Linkuri accesibilitate

«Посмотрим, сколько независимых будет в парламенте. Сдается, что ни одного!»


Александру Тэнасе — о новом парламенте, полномочиях президента и популизме

Президента Республики Молдова неоднократно отстраняли на короткий срок от должности, чтобы власть, в лице Демпартии, могла утверждать законы, которые отказался подписывать Игорь Додон. Но, по мнению ряда аналитиков, теоретически у главы государства есть шансы сыграть куда более весомую роль – после окончания полномочий нынешнего парламента и до утверждения мандата следующего законодательного органа. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу обсуждает будущие выборы, а также роль и полномочия президента с бывшим министром юстиции, экс-судьей Конституционного суда Александру Тэнасе.

Свободная Европа: Было заявление Игоря Додона о том, что он рассматривает возможность баллотироваться в депутаты на парламентских выборах. Что говорит закон об этом намерении главы государства?

Александру Тэнасе: Президент Республики Молдова не может участвовать в выборах по спискам политической партии. Во-первых, существует запрет, ясно выраженный в Кодексе о выборах, в соответствии с которым глава государства не может возглавлять или состоять в какой-либо партии. Хочу также напомнить, что это было одним из условий подтверждения его избрания на должность президента – отказ от поста лидера партии, и тогда он представил в Конституционный суд документы, подтверждающие его беспартийность.

Свободная Европа: Да, известно декабрьское постановление 2017 года, о невозможности совмещения должности главы государства с членством в партии. Но нет ясности в другом вопросе – может ли он баллотироваться на парламентских выборах.

Александру Тэнасе: Почему же? Ясность есть, и сказано об этом предельно ясно. Постановления КС надо читать целиком, там есть несколько положений, в которых конкретно говорится о том, что глава государства – это нейтральный арбитр, и что любая его ангажированность в пользу той или иной партии недопустима.

Следовательно, абсолютно очевидно – и нет никаких сомнений в том, что это постановление КС запрещает главе государства участвовать в выборах по списку той или иной партии.

При желании он может выдвинуть свою кандидатуру по какому-то округу, там подобных запретов нет, потому что кандидат выступает как частное лицо, как физическое лицо. Но по партийным спискам невозможно никак: это было мое мнение и мнение КС, состав которого работал на тот момент. Сейчас все зависит от того, какую позицию займут центральные избирательные органы, в частности, те, что отвечают за регистрацию списка.

Президент не имеет права поддерживать того или иного политического игрока

Чтобы избежать любых спекуляций, отмены результатов, да и многих других неприятных сюрпризов, которые никому чести не делают, парламенту следовало бы, на мой взгляд, в оставшееся до конца ноября время внести ясность в этот вопрос, ответив четко – да или нет.

Свободная Европа: В последнее время г-н Додон часто говорит, что их задача – то есть, социалистов – получить большинство голосов, заручиться поддержкой народа и победить и в округах, и по партийным спискам. И делает это вполне открыто…

Александру Тэнасе: Остается лишь сожалеть, что глава государства нарушает Конституцию и действует не как президент всех граждан, а как лидер Партии социалистов. Очевидно, что это будет продолжаться до тех самых пор, пока он не будет наказан. А если подобное сходит с рук, то естественно, что он будет делать то, что наиболее полно отвечает его политическим интересам.

Если вернуться к тексту Конституции, к букве закона и принципам правового государства, то абсолютно очевидно, что президент, как нейтральная ветвь власти, не имеет права проявлять ни малейшей политической ангажированности в той или иной форме, поддерживать того или иного политического игрока, и уж тем более – баллотироваться по партийным спискам в надежде придать соответствующей партии больше веса и популярности, а затем отказаться от мандата и остаться президентом… Смысл подобных маневров более чем понятен, и такие действия грубо противоречат конституционным нормам.

Свободная Европа: Да, вот и я нашла: «Президент Республики Молдова не может быть членом политической партии и не может ни в какой форме продвигать интересы какой-либо политической партии». Но вы говорите, что президент при желании может баллотироваться по одномандатному округу?

Александру Тэнасе: Разумеется, если он хочет стать депутатом, то может выдвинуть свою кандидатуру в качестве беспартийного кандидата – в том или ином округе, и никто не может ему в этом помешать.

Свободная Европа: А кто будет руководить Республикой Молдова после 30 ноября, когда должен быть распущен парламент? Что говорит закон?

Импичмент – сложная процедура, и начинать ее сейчас нереально и алогично

Александру Тэнасе: В процессе управления нет и не может быть вакуума. Институты и учреждения, которые существуют сегодня, будут исполнять свои полномочия и после 1 декабря, и после выборов, и так далее, правда, в условиях определенных ограничений. В отношении парламента вступает в действие запрет на принятие органических законов – парламент может принимать только постановления административного порядка. Такая практика абсолютно оправдана во время переходного периода, пока не начнет работать парламент нового созыва.

Свободная Европа: Что может произойти в этот период, если премьер тоже решит баллотироваться по партийному списку или округу, и еще спикер, и еще значительная часть нынешних депутатов? У кого будут властные полномочия?

Александру Тэнасе: Парламент – это объект власти, а не субъект, а в отношении премьера не предусмотрены ограничения на приостановление деятельности. Если мне не изменяет память, в ст. 13 Кодекса о выборах указан список лиц, обязанных приостановить свою деятельность – премьер под это требование не подпадает. Что касается депутатов, то они сохраняют свой мандат – даже те, кто участвовал в предвыборной кампании – до утверждения состава нового законодательного органа, до первого учредительного заседания парламента нового созыва.

Свободная Европа: Опять сошлюсь на заявления г-на Додона – он говорил, что в период с 30 ноября и до 24 февраля, когда состоятся выборы, он сможет сделать многое из того, что не удалось за эти почти два года пребывания в должности главы государства. А что такого он может сделать?

Есть много способов заставить г-на Додона уважать Конституцию

Александру Тэнасе: У президента Додона – как и у любого из его предшественников на этом посту – одинаковые полномочия, а главных – два. Первое – представление государства. Но и в этом случае КС дал предельно ясное толкование, что представлять государство – это не значит подменять собой парламент, правительство или другие органы власти. Это разные вещи. И второе – его участие в процессе принятия определенных решений, таких как утверждение правительства, назначение послов, судей и т.д.

Мне, честно говоря, трудно давать толкование намерениям президента, но Конституция и в этот период не позволяет ему делать больше, нежели он мог в иных обстоятельствах. Ни один из элементов государственной власти не может перейти к президенту в период, предшествующий формированию парламента нового созыва или утверждению нового правительства. Так что это очень странное заявление, скорее, предвыборного, популистского характера, и для подобных заявлений никаких оснований нет.

Свободная Европа: А у парламента достаточно времени для того, чтобы принять какое-либо решение, если г-н Додон нарушит Конституцию?

Александру Тэнасе: Если мы говорим об импичменте, то это более сложная процедура, и начинать ее сейчас нереально и алогично. Однако парламент, конечно же, может в установленном порядке констатировать подобные факты, призвать КС дать оценку соответствию Конституции, проверить, насколько действия президента соответствуют его клятке. Есть много способов заставить г-на Додона уважать Конституцию, но если депутаты их не использовали…

Все уже свой выбор сделали и определились с симпатиями и антипатиями

По меньшей мере, одно предписание парламент не выполнил. Речь о введении уголовной ответственности за нарушение Конституции. Более года назад КС внес в парламент это представление, которое так и не выполнено. Если парламент пересмотрит Уголовный кодекс и сформулирует новые основания для привлечения к уголовной ответственности за нарушение Конституции лицами, назначенными на их посты в соответствии с Основным законом, я думаю, это заставит г-на президента быть более осторожным – и сто раз подумать, прежде чем отказываться промульгировать законы или выполнять другие свои конституционные обязанности.

Свободная Европа: А еще глава государства заговорил о возможном непризнании предстоящих парламентских выборов. По его словам, возможно использование административного ресурса – чтобы не допустить к гонке того или иного конкурента, возможно непризнание итогов выборов в отдельных округах... Почему президент настаивает именно на этой идее – возможного непризнания выборов, и говорить о варианте внеочередных выборов?

Александру Тэнасе: Любые выборы могут быть либо признаны, либо не признаны. Естественно, угроза непризнания существует, если будут допущены серьезные нарушения, – и это ясно каждому, а не только президенту Додону.

Что же касается предсказаний по поводу нестабильности, то и она не исключена, учитывая крайне токсичную атмосферу, которая сложилась в нашем политическом классе, ту слепую ненависть, буквально затмившую разум… Если честно, я не вижу, каким образом можно разрядить атмосферу, и мне трудно даже предположить, как будет выглядеть будущая парламентская коалиция. И в этих условиях, естественно, если не удастся сформировать большинство и утвердить правительство, досрочных выборов не избежать.

Свободная Европа: К чему они могут привести призывы отдельных политиков бойкотировать выборы?

Конкуренция независимых кандидатов с политическими партиями заведомо обречена на провал

Александру Тэнасе: С точки зрения закона, призыв к бойкоту тоже является частью кампании. В конце концов, каждый конкурент на выборах выстраивает собственную стратегию. Те, кто чувствует себя на коне, конечно же, будут стараться привести на избирательные участки максимальное число своих сторонников. Те, кто послабее, будут призывать к бойкоту.

Лично я считаю, что к таким призывам надо относиться предельно спокойно, невозмутимо, без паники. Люди достаточно зрелые, и у меня есть ощущение, что все уже свой выбор в общих чертах сделали и определились со своими симпатиями и антипатиями, так что дождемся выборов и пойдем голосовать.

Свободная Европа: Вы, кстати, не собираетесь баллотироваться?

Александру Тэнасе: Нет, вы что!.. К тому же я не член партии, и к партийным делам непричастен.

Свободная Европа: А по одномандатному округу?

Александру Тэнасе: Я не знаю, как сработают выборы по округам, как покажет себя смешанная система, которую одни проклинают, а другие столь активно продвигают. Опыт других государств, где используется аналогичная система, показывает, что на выборах главные действующие лица – те же политические партии, а вовсе не независимые кандидаты.

Я думаю, что в Республике Молдова голосование в округах будет исключительно политическим. И я не вижу реальных шансов для человека без политической поддержки получить хороший результат, победить в том или ином округе. Просто не вижу такой возможности – чтобы пришел кто-то с улицы, даже самый распрекрасный парень, и победил.

Конкуренция независимых кандидатов с политическими партиями заведомо обречена на провал. Посмотрим, сколько независимых будет в нашем новом парламенте. Я имею в виду не тех, кто станет именовать себя «независимыми», а тех, кто в действительности не примкнет к той или иной политической партии. Сдается мне, что ни одного не будет!

XS
SM
MD
LG