Linkuri accesibilitate

Еуджен Карпов: «Складывается ощущение, что мы все — зрители театра абсурда»


29 июля исполняется 25 лет российской миротворческой миссии на Днестре. У президента Игоря Додона есть все шансы войти в историю в качестве первого молдавского президента, который присутствовал после завершения конфликта на официальных мероприятиях на левом берегу Днестра. Додон выразил намерение наградить приднестровских военнослужащих и российских миротворцев государственными наградами Молдовы. Эти заявления он сделал в эфире российского телеканала «Россия-24». Бывший вице-премьер по реинтеграции, депутат парламента Еуджен Карпов в интервью Свободной Европе жестко раскритиковал планы главы государства.

Свободная Европа: Президент Игорь Додон обещает принять участие в мероприятиях по случаю 25-летия миротворческой миссии на Днестре, он говорит, что впервые после вооруженного конфликта президент Молдовы будет присутствовать на такого рода церемониях. Как вы оцениваете решение главы государства?

Еуджен Карпов: Анализируя все заявления и действия президента Додона, связанные с приднестровским урегулированием, складывается ощущение, что мы все – зрители театра абсурда. По сути, действия и заявления президента Додона идут вразрез с позицией всех остальных структур государственной власти. Это касается и его намерения принять участие в чествовании миротворческих сил.

Его реакция на заявленное намерение российского вице-премьера г-на Рогозина приехать в Республику Молдова, все его заявления в адрес руководства Приднестровья, а также ответы со стороны Тирасполя на инициативы президента Додона выставляют того в плохом, невыгодном свете, потому что Красносельский, комментируя предложения Додона, открыто над ним насмехается, говоря, что у инициатив Додона нет ничего общего с процессами, происходящими в приднестровском регионе.

Президент Додон пытается внедрять инициативы, которые исходят извне, точнее, из России

Поэтому г-ну Додону не грех проконсультироваться с представителями правительства, парламента, Бюро по реинтеграции, потому что все действия, которые предпринимаются в отношении миротворческих сил, согласовываются с Объединенной контрольной комиссией. Только если ОКК дает добро на те или иные мероприятия, тогда они и проводятся. Насколько мне известно, с ОКК не согласовано ни одно из намеченных мероприятий и торжественных церемоний.

Свободная Европа: Г-н Додон едет кому-то демонстрировать – а вы скажете, кому именно, – что он именно тот государственный деятель, который пытается воссоединить оба берега Днестра, и его приоритетной задачей является приднестровское урегулирование. Более того, президент неоднократно заявлял, что между тремя ветвями власти существует общий знаменатель относительно варианта решения конфликта...

Еуджен Карпов: Общий знаменатель означает единую точку зрения на уровне всех институтов власти. Но мы все видим, что происходит. Возьмем хотя бы последний пример, связанный с визитом Рогозина. Министерство иностранных дел запретило Дмитрию Рогозину прилетать на территорию Молдовы на военном самолете.

Рогозин – хорошо известный в Республике Молдова персонаж. Он, скорее, является провокатором

Парламент принял декларацию о необходимости вывода российских войск с территории Республики Молдова. А г-н Додон продолжает приглашать, он заверяет, что Рогозин в любом случае приедет в Кишинев, хотя он и нежеланный гость в Молдове.

Вы сказали, что Додон хочет кому-то что-то доказать... Я не думаю, что он должен что-то доказывать. На самом деле, по моему мнению, президент Додон пытается внедрять инициативы, которые исходят извне, точнее, из России. Потому что это Российская Федерация заинтересована в таком развитии событий в Республике Молдова, – чтобы противостояние между Кишиневом и Тирасполем продолжалось, чтобы Тирасполь отклонял все инициативы Кишинева, и т.д.

Свободная Европа: Но российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, несмотря ни на что, полон решимости приехать в Молдову и участвовать в чествовании сотрудников миротворческой миссии. Он ссылается на то, что получил приглашение от главы государства, а это значит, что он и Кишинев осчастливит визитом, и в Приднестровье поедет…

Еуджен Карпов: Рогозин – хорошо известный в Республике Молдова персонаж. Он, скорее, является провокатором – в отношении тишины и спокойствия на обоих берегах Днестра. Каждый раз он пытается выходить с инициативами, которые не вписываются ни в рамки дипломатического этикета, которые должны соответствовать высокопоставленному рангу вице-премьера Российской Федерации, ни в правила, которые налагает статус сопредседателя совместной комиссии по молдавско-российскому сотрудничеству.

Зато он не скупится на угрозы: то обещает прилететь к нам на бомбардировщике, то заявляет, что у танков нет границ, и т.д. Если вспомнить его заявления, на ум приходит одно только определение – «разбойные», это заявления, призванные накалить страсти, а не создавать платформы для конструктивного диалога между Кишиневом и Тирасполем.

Дмитрий Рогозин и Игорь Додон в Москве
Дмитрий Рогозин и Игорь Додон в Москве

Свободная Европа: Но в Кремле ведь это он курирует приднестровский вопрос. А это значит, что…

На двустороннем уровне Кишинев вести переговоры сейчас не может, потому что за Тирасполем стоит Россия

Еуджен Карпов: К сожалению, да. Он – человек из окружения Путина. Ему доверили это направление, и он «присматривает» за Приднестровьем так, как считает лучше.

Свободная Европа: Цена дружбы между президентом Игорем Додоном и г-ном Рогозиным довольно высока. Кто ее будет платить?

Еуджен Карпов: Заплатят граждане. И не только с правого берега Днестра, но и с левого тоже, потому что это же не секрет – в условиях неурегулированного конфликта люди живут хуже. Существуют разного рода препятствия и ограничения, а в результате страдают и жители Левобережья, и Правобережья.

Но, думаю, именно в этом и состоит сегодня цель России. Мы видим, что происходит в Украине: братская помощь России вылилась в кровопролитную войну, с захватом территорий, с возникновением сепаратистских регионов, которые воюют с российским же оружием. Россия подпитывает структуры сепаратистских очагов Украины, поддерживая их и с военной точки зрения, и финансово. Вот в чем выражается миротворческая деятельность России в регионе.

Свободная Европа: И на всем этом фоне, как вы считаете, реально ли найти решение приднестровской проблемы?

Очевидно, что Молдова никогда не готовилась к войне

Еуджен Карпов: На этом фоне отыскать решение труднее. Решение можно найти тогда, когда представители формата «5+2» занимают конструктивную позицию и проявляют искреннее желание содействовать этому процессу. Сегодня со стороны России, как, впрочем, и в течение всех 20 с лишним лет, подобного подхода не наблюдается.

Свободная Европа: И все больше скептицизма – в оценках эффективности формата «5+2». Но если в рамках этого механизма не удается найти решения, то ведь тогда вообще трудно поверить, что дело может сдвинуться с места?

Еуджен Карпов: Это так. Формат «5+2» периодически заходит в тупик. И сейчас не самый продуктивный период работы этого формата, скажем так, но, увы, альтернативы пока нет.

На двустороннем уровне Кишинев вести переговоры сейчас не может, потому что за Тирасполем стоит Россия. И всякие попытки вести диалог напрямую обречены на провал. Для этого нам необходимы партнеры. И партнеры есть, за столом переговоров сидят и США, и Евросоюз, и ОБСЕ, которой отведена роль посредника, и Украина.

Но учитывая напряженные отношения между отдельными участниками формата «5+2» – не только между Кишиневом и Тирасполем, я имею в виду и Москву с Киевом, – очевидно, что этот механизм работает с большим скрипом, так что надеяться на позитивные результаты в обозримом будущем просто нереально.

Господина Рогозина даже при большом желании трудно заподозрить в желании принести мир и спокойствие в Молдову

Свободная Европа: Парламент принял декларацию о необходимости вывода российских войск с территории Республики Молдова. Президент подверг ее жесткой критике, заявив, что это очередная провокация. И реакция Дмитрия Рогозина так же не заставила себя ждать – тот заявил, что Молдова готовится к войне…

Еуджен Карпов: Президент Додон сам себе сильно противоречит. С одной стороны, он заявляет, что Республика Молдова – нейтральное государство, и что этот ее статус необходимо укреплять, гарантировать и т.д. С другой стороны, он не хочет признавать, что сегодня нейтралитет нарушается присутствием войск Российской Федерации на территории Молдовы. И что для укрепления нейтралитета Молдове нужно быть свободной от присутствия любых иностранных войск. Додон занимает двойственную позицию по этому вопросу – и опять же, лишь потому, что так хочет Москва.

Свободная Европа: Когда чиновник ранга Рогозина говорит, что Молдова готовится к войне… Это жесткое заявление может накалить ситуацию?

Еуджен Карпов: Господина Рогозина даже при большом желании трудно заподозрить в желании принести мир и спокойствие в Молдову. Очевидно, что Молдова никогда не готовилась к войне. Молдова провозгласила свой нейтралитет в 1994 году именно для того, чтобы не становиться театром военных действий. С этой точки зрения Рогозин – редкий эквилибрист, да и всегда был таковым.

Свободная Европа: Г-н Додон обещал наградить военнослужащих, дислоцированных в зоне безопасности, где, как известно, размещен трехсторонний миротворческий контингент – Кишинева, Тирасполя и Москвы. Это тоже не имело прецедентов…

Еуджен Карпов: Да, это намерение, выходящее из ряда вон. Очередная инициатива, которыми Додон имеет обыкновение всех ошарашивать. Вспомните, как он поздравлял Красносельского, уж не знаю по какому случаю…

Я думаю, своими действиями Додон набирает очки, и, в конечном итоге, всем стает ясно, что как президент Республики Молдова он оставляет желать много лучшего. Разумеется, со всеми вытекающими последствиями.

Свободная Европа: Иными словами, вы даете понять, что однажды дело может дойти до импичмента?

Еуджен Карпов: Не знаю, не знаю, до чего можно дойти дело, но доказательства, несомненно, накапливаются.

XS
SM
MD
LG