Linkuri accesibilitate

Дружба вопреки


Отгремела канонада досрочных выборов в мэрию Кишинева. По странным молдавским законам, это не дает возможности избранному кандидату руководить городом четыре года – лишь на год, до всеобщих местных выборов в мае или июне 2019-го. Однако имеем что имеем – во втором туре выборов «понарошку» выиграл кандидат от объединенной правой оппозиции Андрей Нэстасе. Он выдвигался от родной партии «Платформа Достоинства и Правды» (по привычке – Платформа «ДА»), Партии действия и солидарности Майи Санду и некогда правящей Либерально-демократической партии Молдовы.

После подсчета 100% бюллетеней известно, что господин Нэстасе получил 52,57% голосов, а его соперник, руководитель фракции Партии социалистов в Муниципальном совете Ион Чебан, - 47,43% голосов. Интересно, что сейчас кандидата от правой оппозиции, как и в предыдущие годы – кандидата от Либеральной партии Дорина Киртоакэ, «вытащили» пригороды, ибо непосредственно в городе Кишиневе Ион Чебан получил более половины голосов. Кстати, в ходе кампании выяснилось, что в команде Андрея Нэстасе есть люди, состоящие в родственных связях с кланом Киртоакэ, так что я не исключаю возрождения всяческих «интересных» схем, на которых жила и процветала команда предыдущего мэра Кишинева.

Однако суть даже не в этом. Очень интересен информационный антураж второго тура, а точнее – отношение правящей Демократической партии и ее медиа-холдинга. Откровенно говоря, господин Плахотнюк и его медийная империя чувствовали себя некомфортно в этой выборной кампании. Во-первых, фейковый «независимый» проект Сильвии Раду (подчеркиваю – речь только о предвыборном проекте, а не о персоне госпожи Раду, против которой я ничего не имею) с треском провалился в первом туре. Жители муниципия попросту не поверили в ее «независимость», а также в то, что медиа-холдинг ДПМ «не освещает» выборы.

Во-вторых, у демократов возник устойчивый когнитивный диссонанс, который в свете предстоящих через полгода парламентских выборов грозит стать хроническим. В чем же дело? Все последние годы информационная машина ДПМ ежедневно асфальтировала Нэстасе и других представителей правой оппозиции, в том числе Майю Санду в президентской гонке 2016 года. Тут тебе и «беглые преступники Цопы», и «олигархи Цопы», и мокрые штаны Нэстасе – всего и не упомнишь. Но настает момент, когда под колоссальным давлением западных посольств медиа-холдинг вынужден «сбавить обороты», а сам господин Плахотнюк вдруг приветствует избрание проевропейского мэра Нэстасе. Вопрос о том, когда холдинг врал – тогда или сейчас, остается открытым, да он и не носит принципиального характера. Спишем это на издержки конъюнктуры.

Итак, Андрей Нэстасе – новый мэр Кишинева. Я поздравляю его с этим весьма неожиданным событием (вспомним ангажированные «опросы», где ему порой давали не более 20%), но вынужден заметить, что по некоторым позициям его радость может оказаться преждевременной. Прежде всего, быть мэром Кишинева – это каторга. Город за предыдущие 10 лет «либерализма» деградировал настолько, что пора говорить о его спасении, а не о развитии. Транспорт, освещение, ЖКХ, незаконное строительство, вырубка парков и скверов, проблема парковочных мест для автомобилей, поддержка образовательных учреждений – это лишь немногие проблемы, в которые предстоит окунуться новому градоначальнику, не имеющему, к слову, соответствующего опыта, в отличие от Иона Чебана.

Кроме того, возникает логичный вопрос, задержится ли господин Нэстасе на посту мэра или пойдет через полгода на выборы в парламент, чтобы там остаться. Я задал такой вопрос одному высокопоставленному представителю «Платформы ДА» перед вторым туром выборов, и меня заверили, что, если Нэстасе станет мэром, он останется на этом посту, а на парламентских выборах выступит лишь в качестве «паровоза» для привлечения сторонников. Что ж, посмотрим.

Далее Андрею Нэстасе нужно помнить о том, что пост мэра не наделяет его обладателя неприкосновенностью, а значит, ему всегда нужно помнить про Дамоклов меч Плахотнюка в виде прокуратуры, Центра по борьбе с коррупцией и т.д. И хотя западные посольства вряд ли позволят председателю ДПМ поднять руку на святое, надо всегда помнить, с какой легкостью он в свое время «съел» Филата, который пользовался не меньшей поддержкой Запада.

Наконец, попадание в мэрию – это риск приобщиться к «великому», а именно – ко всяким серым схемам и прочим «вариантам», которые много лет завязаны на разных функционерах и их приближенных. А поскольку некоторые представители команды Нэстасе связаны с бывшим мэром Киртоакэ, не исключено их возвращение к этим «благородным» делам. Соответственно, возрастают репутационные риски – готов ли к ним новый мэр?

Однако и для Демократической партии, как вы понимаете, не всё благополучно. Победа Нэстасе воодушевила правую оппозицию, которая, откровенно говоря, была демотивирована поражением Майи Санду на президентских выборах 2016 года. Правда, насколько мне известно, в отношениях между Нэстасе и Санду есть трения. Было даже предположение, что сторонники госпожи Санду просили представителей социологических центров занижать показатели господина Нэстасе перед выборами мэра. Так это или нет, уже не имеет значения, но осадок, как говорится, остался.

Так вот, правый лагерь преисполнен радости и оптимизма, поэтому может статься, что Демократическая партия получит неслабую битву на парламентских выборах. Ведь очевидно, что среднестатистический избиратель Нэстасе и Санду ни за что не проголосует за социалистов, так что ПСРМ им не конкурент – и это очень плохие новости для демократов. Особенно когда речь пойдет об одномандатных округах. Провал Сильвии Раду показывает, что народ (во всяком случае, в столичном регионе) умеет отличить зёрна от плевел, и партии Плахотнюка будет крайне сложно продвигать своих кандидатов, зная о «токсичности» восприятия ДПМ в обществе. Скорее всего, демократы будут вынуждены сместиться влево и создать проблемы Партии социалистов, но что делать с лозунгами о европейской интеграции?

И потом, западным послам неинтересно, что Плахотнюк и Нэстасе друг друга на дух не переносят – если, конечно, перед нами не разыгрывают спектакль. Западные послы костьми лягут, чтобы «поженить» ДПМ и правую оппозицию во имя незыблемой европейской интеграции. С одной стороны, это может причинить дискомфорт лидеру ДПМ, что, в свою очередь, вынудит его совершить ошибки. А между тем, всё тот же источник в «Платформе ДА» сказал, что, если Нэстасе станет примаром, «он посадит Плахотнюка в тюрьму». Посмотрим…

Но, с другой стороны, перед нами примеры Филата, Гимпу, Киртоакэ, Лянкэ и других политиков, чье политическое будущее и даже свобода были перечеркнуты после пребывания в одном альянсе с демократами. И кто может гарантировать Андрею Нэстасе и Майе Санду, что Плахотнюк не «съест» их партии и их самих в очередной «проевропейской» коалиции? Запад не может не знать этого, но желание остановить русские танки превыше всего. Европейское будущее, которого нам желают означенные политики, - это прекрасно, спору нет. Но почему они говорят только о будущем – как насчет настоящего? Люди бегут из страны именно оттого, что за разговорами о светлом завтра как-то быстро забывается о нормальном сегодня…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG