Linkuri accesibilitate

Дать газу. Турция теряет позиции в Восточном Средиземноморье


Словесные или военные стычки Турции с Израилем или Грецией осложняются серьезным геополитическим фактором, имя которому – газ. Да не просто газ, а колоссальное месторождение в Средиземном море, на стыке экономических зон Египта, Израиля, Кипра, Сирии и Ливана. А где греческий Кипр, там непременно должна всунуться Турция, которая, к слову, до сих пор официально не признает Республику Кипр (!), называя ее «греческой администрацией Южного Кипра» и продолжая оккупировать 40% территории острова под видом «Турецкой Республики Северного Кипра». Я специально привожу эту деталь, чтобы читателям стало понятнее, как и почему Турция умудрилась влезть еще и в этот потенциальный энергетический конфликт, обретающий всё более осязаемые черты.

Обнаруженные в 2010 году запасы газа разделены на несколько национальных секторов. В Израиле это «Левиафан», «Тамар» и «Далит», в Египте «Зохр», а у Кипра – «Афродита» и «Калипсо». По данным экспертов, «Левиафан» содержит 453 млрд. кубометров газа. «Тамар» имеет до 142 млрд. кубометров. У киприотов, по разным данным, от 170 до 230 млрд. кубометров. Есть еще запасы у берегов Сирии (до 700 млрд. кубометров) и Ливана (правда, там пограничный спор с Израилем). Но самые большие запасы у египетского «Зохра» - 850 млрд. кубометров газа. Заманчивый куш, согласитесь. И дело ведь не только в стремлении Турции установить физический контроль над кипрским сектором месторождения – Анкаре нужно упрочить свой статус газового хаба на стыке Ближнего Востока, Южного Кавказа, постсоветского пространства и Юго-Восточной Европы. Это подтверждают и «Немецкие экономические новости» (перевод Russia Today).

С другой стороны, наличие у Израиля столь «жирного» месторождения снижает значимость Турции как эксклюзивного транзитера газа из Азербайджана. Проще говоря, наличие собственного топлива у Израиля делает его менее зависимым от своенравного Эрдогана. Вот он и пытается отыграться за счет установления контроля над «своим» кипрским сектором. К слову, Анкара отнюдь не ограничивается заявлениями – в феврале корабль ВМС Турции помешал итальянской компании ENI установить буровое оборудование в морской экономической зоне Кипра.

Этот неслыханный демарш был осужден правительствами Греции и Италии, а также Еврокомиссией и администрацией США – все они признали исключительное право Республики Кипр на разведку и добычу газа, невзирая на возражения Турции. «Саммит решительно осуждает продолжающиеся незаконные действия Турции в Средиземном и Эгейском море и подчеркивает свою полную солидарность с Кипром и Грецией. Саммит в срочном порядке призывает Турцию прекратить эти действия и уважать суверенные права Кипра на исследование и эксплуатацию своих натуральных ресурсов в соответствии с европейским и международным правом», - говорится в заявлении по итогам саммита ЕС в Брюсселе 22 марта.

Более того, глава Европейского Совета Дональд Туск заявил, что действия Анкары противоречат ее планам нормализации отношений с Евросоюзом. В результате саммит ЕС-Турция, прошедший 26 марта в Варне (Болгария председательствует в Союзе в первом полугодии 2018 года), получился напряженным и «скомканным» - никаких конкретных договоренностей.

Между тем, итальянская компания Eni заявила, что продолжит бурение у берегов Кипра совместно с французскими коллегами из Total, несмотря на противодействие Турции. Кстати, в проекте участвует еще и американский супергигант ExxonMobil, а также Noble Energy под защитой кораблей Шестого флота США, так что у Турции мало шансов. В общем, ситуация для Анкары становится совсем из ряда вон: ее традиционные региональные клиенты могут в скором времени потерять к ней интерес.

«Открытие невероятных богатств трансформирует Восточное Средиземноморье в геополитическую горячую точку, и столкновения кажутся неизбежными, поскольку Россия и США могут использовать эту арену в своём постоянно возрастающем соперничестве», - констатирует саудовское издание Arab News (перевод Russia Today).

В этом контексте источник цитирует турецкого министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу, по словам которого Анкара не признает договор между Кипром и Египтом о разделе морского шельфа (коль скоро турки не признают греческий Кипр, то и договоры признавать не собираются). Это заодно и камень в огород Египта, отношения с которым донельзя испорчены после 2013 года, когда военные во главе с фельдмаршалом ас-Сиси свергли правительство «Братьев-мусульман», которых активно (и до сих пор) поддерживает Анкара.

«Это мощнейший фактор конфликтного потенциала в регионе», - сказал Russia Today преподаватель Высшей школы экономики Григорий Лукьянов. «Те государства, которые не являлись газовыми и нефтяными гигантами, теперь представляют собой угрозу для сложившихся в регионе социально-экономических и политических отношений», - поясняет эксперт.

В этой ситуации Эрдогану не оставалось ничего другого, как пригрозить сразу всем, кто «мешает Турции» в Эгейском море, вокруг Кипра и в Африне. «…Они [«враги Турции»] потеряют свою решимость сразу же, как только увидят нашу армию, флот и военную авиацию. Пусть не считают, что поиск природного газа на Кипре и оппортунизм в Эгейском море остаются незамеченными нами. Подобно тому, как мы проводим военные операции в Сирии, мы не оставим без внимания и эти территории…», - разошелся турецкий президент.

В Греции, которая устала выгонять из своего морского и воздушного пространства турецких нарушителей в Эгейском море, стали говорить жестче. Как сообщает издание Eurasia Daily, президент Греции Прокопис Павлопулос самолично взобрался на новый танк и провозгласил: «Греческий народ – нация мира и демократии. Он знает, как защищаться, и может встать, когда это необходимо, на защиту своих границ, территориальной целостности и суверенитета».

Между тем, турки возводят в Эгейском море прибрежные укрепления шириной в 300 и глубиной в 70 метров. Причем их возведение планируется завершить ускоренными темпами в течение ближайших недель.

Однако вернемся к газовым проблемам. 5 апреля премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху провел телефонные переговоры с греческим коллегой Алексисом Ципрасом и кипрским коллегой Никосом Анастасиадисом. Стороны обсудили план строительства газопровода, который должен соединить эти три страны. Собеседники также договорились провести в мае встречу для обсуждения этих планов. Как сообщает «Newsru – Израиль» со ссылкой на израильскую газету «Хаарец», три страны-партнера, в частности, рассмотрят проект транспортировки газа из кипрского и еврейского сектора в Египет и дальнейшего распределения доходов.

Итак, на данный момент у Турции имеются серьезные проблемы в курдских районах Сирии, где отнюдь не смирились с потерей Африна и хозяйничаньем турок в кантонах аль-Баб и Джараблус. И совсем уж проблематично будет туркам организовать легкую прогулку для взятия Манбиджа, где уже есть американцы и в скором времени появятся французы (по некоторым данным, еще и немцы). Аппетит приходит во время еды, и мнимая «победа» в Африне вкупе с усилением влияния в провинции Идлиб при молчаливом согласии России создает у Эрдогана ложное ощущение вседозволенности и непобедимости. А есть еще иракский Курдистан и федеральное правительство Багдада, которое уже осадило не в меру раздухарившегося «султана». Согласитесь, на Ближнем Востоке подобное легкомыслие ничем не лучше выхода пьяного сапера на минное поле.

Еще один «фронт» - Израиль и очередное размежевание из-за Палестины. В Иерусалиме с трудом, но «проглотили» драму с «Флотилией свободы» в мае 2010 года и постоянные антисемитские выпады Эрдогана, но нынешняя неадекватная реакция Анкары на «терроризм» в отношении палестинцев Газы – это, видимо, если не последняя, то предпоследняя капля в чаше терпения еврейского государства. С Грецией в Эгейском море и с Кипром из-за месторождения газа давно всё понятно – я вообще удивляюсь терпению континентальных и островных греков. Видимо, надо дождаться начала транспортировки топлива с «Афродиты» и «Калипсо», чтобы увидеть развитие событий. Я не сомневаюсь, что эгейско-кипрская проблема в конечном счете выльется во что-то большое и неприятное. Особенно с учетом того, что против Турции фактически выступают Израиль с Египтом…

Читайте также:

Эхо Лозанны или предвестник Севра? О новом греко-турецком конфликте

Такой далекий Ближний Восток. Турция ссорится со всеми

Бесплатный Африн в сирийской мышеловке. Часть 1 / Часть 2

Итоги 2017 года. Черные тучи над Белым дворцом. Часть 1 / Часть 2

Мишени, визы, лиры. Турция и США продолжают ссориться. Часть 1 / Часть 2

Россия и Турция объединяют усилия против Атлантики? Часть 1 / Часть 2

«Новая Турция»: закат демократии и сильной экономики

Новый турецкий курс – дрейф или блеф?

Пиррова победа падишаха, или Вторая смерть Кемаля. Часть 1 / Часть 2

На пути к султанату. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG