Linkuri accesibilitate

Турция на распутье. Риски и шансы для Эрдогана. Часть 1


24 июня в Турции пройдут досрочные выборы президента и парламента. По инициативе действующего главы государства и лидера правящей Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана было решено провести голосование на полтора года раньше, т.к. изначально предполагалось, что граждане Турции придут к избирательным урнам 3 ноября 2019 года. Так или иначе, это будут первые выборы после конституционной реформы 2017 года.

Напомню, что в апреле прошлого года Эрдоган одержал победу над оппонентами, добившись путем плебисцита резкого расширения своих полномочий. Правда, перевес был совсем не большим – 51,4% против 48,6%, так что фактор нестабильности довлел над Турцией всё это время, и сейчас, похоже, он может аукнуться турецкому президенту. В конце мая исследовательский центр Стамбула опубликовал итоги опроса, который показал, что ни одна партия или альянс не сможет обеспечить большинство в парламенте, а президентские выборы пройдут в два тура.

Гражданам был задан вопрос: «Если бы выборы прошли в это воскресенье, какой партии или альянсу вы бы отдали свой голос?». Как пишет агентство «Регнум», Эрдоган получил бы 44% голосов, правящая Партия справедливости и развития – 42%. По состоянию на 26 мая альянс ПСР и Партии националистического действия набирает 48%, оппозиционный альянс (о нем позже) – 37%, а прокурдская Демократическая партия народов – 12,8%.

Как отмечает в связи с этим ТАСС, с ноября 2002 года, когда Партия справедливости и развития победила на парламентских выборах, она еще никогда не была в таком шатком положении в предвыборной гонке. Например, в 2007 году парламент не смог избрать президента (к слову, это были последние выборы президента парламентом), и военные пригрозили вмешательством, а оппозиция подала на Партию справедливости и развития в суд, требуя рассмотреть вопрос о роспуске партии.

«Нынешние турецкие власти привыкли контролировать обстановку, однако сейчас имеющиеся у партии и лидера ресурсы не очень помогают им увеличивать отрыв от оппозиционных кандидатов.

Турецкие аналитические центры, занимающиеся изучением общественного мнения, на протяжении последних двух месяцев еженедельно проводят опросы населения. Из двух десятков различных частных и государственных агентств только два-три считают, что Эрдоган способен в первом туре перейти за 50-процентный барьер, что будет достаточно для победы», - говорится в материале ТАСС.

Агентство ссылается на наиболее актуальные опросы, которые показывают, что Эрдоган получит в первом туре 45-49% голосов, а его основной конкурент Муаррем Индже из кемалистской Республиканской Народной партии может взять до 30% голосов. По другим данным, Эрдоган получает около 36%, Индже – 22%. Третий претендент на президентство и единственная женщина в этой суровой компании (и кампании), Мерал Акшенер от «Хорошей партии», получает около 14% голосов. Четвертым по популярности кандидатом, как ожидается, может стать находящийся в тюрьме лидер прокурдской Демократической партии народов Селахаттин Демирташ, у него около 10%.

Издание отмечает, что на Эрдогана работает колоссальный административный ресурс, но сам президент, несмотря на харизму и недюжинные ораторские способности, «стал скучным». «Зачастую его речь сводится к набившим оскомину перечислениям достижений руководства страны за 16 лет у власти и тыканью пальцем в «ничего не сделавших индивидуумов» от оппозиции. Но для критически мыслящего турка это не является аргументом, поскольку ПСР настолько сильно контролировала страну все эти годы и задвигала за кулисы оппозицию, что просто не давала политическим конкурентам хоть как-то заметно себя проявить», - пишет ТАСС.

Зато Муаррем Индже обвиняет Эрдогана в расточительном управлении экономикой, неоправданных тратах официальной Анкары, в непоследовательности внешней политики, ее непредсказуемости и резкости. Но что самое болезненное для действующего президента, это ставка Индже на курдские регионы, а именно расширение прав турецких курдов, введение обучения на курдском языке в школах и т.д. В свое время Эрдогану удалось договориться с курдами, достигнув с ними своеобразного «договора о ненападении», но борьба с курдами Ирака и Сирии сорвала все договоренности.

Между тем, как отмечает агентство «Регнум», гаснущие успехи в экономике в свое время помогли Эрдогану удержать и укрепить власть. Он сделал ставку на бурно развивающиеся внутренние районы Анатолии, где индустриальный рост не только вносил существенный вклад в ВВП, но и способствовал повышению уровня благосостояния более консервативной части турецкого общества – главной электоральной базы умеренно исламистской Партии справедливости и развития.

По данным американского журнала Time, на который ссылается «Регнум», Турция вошла в пятерку стран мира, которые переживают самый значительный отток миллионеров и представителей так называемого образованного класса, а само турецкое общество глубоко политически и социально поляризовано. «Несмотря на все усилия по созданию стабильного большинства, которое послужило бы основой режима Эрдогана, половина страны выступает против нынешнего президента и не хочет признавать его в качестве национального лидера», - отмечает агентство.

Турецкие социологи сообщают, что за 10 дней до выборов рейтинг Эрдогана упал на 1,6% до 47,1%, и этого уже недостаточно, чтобы победить в первом туре. «Газета» в связи с этим напоминает, что на президентских выборах 2014 года за него проголосовали 51,79% избирателей, а на референдуме в 2017 году его программу суперпрезидентской республики поддержали 51,41% избирателей.

«В прошлый раз, в 2014 году, две [оппозиционные] партии выставили одного кандидата, и он проиграл Эрдогану. Поскольку, когда находят компромиссного кандидата, самые радикальные сторонники партии за них не голосуют, потому что он не представляет их взгляды, это такой «середнячок». В этот раз каждая из партий выдвинула своего кандидата, чтобы ни один голос не ушел в копилку Эрдогана в первом туре», - поясняет научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильшат Саетов.

«Социологические опросы сейчас показывают, что 49% проголосуют за Эрдогана в первом туре и примерно 50,5% - во втором. Но они исходят из обычной ситуации и раскидывают около 16% неопределившихся голосов условно – математической формулой. Однако как это сыграет в момент выборов, не всегда понятно. Но понятно, что борьба Эрдогана и оппозиции будет идти «ноздря в ноздрю», - говорит эксперт «Газете».

Но давайте не забывать о парламентских выборах, которые пройдут одновременно с выборами президента. Считается, что правящая Партия справедливости и развития уже несколько лет теряет популярность. «…Видно, что цикл жизни ПСР уже клонится к пожилому возрасту – это связано и с экономикой, и с политикой, и просто с тем, что в Турции, кроме Народно-республиканской партии, основанной еще первым лидером Турции Кемалем Ататюрком, остальные живут недолго», - говорит Ильшат Саетов.

Вместе с тем, один из пунктов конституционной реформы предусматривает снижение возрастного ценза для депутатов – с 25 до 18 лет. Это дает ПСР возможность заполнить парламент (где количество мест увеличится с 550 до 600 человек) представителями молодежных подразделений. Конкуренцию партии Эрдогана составят кемалисты (Республиканская Народная партия), прокурдская Демократическая партия народов, умеренно националистическая «Хорошая партия» Мерал Акшенер, умеренно исламистская консервативная Партия счастья Темеля Карамоллаоглу и ряд других формирований.

В то же время Партия националистического движения стала партнером Партии справедливости и развития, и вместе они сформировали «Альянс народа». А кемалисты, «хорошисты» и «счастливые» образовали блок под названием «Альянс нации». Благо, конституционная реформа разрешила создание предвыборных блоков.

«Даже после перехода к суперпрезидентской системе парламент сохраняет достаточно много полномочий, и если Эрдоган будет оппозиционным президентом, то это доставит ему достаточно много хлопот. Парламент может и принять законы, которые ограничат его власть, и заявить, что референдум был неправильный, и так далее. И с точки зрения легитимности это будет большой показатель. Как в Америке говорят, Эрдоган будет «хромой уткой», то есть выборы он выиграл, но его положение очень на грани», - сказал Саетов «Газете».

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG