Linkuri accesibilitate

Еуджениу Рыбка: «Это неправда, что положения Кодекса оторваны от реальности!»


Эксперт Ассоциации электронной прессы — о новом Кодексе телевидения и радио

Чем продиктована необходимость принятия, и что принципиально нового содержит новый Кодекс телевидения и радио, принятый в первом чтении на прошлой неделе парламентом? Своим мнением делится эксперт Ассоциации электронной прессы APEL Еуджениу Рыбка.

Свободная Европа: Итак, давно ожидаемая развязка, пусть и не окончательная – новый Кодекс принят в первом чтении. Чем принципиально отличается новый документ от предыдущего Кодекса, принятого в 2006-м?

Еуджениу Рыбка: Речь идет, прежде всего, о том, что прошло 12 лет с момента принятия действующего Кодекса телевидения и радио, и за это время в нашей жизни многое изменилось, в частности, активно обсуждается информационная война, одной из сторон которой мы являемся. Соответственно, необходим закон, который отвечает современным вызовам.

Во-вторых, необходимо привести национальное аудиовизуальное законодательство в соответствие с европейским. В частности, речь идет о принятии Директивы 2010 года об аудиовизуальных медиа-услугах, которая привнесла много нового в сферу деятельности аудиовизуальных СМИ.

Мы вышли с предложениями относительно защиты аудиовизуального пространства. И вот вокруг этого вопроса развернулись наиболее широкие дебаты

Свободная Европа: Кто авторы нового документа? Я так понимаю, что была группа экспертов, разработавших проект нового Кодекса?

Еуджениу Рыбка: Это более давняя и даже немного затянувшаяся инициатива Ассоциации электронной прессы Республики Молдова. В 2010-2011 гг. был разработан проект нового Кодекса телевидения и радио, который долго пылился где-то в парламенте, и лишь в 2016 году его утвердили в первом чтении, но скоро проект был отозван. В 2017 году Ассоциация электронной прессы выработала новый свод правил. Это проект Кодекса услуг аудиовизуальных СМИ, подготовленный экспертами гражданского общества. В частности, это Василе Стати, Ион Бундуки, Александру Дороган и ваш покорный слуга.

Свободная Европа: Как вы сами отметили, политики сопротивлялись некоторым положениям нового Кодекса. Что именно вызвало их недовольство, и какие решения были найдены?

Еуджениу Рыбка: Среди наиболее инновационных положений проекта числятся предложения, связанные с расширением области аудиовизуальных услуг. Соответственно, новый проект предлагает, поскольку существуют уже конкретные регламентации на европейском уровне, упорядочить сайты, веб-страницы с преимущественно аудиовизуальным контентом. Кроме того, одна из застарелых проблем на аудиовизуальном пространстве Республики Молдова состоит в монополизации сферы телевидения и радио и, соответственно, монополизации рекламного рынка.

Также мы предложили определенные инновации в том, что касается работы регулирующего органа, который сегодня называется Координационный совет по телевидению и радио. Именно по этим темам и велись, в основном, дискуссии. Кроме этого, следует отметить, что мы вышли также с предложениями относительно защиты аудиовизуального пространства путем установления определенной доли местной продукции. И вот вокруг этого вопроса развернулись наиболее широкие дебаты.

Свободная Европа: В отношении нового Кодекса звучит и критика, и одно из замечаний сводится, в частности, к тому, что проект оторван от действительности, которая на данный характеризуется ярко выраженной концентрацией теле/радиоканалов в одних руках. Разработчики предлагают новый порядок ограничения концентрации СМИ посредством измерения аудитории, но проблема в том, что на рынке у нас нет вызывающих доверие измерителей, и неизвестно, появятся ли они в обозримом будущем. Вы предлагаете следующую формулу: каждые пять лет КСТР проводит отборочный конкурс, однако нет никакой гарантии того, что по итогам удастся выбрать надежного измерителя.

Еуджениу Рыбка: Необходимо провести четкое разграничение между действующим законодательством, с одной стороны, и выполнением предписаний закона. По последнему разделу – имплементация – есть немало проблем. Да, мы предложили проводить конкурс по отбору измерителя аудитории на рынке аудиовизуальных услуг, в частности, в контексте концентрации собственности. Это более давняя инициатива Ассоциации электронной прессы, еще 2011 года, и это предложение уже включено в действующее законодательство.

Сейчас Координационный совет по телевидению и радио занят назначением измерителя. С другой стороны, нужно учесть и небольшие объемы рынка аудиовизуальных услуг, но, в конечном счете, в этой сфере необходимо придерживаться современных практик, чтобы положения законодательства стали нормой в Республике Молдова.

Нет, это неправда, что положения Кодекса оторваны от реальности! Если говорить в контексте внешней и внутренней пропаганды, то и действующее законодательство, и проект Кодекса в гораздо более значительной степени диктуют определенные правила, направленные на обеспечение социально-политического равновесия при корректном информировании аудитории.

КСТР утверждает, что проблемы конкуренции – это не его область компетенции. А Совет по конкуренции утверждает, что не располагает достаточными полномочиями

Здесь так же прослеживается проблема, связанная с внедрением законодательства, и она должна находиться в центре внимания КСТР постоянно, и в годы выборов, и в периоды между кампаниями. Этот регулирующий орган должен разрабатывать предельно четкие и детальные механизмы с учетом актуальных проблем. Это на самом деле довольно сложная задача, но, повторяю, она связана с имплементацией законов. Мы предлагает несравненно более детальные регламентации, чем это предусмотрено действующим законодательством.

Свободная Европа: Да, вы еще предлагаете ввести понятие «доминирующие позиции на рынке». По вашим оценкам, кто сегодня занимает эти доминирующие позиции? В проекте речь идет о 35% рынка…

Еуджениу Рыбка: Это положение, с помощью которого мы пытаемся ограничить, в том числе, долю аудитории, чтобы избежать монополии на формирование общественного мнения. Известно, что в настоящий момент у нас есть два доминирующих холдинга. И с помощью новых положений мы поставили своей целью установить определенные обязательства – как для КСТР, так и для Совета по конкуренции, чтобы ежегодно проводился анализ положения дел, и в случае необходимости адаптировать деятельность вещательных организаций к требованиям действующего законодательства. Это, прежде всего, проблема взаимодействия между двумя регулирующими органами, проблема взаимодействия, которого на данный момент не наблюдается.

С одной стороны, КСТР утверждает, что проблемы конкуренции – это не его область компетенции. А с другой стороны, Совет по конкуренции утверждает, что не располагает достаточными полномочиями, что законодательство не предусматривает однозначно, что именно он должен заниматься такими вопросами. И здесь идет речь о механизме, который необходимо разработать в ближайшем будущем на уровне имплементации законов.

Свободная Европа: Как отмечали авторы, большое внимание было уделено борьбе с такими явлениями, как «дезинформация», «пропаганда», «разжигание ненависти», «медийная манипуляция». Какие новые положения есть в Кодексе, и есть ли гарантии того, что борьба с «пропагандой», например, не превратится в инструмент борьбы с оппонентами и неугодными СМИ?

Даже когда речь идет о радиопередачах или телепрограммах, зачастую мы слушаем их или смотрим в интернете

Еуджениу Рыбка: В проекте Кодекса услуг аудиовизуальных СМИ есть ряд статей, касающихся этой серьезной проблемы. С одной стороны, есть ст. 13 – правильное информирование общественности, эта статья содержит предельно детальные требования к обеспечению плюрализма мнений, представлению всех точек зрения в рамках передач. С другой стороны, есть положения относительно местного продукта, собственного контента.

Мы пытались узаконить обязательное распространение передач, созданных на территории Республики Молдова, в частности, при финансовом и интеллектуальном содействии каждой вещательной организации; и именно в этом контексте мы пытаемся предложить конкретные решения в борьбе с пропагандой. Приведу один пример: для общественных радиоорганизаций отечественная продукция должна занимать не менее десяти часов ежедневного объема вещания. Для телеканалов с национальным покрытием отечественная продукция должна составлять минимум 8 часов, и т.д.

Свободная Европа: Потребители аудиовизуальных медиауслуг не слишком увлечены осмыслением текстовых нюансов и положений… Скажите, что, в конечном счете, нового и полезного принесет радиослушателям и телезрителям новый Кодекс?

Еуджениу Рыбка: С помощью нового проекта закона мы пытаемся предложить детальные регламентации в области работы телерадиоорганизаций, которые традиционно занимают существенную долю рынка аудиовизуальных услуг. Но, в то же время, стремимся установить правила и обязанности для госструктур – в том, что касается интернета, учитывая, что большинство из нас все больше получают информацию на сайтах, и даже когда речь идет о радиопередачах или телевизионных программах, зачастую мы слушаем их или смотрим в интернете. Поэтому необходимо навести определенный порядок в том, что касается аудиовизуальных СМИ.

XS
SM
MD
LG