Linkuri accesibilitate

Большая революция в Саудовской Аравии: проблемы и перспективы. Часть 2


Профессор истории Российского государственного гуманитарного университета Григорий Косач находит планы принца Мухаммеда «продуманными и взвешенными». «Они осуществляются в то время, когда на его стороне выступает молодая, образованная и активная часть (среди них и женщины) саудовского общества, которая видит в намеченных принцем преобразованиях реальную возможность изменения собственного положения», - пишет доктор истории на сайте Российского совета по международным делам.

Между тем, планы МБС включают не только внутреннюю модернизацию, но и улучшение имиджа страны на внешних рубежах. Принц в первую очередь нацелен на завоевание американской аудитории. Для этого он в марте предпринял беспрецедентно масштабный двухнедельный (!) визит в США. Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон, Хьюстон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Сиэтл – там принц провел много встреч с политиками, бизнес-элитой, академическим сообществом, прессой и т.д.

«Эта поездка будущего короля Саудовской Аравии призвана обеспечить новаторский межкультурный подход с Америкой для получения политических и экономических выгод для обеих стран, особенно в области инноваций, финансов и будущего», - пояснил «Газете» американский эксперт по Ближнему Востоку Теодор Карасик.

«Настороженность [потенциальных инвесторов] вызывает антикоррупционная кампания, инициированная принцем в ноябре прошлого года, когда были арестованы десятки высокопоставленных бизнесменов, бывших министров и членов королевской семьи. У многих из них были многолетние связи с американским и европейским бизнесом», - поясняет газета «Коммерсант».

Однако визит в США – слишком важное мероприятие, чтобы ограничиваться только борьбой с коррупцией или привлечением инвестиций. Принц Мухаммед прекрасно знает, что американская элита – крупнейший лоббист Израиля, а в самой элите, особенно финансовой и научной, много евреев. Поэтому МБС не мог не озвучить того, чего от него явно ждали.

В интервью влиятельной американской газете The Atlantico наследный принц Саудовской Аравии впервые для своей страны публично признал право Израиля на существование, но оговорился, что палестинцы тоже должны иметь свою землю. «Палестинцы и израильтяне имеют право на то, чтобы обладать собственной землей. Нам нужно заключить мирное соглашение, чтобы обеспечить стабильность и установить нормальные отношения в регионе», - отметил кронпринц (цитата по Eurasia Daily).

На уточняющий вопрос журналиста Джеффри Гольдберга, не имеет ли принц возражений религиозного характера против существования Израиля, Мухаммед ответил: «Наша религиозная озабоченность связана с судьбой мечети Аль-Акса и правами палестинского народа. Это всё – у нас нет возражений против какого-либо народа» (цитата по сайту «Новости Израиля»). Кроме того, наследник саудовского престола указал на общие экономические интересы Израиля и аравийских монархий.

И самый крупный и очевидный интерес – поставки газа. Как известно, в Средиземном море открыты гигантские месторождения, значительная часть которых приходится на экономические воды Израиля, в том числе крупнейший в его секторе «Левиафан» (крупнее только «Зохр» в секторе Египта). Несмотря на то, что Саудовская Аравия обладает крупнейшими в мире запасами нефти, с газом ситуация более напряженная. С одной стороны, у саудитов под боком находится Катар, один из крупнейших добытчиков газа. Но прошлогодний дипломатический кризис, который до сих пор не урегулирован, вряд ли позволит саудам импортировать катарский газ. А уж о поставках из Ирана не может быть и речи.

«Палестина превратилась во второстепенную проблему. Иран – это ключевой вопрос в повестке дня монархий Персидского залива. Израиль является потенциальным союзником в этой борьбе», - считает сотрудник Европейского совета по международным отношениям Тарек Бакони (цитата по «Регнуму»). Однако импорт из Израиля тоже проблематичен – для этого нет необходимой инфраструктуры.

«Израильский газ по-прежнему остается дорогим, плюс это было бы связано с определенными политическими сложностями. Это стало бы очень большим политическим шагом для наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана. Очень многие ждут, когда он оступится», - считает генеральный директор энергетической консалтинговой компании Cyprus Natural Hydrocarbons Co Чарльз Эллинас. Тем не менее, сохраняется вероятность того, что Саудовская Аравия и Израиль всё же смогут преодолеть сложности в сфере поставок энергоресурсов, уточняет «Регнум».

Между тем, в американской прессе говорится не только о совпадении интересов администрации Трампа и Саудовского королевского дома в противодействии Ирану, но и о том, что Вашингтон желает видеть, как Эр-Рияд платит за обеспечение региональной безопасности. Этот стиль Трампа нам уже знаком по его отношению к европейским партнерам в НАТО.

Словом, революция, затеянная саудовским принцем, - это своеобразная матрешка. За «косметическими» либеральными реформами кроется стремление модернизировать общество, но для этого нужен компромисс с влиятельным и очень консервативным духовенством. В свою очередь, в качестве отступных ваххабитскому духовенству принц должен совместно с Израилем (хотя бы непублично) и США максимально ужесточить политику против шиитского Ирана в регионе.

Это, в свою очередь, влечет серьезные изменения в палестинском вопросе, Сирии, Йемене и других болевых точках, а также в энергетической политике и вопросах безопасности. Вот и получается некий «эффект бабочки»: от того, что женщинам дали водить машину, риск войны с Ираном – прямо или в третьих странах – резко возрастает. Но стоило ли удивляться, если мы имеем дело с бесконечно бурным Ближним Востоком?

Часть 1

Читайте также:

Всё могут короли, или Революция в доме Саудов. Часть 1 / Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG