

Ион Стурза: Да, мы говорим о досрочных выборах.

Свободная Европа: Но когда Игорь Додон высказывает мнение, что правящая коалиция намеренно провоцирует его выводить людей на улицу, когда говорит, что он обратится к гражданам с таким призывом тогда, когда сочтет нужным, – какой посыл он хочет передать обществу?

Ион Стурза: Додон призовет граждан выйти на улицу тогда, когда ему это позволит «холдинг», поверьте мне. Сегодня инструменты, в том числе и медиа, по мобилизации населения находятся в другом месте, и это стало особо заметно тогда, когда Додон попытался пригрозить пальцем, но затем очень быстро успокоился.

Плахотнюк и Демпартия прекрасно понимают, что нет никаких шансов навязать Майе Санду или Андрею Нэстасе коалицию

Не думаю, что у него сегодня широкое поле для маневров в плане интерпретации Конституции, либо формальные рычаги в качестве президента или партийного босса. За ним не стоят СМИ или хор активистов, которые сегодня могли бы поднять людей и вывести их на улицу. И, думаю, что власть хорошо это осознает, потому и не сильно переживает.

Свободная Европа: Г-н Стурза, но после решения КС о передаче полномочий главы государства многие считают, что Игоря Додона сделали президентом с единственной целью – укрепить сложившуюся систему в Молдове, и что все происходящее сегодня – в интересах и той, и другой стороны.

Ион Стурза: Для г-на Плахотнюка было не так много вариантов. Вариант с Майей Санду на посту президента был бы для него настоящей катастрофой. В отличие от Игоря Додона, Майя Санду имеет моральное право требовать отчета у власти – у Додона такого права нет.

Додон – часть системы. У него нет морального права потребовать слишком многого от парламента или правительства. Так что у Плахотнюка не было вариантов, и он выбрал Додона, который, еще раз скажу, сегодня стопроцентно зависим. Его будущее – и политическое, и не только политическое – зависит от капризов Плахотнюка, от того, насколько далеко простираются его амбиции.

Возможно, люди просто выдохнутся и станут безразличными к политикам, им будет все равно – Плахотнюк или Додон

Свободная Европа: Кстати, эти заявления г-на Плахотнюка, с которыми он выступил через очень небольшой промежуток времени… Сперва вышел и сказал, что после парламентских выборов должна быть мажоритарная коалиция между Демпартией и партией Майи Санду, а потом выступил с другим призывом и высказал много критических замечаний в адрес Майи Санду… Чего он хочет на самом деле?

Ион Стурза: В Кишиневе все знают, что как на европейском уровне, так и на двустороннем уровне со странами региона звучат настойчивые призывы к унификации так называемых проевропейских сил, которые сегодня, если честно, несравненно более враждебно настроены друг к другу, чем к Игорю Додону.

Я думаю, и г-н Плахотнюк, и Демпартия прекрасно понимают, что нет никаких шансов навязать Майе Санду или Андрею Нэстасе коалицию с ними. Это совершенно ясно – они выросли, они возмужали, они закалились в борьбе с олигархией, а не в борьбе с Додоном. Это одно.

Второе – очевидно, что у людей другие заботы, не связанные с геостратегией или – ну, не знаю… с борьбой за европейские ценности. Люди озабочены своим уровнем жизни, нищетой, коррупцией, кражей миллиарда. Идти сегодня на политическое соглашение с Демпартией – это значит стать соучастником всей этой истории и практически опозорить себя. Так что я не вижу, каким образом все эти вещи стыкуются, как считают некоторые внешние наблюдатели.

Но я пойду еще дальше и рискну предположить, что все это сделано умышленно с целью вызвать яростное отрицание со стороны Майи Санду и попытаться, все-таки, перестроить отношения с левыми и с Додоном – если Додон доживет до выборов. И ключевое слово здесь – «если».

Свободная Европа: Как далеко может зайти эта борьба власти с политическими оппонентами?

Честные политики, которые реально докажут, что они честны перед людьми, могут получить хороший результат на выборах

Ион Стурза: Столько проблем у этой страны, столько нерешенных вопросов… В конечном счете, я сказал бы на старый лад, по-коммунистически: «Идет зима, мы проявляем виртуальную заботу о системе просвещения, а учителя все еще ждут обещанного увеличения зарплат; у нас сплошные проблемы – региональная безопасность, криминал и так далее, а мы завязли в этих стерильных дискуссиях – чего там хочет Додон, к чему стремится Плахотнюк, чего хотят другие, и т.д. и т.п.»

Свободная Европа: Но ведь судьба каждого гражданина страны зависит, в том числе, и от того, чего хочет тот или другой – из этих двух политиков.

Ион Стурза: Да, но их пожелания не совпадают с тем, чего хотят граждане. Налицо попытки ввести общественность в заблуждение, отвлечь внимание от того, что действительно важно для рядовых граждан. И если все будет продолжаться в том же духе до выборов – а впереди еще целый год, – то возможно, что люди просто выдохнутся и станут безразличными к политикам, им будет все равно – Плахотнюк или Додон…

Свободная Европа: Безразличными, в том числе, и к выборам?

Ион Стурза: Как правило, в последний момент люди мобилизуются; одни – в силу своей сознательности, другие из желания наказать политиков. Ведь результат может оказаться совсем другой, нежели тот, что показывают сегодня опросы.

Честные политики, которые реально докажут, что они честны перед людьми, могут получить хороший результат на выборах. Это эффект критической массы недовольства политикой…

XS
SM
MD
LG