Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Демпартия не может просто так отказаться от своего намерения и пойти на компромисс»


Президент Игорь Додон подтвердил свое критическое отношение к выборам по одномандатным округам, взамен глава государства предложил перейти к смешанной избирательной системе. В соответствии с проектом президента, 51 депутат должны избираться по партийным спискам, а остальные 50 – в одномандатных округах. По мнению главы государства, в число 50 депутатов-одномандатников войдут представители диаспоры и Приднестровья. Также Игорь Додон по-прежнему настаивает на своей более давней идее, по поводу сокращения числа депутатов со 101 до 71-го. Журналист и писатель Игорь Волницкий комментирует инициативу главы государства:

Игорь Волницкий: Такой ход следовало ожидать, по крайней мере, чисто теоретически он был вполне предсказуем. С другой стороны, нельзя обойти вниманием и тот факт, что президент отреагировал довольно оперативно. Не надо забывать, что в последние дни на неофициальном уровне довольно часто шла речь о том, что демократам уже удалось сколотить большинство, что они набрали 60 голосов, необходимых для пересмотра избирательной системы.

Президент Додон, наверное, понял, что если он не отреагирует незамедлительно, то он может потерять все. Вероятно, он пытается спасти хотя бы половину шансов на предстоящих выборах – шансов политформирования, которое он возглавлял в последние годы, Партии социалистов. Но, повторяю, это не более чем теоретические выкладки. Вместе с тем, нельзя обойти вниманием заявления, согласно которым, с тем же успехом может идти речь и о какой-то скрытой игре власти и президента.

Свободная Европа: Кого больше всего устраивает вариант, предложенный Игорем Додоном?

Игорь Волницкий: Не знаю, можно ли говорить, что это кого-то устраивает. В молдавской политике четко обозначились два лагеря. Первый состоит из тех, кому более выгодна действующая система – пропорциональная. Это правоцентристская оппозиция, отдельные левые партии (ПСРМ) и левоцентристские («Наша партия»). Этих политформирований действующая система выборов полностью устраивает. Для Демпартии, а также для некоторых более мелких партий, которые лишены всех шансов пройти в парламент в условиях действующей системы, разумеется, выгоднее одномандатная система.

В Молдове демократия – если ее вообще можно назвать демократией – очень хрупка и не годится для экспериментов

Смешанная система в некоторой степени благоприятна для социалистов и Демпартии, но явно проигрышна для правоцентристских партий, так как она существенно снижает их шансы на предстоящих парламентских выборах, на которые они надеются. Но, повторяю, смешанная система – это вариант, про который нельзя сказать, что он в полной мере отвечает надеждам и ожиданиям какой-либо политической партии или политического лагеря Республики Молдова.

Свободная Европа: Судя по реакции ДПМ, демократы будут настаивать на варианте одномандатных выборов. Каким, в конечном счете, окажется компромисс, как вы считаете?

Игорь Волницкий: Думаю, что Демпартия на самом деле будет настаивать на мажоритарных выборах, этот вариант она уже внесла в парламент в порядке законодательной инициативы. К этому ее обязывает и избранная тактика, политическое позиционирование. Как иначе демократам объяснить те мощные инвестиции в рекламу одномандатной системы, в кампанию по сбору подписей – известно, что речь идет о более чем 800 тыс. подписей граждан? Как иначе объяснить им консультации с общественностью и парламентские дебаты по вопросу одномандатных выборов?

Демпартия не может просто так отказаться от своего намерения и пойти на компромисс, она считает своим долгом сделать еще несколько попыток донести до избирателей свою позицию. В этом смысле решающую роль сыграют крупные внепарламентские партии, а также отдельные парламентские игроки. Если эти партии откажутся от намерения организовать акции протеста, если они сделают шаг назад в том, что касается созданного ими единого фронта, то, естественно, Демпартия будет настаивать на одномандатной системе.

У нас присутствует национальная специфика: диаспора, Приднестровье, Гагаузия

Если же они не откажутся от своих намерений – а они, по всей видимости, не настроены идти на попятную, – то это Демпартии вместе со всеми своими инвестициями в рекламу одномандатной системы придется сделать полшага назад и сказать, что даже если смешанная система и не совсем то, чего бы хотели демократы, это в любом случае приемлемый компромисс.

Свободная Европа: И Демпартия, и Игорь Додон утверждают, что продвигаемые ими проекты выгодны гражданам, которые, таким образом, получат более ощутимый контроль над депутатами. К этим аргументам многие относятся скептически…

Игорь Волницкий: Думаю, это показатель состояния демократии в целом. Уровень демократии, который есть на данный момент в Республике Молдова, должен стать решающим аргументом, когда речь идет о такого рода изменениях с серьезными последствиями для общества и для политики.

В целом, одномандатная и смешанная избирательные системы сами по себе достаточно хороши, несмотря на то, что ряд стран отказались от них из-за серьезных сбоев в ходе их применения. Эти системы, тем не менее, предполагают некоторое сближение между политиком и избирателем. Но такие системы хороши – и даже очень хороши – в развитых демократиях, в странах с традициями. А в Республике Молдова демократия – если ее вообще можно назвать демократией – слабо функциональна, она очень хрупка и не годится для подобных экспериментов. Тем более, что у нас присутствует национальная специфика, если ее можно так обозначить, и эта специфика состоит в роли, которую может сыграть в избирательном процессе диаспора, которую может сыграть Приднестровье, и еще есть определенные моменты, связанные с Гагаузией...

В Республике Молдова партии всегда преследовали какие-то свои сиюминутные интересы

То есть, помимо слабо развитой, чтоб не сказать – неработающей демократии, есть много аспектов, присущих исключительно Республике Молдова. Не знаю, благоприятны ли они для такой системы. Если через энное количество лет удастся объединить страну, удастся решить все проблемы, связанные с вовлечением диаспоры в политику и в избирательные процессы, если удастся реализовать подлинные демократические реформы и стать демократическим государством, тогда я не думаю, что будут какие-то проблемы с избирательной системой, одномандатной или смешанной. Все проблемы, на которые ссылаются сегодня отдельные оппозиционные силы, связаны именно со слабо функциональной демократией в Республике Молдова.

Свободная Европа: Некоторые эксперты рекомендуют отказаться от пересмотра избирательной системы хотя бы до очередных выборов 2018 года. Как вы думаете, такой вариант принимается во внимании?

Игорь Волницкий: Не думаю, что есть какие-то шансы, несмотря на то, что в основе этого призыва – серьезные аргументы, которые вполне можно понять. В Республике Молдова партии всегда преследовали какие-то свои сиюминутные интересы. В конкретной ситуации, в которой мы сейчас оказались, интерес диктует – по крайней мере, диктует отдельным крупным партиям – необходимость изменения избирательной системы.

Я неоднократно излагал свою позицию по этому вопросу, даже позволил себе конкретные рекомендации молдавскому политическому классу. Я призывал наших политиков к зрелости: если вы говорите, что боретесь за сближение политика и гражданина, то меняйте избирательную систему, но с одним ясным уточнением – новые правила игры вступят в силу не к следующим выборам, а через один созыв, чтобы не сложилось впечатление, что кто-то перекраивает правила игры под себя, с оглядкой на очередные выборы.

Если бы все согласились с такой формулой, то я уверен, что критика со стороны оппозиционных партий, как внепарламентских, так и парламентских, исчезла бы. Потому что всем было бы ясно: это все делается во имя страны, а не ради каких-то сиюминутных интересов того или иного политика, той или иной партии.

XS
SM
MD
LG