Linkuri accesibilitate

Дионис Ченушэ: «Премьер обязан показывать оптимизм, но в Брюсселе царят совсем иные настроения»


Заседание Совета по ассоциации Республика Молдова – Евросоюз, Брюссель, 2017 г.
Заседание Совета по ассоциации Республика Молдова – Евросоюз, Брюссель, 2017 г.

Интервью политолога, исследователя Института политических наук Гисенского университета, Германия

В Брюсселе на четвертом заседании Совета по ассоциации Республика Молдова – Евросоюз обсуждался ход выполнения реформ, в том числе, в сфере юстиции, борьбы с коррупцией, вопросы синхронизации законодательства с европейскими стандартами, улучшения бизнес-среды и поддержки гражданского общества. Своим мнением со Свободной Европой поделился политолог, исследователь Института политических наук при Гисенском университете (Германия) Дионис Ченушэ.

Свободная Европа: Прошло очередное заседание, четвертое по счету, Совета по ассоциации Республика Молдова – Евросоюз. Премьер Павел Филип отбыл в Брюссель в приподнятом настроении и уверенности, что с Брюсселем у нас успешные отношения, основанные на доверии и результатах. Его оптимизм обоснован?

Дионис Ченушэ: Разумеется, премьер обязан показывать оптимизм, но в Брюсселе царят совсем иные настроения. Брюссель далеко доволен тем, что происходит в Республике Молдова, и здесь имеется в виду, естественно, качество реформ и наличие очень многих задолженностей или вообще упущений, которые Евросоюз замечает, а гражданское общество лишь подтверждает.

Никто в Брюсселе больше не верит заявлениям. И это вам скажет любой европейский чиновник

Я имею в виду наиболее активные общественные организации Республики Молдова, которые каждый раз напоминают, что реформы у нас либо половинчатые, либо находятся в режиме ожидания, либо вообще вытесняются контрреформами. Мне лично оптимизм г-на Филипа непонятен. Но, опять же, правящая партия должна афишировать оптимизм, и особенно в год выборов.

Свободная Европа: Мы говорим о правительстве или о правящей коалиции?

Дионис Ченушэ: Да, мы говорим о правительстве и о правящей коалиции, которая всеми силами пытается продемонстрировать, что ЕС опять ей доверяет. Но в действительности, и особенно – в неформальных разговорах, европейские чиновники говорят совсем другое, и ничего положительного в их оценках нет.

Свободная Европа: Как должен относиться рядовой гражданин к подобным заседаниям, что он должен понять? Это лишь предлог для рутинного обзора достижений и упущений, связанных с выполнением Соглашения об ассоциации? Или же у таких встреч особая роль в политическом диалоге между Молдовой и ЕС?

Дионис Ченушэ: Разумеется, речь идет о рутинных встречах. Они происходят с определенной периодичностью, там показываются положительные результаты, но обращается внимание и на проблемы, которые существуют в той или иной области. Следовательно, ЕС более не является пассивным игроком. Если проанализировать отчеты о выполнении Соглашения об ассоциации – мы уже получили второй такой отчет в апреле 2018 года, и если мы посмотрим выводы Совета ЕС, то есть национальных правительств, то наверняка заметим, что ЕС стал обращать больше внимания на детали, Евросоюз вникает в суть вещей. Так что ЕС уже не такой, каким был в 2012-2016 гг., когда слепо верил всему, что приходило из Кишинева в виде отчетов, сообщений, рапортов и т.д.

«Как быть с геополитическими вопросами – посмотрим, когда реально столкнемся с этой проблемой. А сейчас важнее, как внедряются реформы»

Сейчас европейские партнеры пытаются быть максимально объективными и, вместе с тем, категоричными, когда сталкиваются с отсутствием прогресса в проведении тех или иных реформ. Здесь, прежде всего, речь идет о реформе юстиции, борьбы с коррупцией, в том числе, о качестве функционирования институтов, действующих в этих областях. Это достаточно широкое поле для критики из-за отсутствия прогресса со стороны Кишинева.

Свободная Европа: Несмотря на то, что, как сказал премьер Филип, «у граждан Молдовы европейский менталитет, а кабинет министров самый проевропейский из всех, что были с 2009 года»?..

Дионис Ченушэ: Европейский менталитет измеряется и проявляется в конкретных действиях. Никто в Брюсселе больше не верит заявлениям. И это вам скажет любой европейский чиновник, от представителей европейских комиссий до депутатов Европарламента, которые хотят конкретных действий, ощутимых результатов на базе Соглашения об ассоциации и во благо граждан Молдовы.

Но, опять же, менять тон европейцы не собираются. Не следует ожидать открытой критики, особенно тогда, когда будут проходить различные публичные дебаты. Но следует очень внимательно читать между строк, анализировать результаты этого заседания Совета по ассоциации – второго после вступления в силу Соглашения об ассоциации и первого после презентации в декабре прошлого года доклада о новом механизме по либерализации виз. Там ЕС определенно говорил о недостатках в области функционирования структур по борьбе с коррупцией, и не в последнюю очередь упоминал законодательство в сфере предотвращения отмывания денег.

Даже по разделу либерализации виз ЕС отмечает те же проблемы, которые существуют в процессе имплементации Соглашения об ассоциации, они связаны с юстицией, правовым государством и качеством борьбы с коррупцией.

Свободная Европа: В риторике молдавской власти нередко проскальзывают опасения по поводу того, что европейский курс под угрозой, что проводить его надо более решительно. Возможно ли, что Брюссель смягчит свои требования к проведению реформ в Молдове?

Евросоюз не вмешивается во внутренние дела третьих стран, даже если и подписал с ними соглашения об ассоциации

Дионис Ченушэ: Вы совершенно правы, представители официального Кишинева приводят этот аргумент на каждой встрече с европейскими чиновниками. Более того, при этом они ссылаются на достоверные, в общем-то, результаты опросов общественного мнения. Но проблема в том, что европейские чиновники прекрасно отдают себе отчет в существовании такой угрозы, потому что Партия социалистов растет и занимает достаточно хорошие позиции для того, чтобы рассчитывать на победу на выборах в этом году. С другой стороны, европейцы больше не намерены идти на определенные жертвы ради спасения власти, которая называет себя проевропейской.

Даже если такая угроза и существует, и европейцы это понимают, опираясь на собственные наблюдения и на собственную информацию о состоянии дел в Республике Молдова, они не готовы закрывать глаза на недостатки и упущения в проведении реформ. Для них очень важно, чтобы Соглашение об ассоциации внедрялось, и они, вероятно, думают примерно так: «Как быть с геополитическими вопросами – посмотрим, когда реально столкнемся с этой проблемой. А сейчас для нас важнее, как внедряются реформы, насколько удовлетворены граждане качеством этих реформ».

Свободная Европа: Премьер Филип и до отъезда в Брюссель говорил о необходимости – и готовности со стороны власти – внести изменения в Конституцию и закрепить в ней европейский курс. Это будет четкий сигнал Евросоюзу, добавил премьер. Насколько впечатляющим для европейцев, по вашему мнению, будет это потенциально возможное изменение Конституции?

Дионис Ченушэ: Европейские чиновники прекрасно понимают, что власть пытается произвести впечатление. К сожалению, изменение Конституции – в условиях, когда в Молдове общество поляризовано, и этот факт признают европейские институты – вряд ли сделают более заманчивым европейский вектор, скорее, напротив. Я думаю, власть это осознает, но она испытывает острый дефицит оригинальных идей насчет того, что может придать ей самой больше привлекательности в глазах европейских партнеров, и она с завидным упорством пробует любые методы, включая и эту идею – закрепить в Конституции европейский вектор.

Для меня – и, насколько я понимаю, для европейских партнеров тоже – важна не риторика, а конкретные действия, которые должны обеспечить легитимность, эту естественную поддержку европейского вектора, прежде всего, в недрах молдавского общества. Европейский вектор должен пользоваться поддержкой не только со стороны партий, но и тех, кто голосует за эти партии. А в год выборов подобные технические попытки придать европейскому вектору необратимый характер – не самое лучшее решение.

Президент Игорь Додон и социалисты воспользуются этим предлогом и попытаются доказать, что, хотя европейская интеграция не приносит добавленную стоимость развитию страны, тем не менее, партии, которые ищут поддержки в Брюсселе, намерены с помощью Конституции навязать стране европейский вектор. Лично я усматриваю в этом, скорее, риск, а не возможность придания европейскому курсу точки опоры.

Если ЕНП и социал-демократы постараются убедить своих партнеров в Кишиневе – Майю Санду, Андрея Нэстасе и Демпартию, – то можно будет достичь общего знаменателя

Свободная Европа: Павел Филип также говорил, что «партнеры ЕС могут стать посредниками при заключении политического соглашения между проевропейскими силами после 2019 года, и было бы хорошо, если бы последовал призыв к ответственности». «Надеюсь, ответственность будет и, хоть и в последний момент, но проевропейское большинство будет создано», – подчеркивал премьер. Может ли Брюссель способствовать созданию этого большинства?

Дионис Ченушэ: По моему мнению, это фальшивый месседж. Евросоюз не вмешивается во внутренние дела третьих стран, даже если и подписал с ними соглашения об ассоциации, которые предполагают политическое присоединение и экономическую интеграцию. Более того, ЕС попытается максимально тактично решить вопрос, связанный с макрофинансовой помощью, и постарается высвободить деньги не в период предвыборной кампании.

Если Молдова действительно выполнит те 10 условий из 28-ми, необходимых для получения макрофинансовой помощи, Евросоюз предоставит эти деньги до сентября, чтобы не способствовать укреплению имиджа партии власти. Так что даже в таких вопросах, крайне специфичных, ЕС пытается как можно меньше влиять на политические дискурсы Кишинева.

Что же касается возможной коалиции сил, называющих себя проевропейскими, то максимум, кто может включиться, – это Европейский парламент, я имею в виду, в первую очередь, европейские группы. Если ЕНП и социал-демократы договорятся и постараются убедить своих партнеров в Кишиневе – прежде всего, Майю Санду, Андрея Нэстасе и, соответственно, Демпартию, – то можно будет попытаться достичь общего знаменателя.

Но повторюсь: ни в Кишиневе, ни в Брюсселе нет никакого желания становиться посредниками в процессе создания каких-либо коалиций между демократами и остальными, потому что речь идет о репутации ЕС – и о прочности такой коалиции в условиях явного соперничества между антиолигархическими силами и Демпартией, которую возглавляет олигарх.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG