Linkuri accesibilitate

Андриан Канду: «Я не могу поднять трубку телефона, чтобы поговорить с судьей»


О выборах в Кишиневе и компенсациях от России

Андриан Канду находится в США вместе с председателями парламентов Грузии, Украины и Литвы и вице-спикером Сената Польши. В интервью по телефону для Свободной Европы спикер молдавского парламента заявил, что решение суда по отмене результатов выборов мэра Кишинева пересмотру не подлежит. Но, по его словам, парламент сформирует «рабочую группу», которая обсудит возможности для пересмотра законодательства о выборах и, в частности, положений, касающихся «дня тишины» и «электоральной агитации» в день голосования.

Свободная Европа: Первый вопрос, на который мне хотелось бы получить ответ: укрепляется или разрушается правовое государство в свете последних событий?

Андриан Канду: Нет, конечно. Последние события, если вы имеете в виду скандал вокруг признания выборов недействительными, не укрепляют правовое государство. После многих дискуссий приходит понимание того, что нравится нам решение суда или нет, но порицать инстанцию и правосудие в целом за решение, которое, в конечном счете, легло в основу закона – пусть и не совершенного, – не самое подходящее дело. И особенно когда мы говорим о создании этого самого правового государства.

Закон нужно соблюдать. Да, действительно, есть вопросы относительно всего того, что касается «дня тишины» или электоральной агитации в день выборов. Коллеги из США не очень поняли эти ограничения, так как законодательство у них более либеральное. Мы договорились с ними, что после возвращения в Кишинев мы создадим рабочую группу в парламенте для дополнительного рассмотрения положений закона и опыта других стран.

Я не говорю, что мы лишь зрители, но требовать вмешаться в тот или иной процесс – это не означает строить правовое государство

Изучим опыт Запада во всем, что касается предвыборной агитации, во всем, что касается санкций, или, точнее говоря, соразмерности санкций совершенным действием – для соблюдения определенных пропорций. Более того, налицо некоторая озабоченность и относительно соцсетей. По этому вопросу у США уже наработан определенный опыт, и они готовы им поделиться, подсказать дополнительные нормы законов, касающихся использования соцсетей.

Свободная Европа: Г-н Канду, предположим, вы внесете соответствующие поправки в законодательство, но закон-то обратной силы не имеет, и в любом случае надо как-то преодолеть сложившуюся на данный момент кризисную ситуацию. Тем более, что и европейские чиновники, в том числе Федерика Могерини и Йоханнес Хан, сказали, что развязка сейчас в ваших руках.

Андриан Канду: Политическая власть может обеспечить развязку посредством механизмов, которые находятся в ее распоряжении, и здесь идет речь о законодательстве. Ни политическая власть в целом, ни конкретные государственные чиновники не вправе вмешиваться в акт правосудия. Я не могу поднять трубку телефона и набрать номер, чтобы поговорить с тем или иным судьей, независимо от инстанции, в которой он работает. Это нарушение закона, и это уголовное преступление. Я это прекрасно знаю – и без США, и без коллег из Евросоюза.

В следующем году изменения станут еще более заметными. Немного терпения...

Свободная Европа: А ситуацию можно преодолеть без вмешательства политического фактора в юстицию?

Андриан Канду: Если говорить о том, что мы обсуждаем с коллегами из США и Евросоюза, в том числе в вашей студии, то г-н Хан высказал свою позицию, и следует отметить, что, в конечном счете, речь идет не о решении судебной инстанции как таковой, а о законодательстве в принципе. Чтобы подобные ситуации не повторялись впредь необходимо посмотреть, где именно кроются ошибки или проблемы с толкованием закона, в чем именно состоят проблемы, которая позволили судебной инстанции вынести то или иное решение.

Политическая власть располагает своими рабочими механизмами, в частности, рычагом парламента является законодательство Республики Молдова. Другого рода вмешательство, другого рода давление на судебные инстанции, на Центризбирком недопустимы. В противном случае по-настоящему правового государства нам не видать никогда.

Свободная Европа: И как можно довести до конца выборы столичного мэра? Ведь этот процесс завис?

Андриан Канду: Выборный процесс был нарушен. Так сказала судебная инстанция, и сейчас Центризбирком решит, как и что дальше. Политический фактор в данном случае не имеет права вмешиваться. Я не говорю, что мы всего лишь зрители, но требовать у парламента и правительства вмешаться в тот или иной процесс – это не означает строить правовое государство.

Нравится нам решение суда или нет, – мы обязаны его выполнять

Вот почему единственное, что могут сделать парламент и правительство, – отрегулировать законодательство должным образом. С участием всех экспертов, всех тех, кто причастен, в том числе, к избирательным процессам. Я имею в виду политические партии, парламентские и внепарламентские, которым следует поработать над тем, чтобы преодолеть возникшую коллизию и не допускать подобного впредь.

Свободная Европа: Сейчас под вопросом оказалась и ситуация с парламентскими выборами?

Андриан Канду: На парламентских выборах у нас не наблюдалось ситуации, при которой было бы нарушено законодательство в том, что касается соблюдения дня тишины или агитации непосредственно в день выборов. Но учитывая развитие информационных технологий и все более частое использование соцсетей, в том числе информацию по телеканалам, учитывая, что жизнь меняется, нужно менять и законодательство.

Все эти моменты складываются в одно целое, поэтому нам надо идти в ногу со временем. Даже здесь, в Соединенных Штатах, есть подозрения, что при избрании президента Трампа выборами тоже манипулировали, и вмешательство было непосредственно в соцсетях. После соответствующих расследований уже есть определенная экспертиза, выработаны конкретные рекомендации, в том числе по работе в Facebook или других соцсетях. И американцы, наши коллеги из США настроены помочь и нам, чтобы выработать оптимальные рамки закона.

Свободная Европа: Но в двух предупреждениях, поступивших от Госдепартамента США, содержится ясный сигнал – решение нетранспарентное и далеко не самое удачное.

Андриан Канду: Из бесед с коллегами из США вытекает однозначный и не подлежащий обсуждению вывод: мы не можем вмешиваться, обсуждать или комментировать решение судебной инстанции. Решение суда – закон. И в США, и в Республике Молдова. Нравится нам решение суда или нет, – мы обязаны его выполнять, тем более, если хотим создать правовое государство. Закон превыше всего и всех.

Сделать за ночь то, что не было сделано за 20 лет, при всем желании просто нереально

Вот почему мы просто извлечем уроки. Прежде у нас подобных нарушений законодательства не было, и таких проблем у нас не было. Но жизнь, как известно, покруче любого кино. Сейчас мы должны вернуться к этому вопросу и решить его так, чтобы на парламентских выборах подобного не случилось.

Свободная Европа: Г-н Канду, вы просите западных партнеров не дистанцироваться, поддерживать и впредь Республику Молдова, но почему у нас не нашлось политической воли для реформирования судебной системы? Ведь и ЕС, и США выделили сотни миллионов долларов на эти цели. А эксперты говорят, что ситуация еще больше деградировала. В чем причина?

Андриан Канду: За два года в системе правосудия, включая саму реформу, было сделано куда больше, чем за 20 лет. Но за два года нельзя построить то, на что в других странах уходило столетие.

За два года проведена огромная работа во всем, что касается дисциплины и квалификации судей. Составлена новая карта судов, проведена реформа прокуратуры, ведется борьба с коррупцией; принятые в прошлом году законы начали приносить плоды только сейчас. А в следующем году изменения станут еще более заметными. Немного терпения... Мы не можем за ночь построить то, что, на что другие потратили годы и десятилетия.

Мы говорили о том, что все должны подключиться и активно участвовать в трансформациях, которые происходят в Молдове, – но все должны проявить и терпение, ведь решить те задачи, которые мы поставили перед собой, невозможно за час или за день. За последние два года в системе правосудия сделано многое, но скажу еще раз – после десятилетнего застоя. А сделать за ночь то, что не было сделано за 20 лет, при всем желании просто нереально, это невозможно! И это понимают коллеги из правительства США, коллеги из самых престижных организаций, таких как Atlantic Council, в том числе из Евросоюза. Мы хотим все – и сразу. Но так не получится, есть вещи, которые с ходу не осилить.

Свободная Европа: И, значит, политического вмешательства в систему правосудия сегодня нет?..

Андриан Канду: Не могу сказать, существует ли вмешательство вообще – или существуют какие-то отдельные случаи. Важно, чтобы политики воздерживались от любых действий, которые можно рассматривать как вмешательство в систему правосудия.

Будем прилагать усилия, чтобы все достижения последних двух лет были оценены по заслугам

За тот период, что я являюсь председателем парламента, я никогда не позволял этого. Мы даже пересмотрели процедуру работы депутатов, например, с прокуратурой: лишили их права запрашивать информацию по тем или иным делам или вмешиваться в то или иной расследование. Запретили обсуждать в парламенте, в том числе непосредственно на пленарных заседаниях, любые вопросы, связанные с тем или иным делом, потому что это же и является вмешательством. Разумеется, если есть подобные случаи, их необходимо пресекать и наказывать. Никто, абсолютно никто не вправе вмешиваться в систему правосудия.

Свободная Европа: Вы понимаете, что это – пятно на репутации страны, а сейчас и на имидже правящей партии и ее лидера Влада Плахотнюка?

Андриан Канду: Разумеется, это все неприятно для нас всех и не способствует доброму имени ни страны, ни Демпартии, ни власти в целом. Это тем более досадно, что мы как раз приступили к реализации ряда прекрасных инициатив – и результаты уже есть. И что произошло это за несколько дней до утверждения платежей в рамках макрофинансовой помощи…

Свободная Европа: Сейчас ясно, почему эта помощь не поступит?

Андриан Канду: …буквально через неделю должно было состояться заседание руководства Международного валютного фонда. Начали, как я сказал, принимать реальные очертания конкретные дела, ради которых мы работали столько лет, поэтому, как вы понимаете, нам не нужна была дополнительная головная боль, чтобы из-за решения, которое исходит не от нас, все наши достижения пошли прахом.

В Приднестровье происходят очень странные вещи – передвижения военных подразделений с нарушением всех достигнутых договоренностей

Мы поняли, что существуют недоработки в законодательстве, поэтому мы извлечем уроки и вернемся к этим вопросам. Очень надеемся на конструктивные переговоры и с коллегами из Брюсселя, не менее конструктивные, чем здесь – с коллегами из МВФ, Всемирного банка и другими партнерами, с которыми мы активно взаимодействуем. Одни проявляют понимание, другие просто готовы сотрудничать и в дальнейшем.

Очень надеюсь, что в скором времени будут новости от МВФ, а что же касается платежей в рамках макрофинансовой помощи – обсудим эти вопросы с коллегами из Брюсселя, и я уверен, что сможем найти компромисс и обеспечить продуктивные действия со стороны молдавской власти в вопросах, которые входят в компетенцию правительства – и сможем заручиться дальнейшей поддержкой Брюсселя.

Свободная Европа: Но сейчас этот день, когда могут поступить обещанные Евросоюзом деньги, отдалился?

Андриан Канду: Еще неизвестно. Этот вопрос еще не решен, он обсуждается и на политическом уровне в Европейском парламенте, и на техническом с коллегами из Еврокомиссии. Решение пока не принято. Будем следить за развитием событий. И не только следить, разумеется, будем прилагать усилия, чтобы все достижения последних двух лет, в том числе правительства, были оценены по заслугам.

Свободная Европа: А Джанни Букиккио напоминает, что не поставлена последняя точка в вопросе касательно смешанной системы…

Андриан Канду: Смешанная система выборов в Молдове принята, и на предстоящих парламентских выборах граждане будут участвовать в голосовании именно по этой формуле. Никаких изменений здесь не будет.

Свободная Европа: Поговорим немного о Приднестровье. Какое место было отведено этому вопросу в рамках вашего визита в Вашингтон?

Если Россия не выведет войска и не вывезет вооружение, сумма компенсаций вырастет

Андриан Канду: Достаточно большое, учитывая формат дискуссий, которые были здесь, в Вашингтоне, учитывая, что в Вашингтоне я был вместе с коллегами из Грузии и Украины. И Грузия, и Украина тоже сталкиваются с проблемами территориальной неприкосновенности. И у них есть территории, оккупированные Российской Федерацией, как и у Молдовы. Соответственно, вопросы безопасности и угрозы со стороны Российской Федерации, непосредственно связанные с территориальной неприкосновенностью, рассматривались в Вашингтоне довольно активно – и на уровне конгресса США, и на уровне администрации президента, а также в рамках дебатов в Atlantic Council, в Атлантическом совете.

В Приднестровье происходят очень странные вещи – передвижения военных подразделений с нарушением всех положений закона и достигнутых ранее договоренностей, с нарушением режима Зоны безопасности... Все эти вопросы необходимо официально поднимать и на уровне ОБСЕ, и, разумеется, нужно быть предельно внимательными, своевременно бить тревогу по поводу того, что там происходит. И у Украины тоже есть проблемы на востоке и в Крыму, а у Грузии – с Осетией и Абхазией…

Свободная Европа: Есть ли давление на Кишинев при попытке найти устойчивое решение приднестровского кризиса? Эксперты все больше говорят об огромных односторонних уступках со стороны Кишинева, которые способствуют укреплению приднестровской государственности и ведут к федерализации Молдовы.

Андриан Канду: Нет, это неправда, ни в Вашингтоне, ни в другой столице нет такого восприятия ситуации. Не было уступок для кого-то из Приднестровья. Договоренности, достигнутые Кишиневом и в Вене, и в Риме, касаются жителей обоих берегов Днестра: это и вопросы школ, это и фермеры, которые получили доступ к своим земельным участкам, это и свободное передвижение автотранспорта – ведь об особом статусе речь не идет, о возможной широкой автономии тоже – или, упаси Бог, о федерации или конфедерации. Сегодня много разговоров идет о том, что Российская Федерация должна выполнить свои международные обязательства и вывести войска из Приднестровья.

Не надо забывать, что помимо формата «5+2» есть и другие возможности, и другие международные инструменты

Свободная Европа: И как это возможно воплотить на практике, учитывая резолюцию Генассамблеи ООН, где зафиксировано требование к России свернуть свое военное присутствие на территории Молдовы?

Андриан Канду: В том числе с учетом использования определенных мер против Российской Федерации. Мы обсудили введение новых санкций против России в случае несоблюдения договоренностей. Рассмотрели и с коллегами из Грузии и Украины, и с американскими экспертами возможность инициирования международных процессов с требованием финансовых компенсаций, в том числе за каждый день отсрочки, – почему нет? – чтобы Россия ежедневно ощущала это давление и знала, что если она не выведет войска и не вывезет вооружение, сумма компенсаций вырастет. Кроме того, есть и другие механизмы, в том числе на международном уровне, чтобы вынудить Россию уйти из Приднестровья.

Свободная Европа: Через замминистра иностранных дел г-на Карасина Москва дала понять, что предложенная Молдовой резолюция в ООН замедлит переговорный процесс.

Андриан Канду: Это, скорее, точка зрения г-на Карасина, но не он один решает, с какой скоростью двигаться в формате «5+2». Не надо забывать, что помимо формата «5+2» есть и другие возможности, и другие международные инструменты.

Свободная Европа: А есть у резолюции перспективы при отсутствии желания со стороны самого Тирасполя?

Андриан Канду: Если Российская Федерация настроена выполнить свои международные обязательства и вывести войска из Приднестровья, то я уверен, Россия легко сможет убедить Тирасполь смириться с этим.

XS
SM
MD
LG