Linkuri accesibilitate

Анатолий Голя: «Я не верю г-ну Фраттини. В этом году в приднестровском досье ничего особенного не произойдет»


О высылке российских дипломатов и урегулировании конфликта на Днестре

В рамках визита в Республику Молдова спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Франко Фраттини сказал, что надеется на конкретные результаты в приднестровской проблематике. Журналист Анатолий Голя скептически оценивает шансы на прогресс в предвыборном году.

Свободная Европа: Как вы расцениваете шаг, предпринятый правительством Республики Молдова, который вызвал критику президента Игоря Додона, – высылку трех российских дипломатов в знак солидарности с Великобританией в деле Скрипаля?

Анатолий Голя: Это был ожидаемый шаг, но, в то же время, и немного неожиданный, потому что чуть ранее, 14 марта, председатель парламента Андриан Канду заявил о солидарности с Великобританией в деле Скрипаля и заверил, что Молдова готова оказать всяческую поддержку Великобритании.

Всеми своими действиями Республика Молдова стремится показать лояльность странам Евросоюза и НАТО, поэтому в некотором роде такое решение было предсказуемым, как и последовавшие после того действия, когда ряд стран, начиная с США, продемонстрировали солидарность именно таким образом – хотя и не совсем ясно, почему именно таким.

Не уверен, что стоило продолжать портить отношения с Российской Федерацией, чтобы доказать что-то кому-то неизвестно зачем

Свободная Европа: Как следует отнестись к реакции г-на Додона, назвавшего действия правительства саботажем, который наносит ущерб национальным интересам страны?

Анатолий Голя: Реакция Додона вписывается во вторую часть моего ответа о том, почему этот жест был немного неожиданным для г-на Додона – и не только для него. Потому что Республика Молдова пытается утихомирить страсти, восстановить отношения с Российской Федерацией – и определенные сигналы указывали на то, что это вроде бы удается.

Прошла встреча министра иностранных дел Тудора Ульяновски с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Мюнхене, затем последовал визит в Кишинев российского вице-министра иностранных дел Григория Карасина, в рамках которого был достигнут ряд соглашений, в частности, посол Андрей Негуцэ вернулся в Москву. Насколько я понимаю, были и несколько других договоренностей, крайне важных, в том числе связанных с решениями Басманного суда города Москвы.

Свободная Европа: Решения суда – о чем?

Анатолий Голя: По делу Влада Плахотнюка. Я точно не знаю, так ли это на самом деле, но то, что последовало, показывает, что отношения не восстановляются, они остаются на том же уровне. Если не ухудшаются! На следующей неделе, скорее всего, последует высылка трех молдавских дипломатов из Москвы.

Свободная Европа: Посольство России в Кишиневе уже заявило об этом, когда осудило высылку трех своих сотрудников.

Додон ездит в Москву гораздо чаще, чем во все остальные столицы вместе взятые

Анатолий Голя: Бесспорно. Ответ будет симметричным, на этот счет никаких сомнений быть не может, и в этом плане вызывает недоумение поспешность, с которой Кишинев решил поиграть с огнем – в ситуации, когда подобные шаги не самые целесообразные, и никто к ним, собственно, не призывал, потому что не все страны Евросоюза поступили аналогичным образом.

Наверняка не прошли мимо вашего внимания слова министра иностранных дел Румынии Теодора Мелешкану, который сказал, что «Бухарест выслал только одного дипломата, учитывая и принципы взаимности, и прагматизм, и желание сохранить экономические отношения. Известно, сколько у нас дипломатов в Москве, откуда будет выслан тоже один дипломат».

У нас в Москве гораздо меньше дипломатов, чем у Бухареста, но мы сочли необходимым выслать аж трех сотрудников посольства! Известна позиция других стран, Люксембурга или Австрии, или Словакии, которые являются членами Евросоюза, – они не поступили аналогичным образом.

И еще один момент – Великобритания является членом Евросоюза, с которым мы проявили солидарность. Но Великобритания находится в процессе Брексита – выхода из ЕС. Вспомним в этой связи, что у Республики Молдова года два как нет своего посла в Лондоне; вспомним, что Лондон принял делегацию из Приднестровья, а главу региона Вадима Красносельского принимали в министерстве иностранных дел Великобритании, хотя впоследствии и были попытки оправдаться тем, что это была неофициальная встреча... Но она была! Глава региона получил приглашение в Лондон, и посол Великобритании был вызван в МИД Республики Молдова для вербальной ноты.

Потому я не уверен, что стоило продолжать портить отношения с Российской Федерацией для того, чтобы доказать что-то кому-то неизвестно зачем.

Свободная Европа: Молдова готовится к выборам. Какую динамику может получить на этом фоне молдавско-российское сотрудничество?

Анатолий Голя: Учитывая, что это год выборов, можно было предположить, что правящая Демократическая партия будет стараться любыми способами вернуть отношения с Россией в нормальное русло, пытаясь получить часть голосов граждан, ориентированных на Российскую Федерацию.

Приднестровье традиционно пытается решать только свои экономические вопросы

Потому что ДПМ позиционирует себя центристской партией, однако своими действиями, в понимании молдаван, так, как мы понимаем правое и левое крыло, Демпартия становится партией правого крыла. И я не очень понимаю, на какой электорат будет она опираться на следующих парламентских выборах.

Свободная Европа: Президент Игорь Додон уже заявил, что в середине апреля, во второй его половине он собирается в Москву, где в очередной раз встретится с кремлевским лидером Владимиром Путиным и обсудит накопившиеся проблемы в молдавско-приднестровском досье…

Анатолий Голя: Игорь Додон уже был в Москве – и в конце прошлого года, и в этом году, в том числе с неформальными, не афишируемыми визитами. Он ездит в Москву гораздо чаще, чем во все остальные столицы вместе взятые. Это неудивительно, ему есть, что обсуждать, особенно в предвыборный год. И эти визиты нравятся его избирателям, консолидируют их.

Я совсем не удивлюсь, если Игоря Додона в этом рабочем визите будет сопровождать кандидат на пост мэра Кишинева Ион Чебан, который сфотографируется если не с Владимиром Путиным, то хотя бы с мэром Москвы Сергеем Собяниным!..

Свободная Европа: О визите спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ Франко Фраттини. Итальянский дипломат считает, что у Молдовы есть все шансы стать одним из немногих, если не единственным, примером того, как можно решить длительный конфликт в духе компромисса. Вы что скажете?

Анатолий Голя: Я не верю г-ну Фраттини. В этом году абсолютно ничего особенного не произойдет в приднестровском досье. Никакого прорыва: скорее, будет регресс после небольшого прогресса, достигнутого в конце прошлого года, потому что здесь буквально все заняты выборами.

Приднестровье традиционно пытается решать только свои экономические вопросы. Они неоднократно заявляли, что переговоры в формате «5+2» ведутся не для того, чтобы выработать особый статус Приднестровья, а для решения проблем граждан – что означает, по сути, укрепление государственности и независимости Приднестровья. Так видят они эти переговоры.

Кишинев, в зависимости от политической конъюнктуры, видит приоритеты по-разному. Но смена вице-премьера по реинтеграции как раз в тот момент, когда был достигнут какой-то прогресс, говорит о том, что Кишинев нажимает на тормоза, чтобы взять паузу на проведение выборов, и переговоры сейчас не настолько успешны и плодотворны.

В глазах Москвы Игорю Додону не помешает «помириться» с Тирасполем

Даже если состоится этот раунд переговоров – в мае, в Риме, не думаю, что он даст какие-то конкретные результаты, учитывая, в том числе, и позицию Фраттини, которая подверглась жесткой критике со стороны лидера Демпартии Влада Плахотнюка. На это указывают и другие моменты.

В то же время, уже объявлено, что, вероятно, в апреле, до римского раунда, состоится встреча президента Игоря Додона с главой Приднестровья Вадимом Красносельским. Больше нуждается в этой встрече Игорь Додон, которому надо и в Москву поехать с какими-то конкретными результатами, показать, что «мы ведем переговоры и находим взаимопонимание».

Ему придется губкой стирать все заявления, которые задели его личные отношения с Вадимом Красносельским. В прошлом году Игорь Додон жестко критиковал Красносельского, после чего тираспольский лидер прервал переговоры и сказал, что в Кишиневе разговаривать можно лишь с теми, кто обладает реальной властью, а Игорь Додон абсолютно ничего не решает.

После этого Игорь Додон трижды встречался с лидером приднестровской оппозиции, председателем Коммунистической партии Приднестровья Олегом Хоржаном, что не понравилось Тирасполю. Поэтому личные отношения между Додоном и Красносельским находятся в глубоком кризисе.

Встреча, которая пройдет в скором будущем, призвана как-то «оздоровить» эти отношения. Не говоря уж о том, что и в глазах Москвы Игорю Додону не помешает «помириться» с Тирасполем.

Свободная Европа: Вы допускаете, что мандат Франко Фраттини может завершиться провалом?

Анатолий Голя: Да. И не только допускаю, но считаю, что так оно и будет. В прошлом году конъюнктура сложилась такая, что к концу года ряд игроков, причастных к переговорному процессу, по сути, спасли австрийское председательство, которое оказалось не особо успешным. Переговоров не было с апреля 2016-го, и только в конце года был достигнут этот совершенно неожиданный прогресс.

В этом году, учитывая предстоящие выборы, я не думаю, что можно ожидать захватывающих новостей на приднестровском направлении. Вспомните, какие разговоры шли несколько месяцев назад, летом прошлого года, когда Игорь Додон готовил нас к войне с Тирасполем… Не знаю, вернется ли снова эта агрессивная и воинствующая риторика, но отношения оставляют желать лучшего. Так что я не верю в прогресс в приднестровском урегулировании, и уж точно – не в 2018 году.

XS
SM
MD
LG