Linkuri accesibilitate

Георге Брега: «К сожалению, мы только сейчас поняли, что с востока идет только дебилизм и коммунизм»


Парламент принял во втором, окончательном чтении проект закона о переходе на смешанную избирательную систему. Из парламентских партий против выступили коммунисты, либеральные демократы и либералы – бывшие союзники демократов. Депутаты-либералы расценили реформу как «удар по демократии». Экс-депутат, бывший вице-премьер Георге Брега в интервью Свободной Европе комментирует последние события в коалиции и оппозиции.

Свободная Европа: Какова сейчас роль и место Либеральной партии?

Георге Брега: Наше место там, где мы находимся, наша роль – сохранить европейское направление. Я понимаю скептиков и критиков, которые ругали нас за то, что мы вошли в коалицию с Демпартией, но должен сказать со всей искренностью: тогда мы серьезно обсуждали этот вопрос, идти или не идти в коалицию, договариваться с демократами или не договариваться?..

Мы прекрасно понимали, что мы, как партия, многое потеряем, если пойдем и дальше в тандеме с Плахотнюком. Потому что речь не о Демпартии – все дело в Плахотнюке. И тогда мы подумали так: если мы, Либеральная партия, не войдем в коалицию, это приведет к утрате европейского вектора.

Мы прекрасно понимали, что это дорого обойдется нам, как партии

И в таком случае – какой смысл присутствовать в парламенте десятью, двадцатью или сколько там депутатов? Присутствовать в парламенте, быть в меньшинстве – и утратить европейский вектор... Мы тогда решили – и это решение далось нам крайне нелегко, даже болезненно – войти в коалицию с Плахотнюком, хотя при этом мы прекрасно понимали, что это дорого обойдется нам, как партии.

Свободная Европа: Как вы понимаете ту роль, которую играет г-н Плахотнюк, – координатор мажоритарной коалиции?

Георге Брега: Никак. Он сам себя назначил координатором, никто его не выбирал, никакого голосования не было.

Свободная Европа: Но он же представлял вас и в США, куда ездил с визитом, и в Брюсселе?

Георге Брега: Он там себя представлял, а не нас. Я, например, честно скажу, что я даже не знал, что он – координатор, который едет в Брюссель меня представлять. Потому что это унизительно. Лично я рассматриваю как унижение тот факт, что он меня представляет, как координатор. Я с этим не согласен.

Давайте не будем ставить знак равенства между партией и Плахотнюком

Свободная Европа: Лично вам ясно, куда ведет сегодня Молдову правящая Демпартия?

Георге Брега: Давайте смотреть на вещи более трезво и давайте не будем ставить знак равенства между партией и Плахотнюком. Да, Плахотнюк является лидером Демпартии, и прекрасно известно, как был отстранен от руководства партией Мариан Лупу – это ни для кого не секрет. Но при всем этом надо признать, что в Демпартии есть и здравомыслящие, умные люди. Есть несколько депутатов, которые хорошо понимают сложившуюся ситуацию, они нередко вынуждены действовать вопреки собственным взглядам и желаниям, наступая, как говорится, на горло собственной песне.

То же самое – и министры от Демпартии. Мне доводилось с ними взаимодействовать и в качестве вице-премьера, и как временно исполняющий обязанности премьер-министра, и я могу сказать, что там немало умных ребят, которые все понимают, но пожимают плечами: «Что поделать? Так хочет шеф». Такова реальность.

И сегодня мы говорим: Демпартия… А что такое Демпартия? Там верховодит горсточка людей, несколько депутатов, а в остальном…

Свободная Европа: В парламенте объявили, что у них во фракции 41 депутат.

Георге Брега: На бумаге – да, но в действительности это не их депутаты. Давайте подсчитаем: 15 коммунистов, семь депутатов от ЛДПМ или восемь, сколько их там…

Свободная Европа: Все они сегодня называют себя депутатами-демократами, потому что входят во фракцию ДПМ.

Лично мне было очень трудно, я был как кость в горле каждый раз, на каждом оперативном заседании

Георге Брега: Конечно, они себя так называют, потому что должны так называться. У большинства из них рыльце в пушку, но они представляют не волю народа, который проголосовал за них тогда, когда они не входили в Демпартию. Этих людей, которые примкнули к Демпратии, вынудили к этому – шантажом, подкупом…

Свободная Европа: А Либеральная партия сегодня поняла, что ее просто использовала ДПМ – или ее лидеры?

Георге Брега: Ну, трудно сказать, кто кого использовал, – возможно, это мы использовали Демпартию в какой-то момент, не дав ей возможности сразу же создать коалицию с социалистами – в этом случае нам всем пришлось бы туго, вряд ли бы мы с вами сидели бы сейчас в студии Свободной Европы… Но, действительно, в некотором смысле и они нас использовали в качестве зонтика, прикрываясь взаимодействием с нами – особенно перед Евросоюзом: вот, мол, и ЛП так считает…

Должен сказать, что вначале нам удалось многое направить в верное русло. Мы им сказали: господа демократы, так не поступают, и т.д. Хотя нам все было ясно. Честно скажу, мне было ясно, что однажды им удастся купить депутатов от других партий, что они будут их шантажировать, доведут число своих мандатов до 40 или сколько их там, даже у нас двоих урвали – через Шалару, который недалеко от Плахотнюка ушел, кстати, в одной телеге, думаю, скоро окажутся. И он тоже может быть подвергнут шантажу, у него немало грехов и рыло в пуху… Нам было понятно, что в один прекрасный день они… Но мы попытались вернуть все в сколько-нибудь чистое русло.

Приватизация гостиниц, приватизация собственности в Украине... Все это – Додон

Честно скажу, лично мне было очень трудно, я был как кость в горле каждый раз, на каждом оперативном заседании. Вы не присутствовали на оперативных заседаниях по понедельникам, на президиумах по пятницам; их в президиуме – шесть человек, я был один – их шесть, а я один, и было очень трудно. Как-то перед Рождеством я даже сказал г-ну Гимпу: «Сил моих больше нет, Михай, хочу все бросить и уйти». «Нет, потерпи еще немного, я попытаюсь с ними поговорить, вернуть их к действительности, встряхнуть… Может, изменятся…». К сожалению, не изменились.

Свободная Европа: 74 депутата проголосовали за реформу избирательной системы. ЛП выступила против. В знак протеста либералы, коммунисты и либерал-демократы покинули парламент. Кому выгоден пересмотр формулы выборов?

Георге Брега: Если для кого-то и стало неожиданностью принятие законопроекта во втором чтении, то лично меня такой поворот событий не удивил. Мне давно было ясно, что они пойдут до конца, потому что их не интересует, чем это обернется для страны.

Ведь если внешнее финансирование будет приостановлено, то нас захлестнет нищета. Если мы не получим обещанных сто миллионов, это только для госбюджета обернется дефицитом в два миллиарда. Хотя и без того есть дефицит…

Свободная Европа: Вы имеете в виду поддержку, которая должна была поступить…

Георге Брега: Да, поддержку со стороны Евросоюза.

Свободная Европа: …100 миллионов евро?

Георге Брега: Да, если логически подумать… 100 миллионов евро, если они не поступят, – а, судя по заявлениям Совета, Европейского парламента, они не поступят… Нищеты тогда не миновать, пенсий не будет, да и зарплаты окажутся под угрозой. Им же до этого нет никакого дела, потому что они живут в свое удовольствие.

Это игра на публику под дирижерской палочкой Плахотнюка. Он не привык проигрывать. Он не может без врагов

Проблема в чем? Любой ценой – любой! – они хотят удержаться у власти. И их понять можно. Потому что в противном случае им не позавидуешь. Я считаю, что пересмотр системы сейчас выгоден именно им, а социалистам это на руку, потому что они надеются набрать более 50% голосов. Они тоже надеются с помощью денег, которые перекачают через своих представителей в одномандатных округах, получить 50%. Сейчас они остаются один на один, так что, думаю, скоро у Додона начнутся проблемы.

Свободная Европа: Дело дойдет до импичмента, или…

Георге Брега: Дойдет до импичмента, потому что они прекрасно понимают: Додон наберет больше. Но Плахотнюк не привык проигрывать и быть ведомым. Да еще Додоном!

Свободная Европа: Но ведь если дело дойдет до импичмента, и г-н Додон предстанет в роли жертвы, это принесет ему больше симпатий избирателей?

Георге Брега: Нет, мученика из него не сделают, сценарий, по моему мнению, будет другой, с уголовными делами, попахивающими нафталином, – вот даже Воронин недавно вменил ему три миллиона – так что его просто уберут…

Свободная Европа: Три миллиона – во времена?..

Георге Брега: Три миллиона евро во времена Воронина, когда Додон был первым заместителем премьер-министра у Гречаной, – тогда было подписано соглашение с Moldova-Gaz, в результате которого нас ограбили примерно на 100 долларов за каждую тысячу кубометров газа. Приватизация гостиниц, приватизация собственности в Украине... Все это – Додон.

Если Плахотнюк приказывал молчать, то никто, кроме Гимпу, и рта не смел открыть. Если он приказывал Дьякому: «Молчи!» – Дьяков молчал, и Лупу молчал

Свободная Европа: А почему вы настолько уверены, что отношения между парламентским большинством и президентом обострятся, а не наоборот?

Георге Брега: Никакого «теснее» не будет, это просто невозможно, да и сейчас уже эта близость имитируется, это игра на публику под дирижерской палочкой Плахотнюка. Он не привык проигрывать. Он не может без врагов, он не может жить без того, чтобы кто-то не чувствовал себя виноватым. Он не может не устранять. Он поступит так, как с Дорином Киртокэ.

Не Дорин был его целью, его целью была мэрия, а для этого нужно было устранить Дорина, сделать так, чтобы суд его на четыре-пять лет лишил права участвовать в выборах, лишил права… Потому что он представляет серьезную угрозу для того же Плахотнюка.

Свободная Европа: Но когда вы входили в парламентское большинство, то почему не говорили об этом Плахотнюку?

Георге Брега: Я не любил ходить в совет альянса, потому что… там как было? Если Плахотнюк приказывал молчать, то никто, кроме Гимпу, и рта не смел открыть. Если он приказывал Дьякому: «Молчи!» – Дьяков молчал, и Лупу молчал, если этого требовал Плахотнюк. Все молчали, ни один министр, ни один депутат не смел ему прекословить.

Всегда и везде, где меня спрашивали: «А что вы сделаете для нашего села, если мы вас изберем?» – я отвечал честно: «Ничего»

Я пару раз с ним схлестнулся, поэтому, наверное, больше меня и не приглашали. Правда, потом он не раз спекулировал моим именем: «Как сказал г-н Брега…». Я говорил г-ну Гимпу: «Бойся лести врага. Когда враг тебя хвалит, это не к добру».

Свободная Европа: Сейчас решается, с кем пойдет Молдова, – с Востоком, Западом?..

Георге Брега: Официально решается – куда и с кем, потому что если до 2018 года Плахотнюку не удастся окончательно отстранить Додона от власти… Да, действительно, решается – Восток или Запад. Помните: Lucoarea vine de la Est? К сожалению, мы только сейчас поняли, что с востока идет только дебилизм и коммунизм.

Свободная Европа: Раскол общества глубок, как никогда. Как вы считаете, молдавское общество можно еще склеить – и какая идея могла бы нас сплотить?

Георге Брега: Раскол общества принял сегодня еще более жесткий характер, и он действительно как никогда глубок. Потому что как с одной стороны, так и с другой льется одна ложь, и сторонники Запада, и сторонники Востока врут. Люди у нас верят только лжи, верят в то, что они хотят услышать…

Мы – искусственно созданное государство, и наше место не Бог весть где, а в Румынии

Свободная Европа: Но это вина политиков.

Георге Брега: Разумеется, стопроцентно!

Свободная Европа: …потому что это политический класс сделал так, что ложь заняла свое место.

Георге Брега: Совершенно верно.

Свободная Европа: Посыпаете голову пеплом?..

Георге Брега: Ну, как сказать… В какой-то степени и мне, косвенно, полагалось бы посыпать свою голову пеплом, потому что… Но я, по крайней мере, всегда и везде, где меня спрашивали: «А что вы сделаете для нашего села, если мы вас изберем?» – я отвечал честно: «Ничего. Единственное, что я могу сказать, – я постараюсь сделать что-то хорошее, но не могу обещать ни дорог, ни крыши над головой, ни детсадов, ни школ – ничего обещать не могу».

Потому что я знал: это невозможно. Но обманывать людей в надежде, что они проголосуют за тебя, – а как потом смотреть им в глаза? Я никогда не обещал! А здесь на обещания не скупятся. Здесь обещают златые горы…

Свободная Европа: Кто положит конец расколу и объединит молдавское общество?

Я ушел из политики в 94-м и поклялся: больше – ни ногой. Но я вернулся

Георге Брега: Только национальное самосознание. Когда люди, наконец, проснутся и поймут, кто мы на самом деле, – а мы искусственно созданное государство. Поймут, по чьей милости мы такие, почему нас сделали заложниками этого сплошного обмана, какие цели преследуют сторонники восточного вектора, за что они борются здесь, в Республике Молдова, зачем они вливают деньги – говорят, три миллиона долларов получает Додон ежемесячна за разного рода хитрости…

Но пока прокуратура подневольная, и пока правосудие подконтрольное… Сегодня что у нас есть? Прокуратура – я не имею в виду всех прокуроров, там есть и честные ребята, но большинство работают по указке. Все они под каблуком: «Сделаешь так, как я сказал…». Вот и все.

И пока у нас не будет подлинной прокуратуры, подлинной юстиции и хорошо развитого чувства национального самосознания, пока наши граждане не поймут, что мы – искусственно созданное государство, и наше место не Бог весть где, а в Румынии, в отчем доме, – у нас ничего не получится.

Ему, Плахотнюку, не нравится быть в меньшинстве. Если у него не будет большинства, то до выборов Додон окажется за решеткой

Свободная Европа: С чем связан ваш самый большой упрек? И самое большое сожаление?

Георге Брега: Упрек мне?

Свободная Европа: Вам, государству…

Георге Брега: Самый большой упрек (смеется)… ко мне самому, за то, что я снова полез в политику. В 2005 году, благодаря Гимпу и Киртоакэ, который подкупил меня своей светлой головой, разумным подходом ко всему… Ведь я ушел из политики в 94-м и поклялся: больше – ни ногой. Но я вернулся.

А в остальном, что касается моей работы, – что я могу сказать? Сожалею, что не смог сделать то, чего хотелось сделать, что не удалось осуществить Объединение… Сожалею, что не смогли сделать то, что должны были сделать для народа и для граждан…

Свободная Европа: Но вы себя упрекаете в том, что в свое время поддержали г-на Плахотнюка?

Георге Брега: По моему мнению, это Плахотнюк поддержал нас для дальнейшего продвижения по пути европейской интеграции. В противном случае, как я уже говорил, если бы он вошел тогда в коалицию с Додоном, то все было бы гораздо хуже.

Свободная Европа: А если он сделает это в 2018 году?

Георге Брега: Не сделает, потому что Додон наберет гораздо больше голосов, а ему, Плахотнюку, не нравится быть в меньшинстве. Ему подавай большинство. Если у него не будет большинства, то до выборов Додон окажется за решеткой.

Он [Плахотнюк] не может допустить, чтобы им руководил Додон. Это не тот человек, который… Он должен контролировать все и вся, руководить всеми – разве вы не видите, что он привык руководить всей Молдовой?

Свободная Европа: Каким же вам видится политическое будущее г-на Плахотнюка?

Георге Брега: Его политическое будущее в густом тумане.

XS
SM
MD
LG