Linkuri accesibilitate

«Отложенная независимость» Каталонии: компромисс или капитуляция? Часть 1


1 октября в испанской автономной области Каталония прошел референдум по вопросу независимости от королевства. Заранее объявленное Мадридом незаконным, голосование априори воспринималось уже не как правовой акт, а как политическое действо с далеко идущими, но пока трудно предсказуемыми последствиями.

По данным регионального правительства (Женералитат), число избирателей составило более 5,3 млн., из которых проголосовало менее 2,3 млн. человек. Столь низкая явка объяснялась жестким силовым противодействием со стороны Мадрида, который направил в регион Гражданскую гвардию и силы полиции, поскольку каталонская полиция отказалась выполнять приказ центра и не стала препятствовать референдуму.

Тем не менее, испанскому правительству удалось заблокировать десятки избирательных участков, изъять миллионы (!) бюллетеней, заблокировать сайты в поддержку плебисцита и т.д. А непосредственно в день голосования произошли массовые стычки избирателей с полицией, которая пыталась закрыть избирательные участки и выгнать людей оттуда, применяя дубинки и резиновые пули. В результате пострадали более 800 человек.

«Испания ведет себя как авторитарное государство», - заявил немецкой газете Bild глава Женералитата Карлес Пучдемон. Он добавил, что уже ощущает себя «президентом свободной страны» и видит необходимость вмешательства ЕС с целью организации переговоров между Мадридом и Барселоной. Но министр иностранных дел и сотрудничества Испании Альфонсо Дастис Кеседо заявил, что его страна против посредничества в урегулировании кризиса, сообщает «Коммерсант».

Однако в Барселоне всё это предусмотрели и успели отменить минимальную явку избирателей, чтобы голосование было признано в любом случае. Кроме того, ответом «Да» независимости было бы засчитано даже мнение простого большинства, однако этого уже не понадобилось, поскольку за отделение от Испании проголосовали более 90% пришедших к урнам каталонцев.

Разумеется, Испания и Европейский Союз не признали референдум (строго говоря, не признали даже факт законности его проведения, а не только итоги). Так, премьер-министр Мариано Рахой заявил, что «никакого референдума о независимости Каталонии не было». «Никакого референдума не было. Он не предусмотрен законом [Испании]», - цитирует премьера «Газета».

«Граждане Каталонии выиграли право стать независимым государством, устроенным в форме республики. Выиграли свое право на суверенитет», - заочно возразил Рахою господин Пучдемон. «Что касается организации работы избирательных участков, мы считаем, что процесс был подготовлен тщательно и в соответствии с существующим законодательством Королевства Испания», - сообщил глава делегации международных наблюдателей, бывший министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель.

«В соответствии с Конституцией Испании вчерашнее голосование в Каталонии было незаконным», - заявил 2 октября в Брюсселе официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас. «Еврокомиссия считает, что сейчас время для единения и стабильности, не для фрагментации. Мы призываем все стороны сейчас очень быстро перейти от конфронтации к диалогу. Насилие никогда не может быть инструментом в политике», - сказал Схинас, на которого ссылается «Газета». Европейский чиновник назвал ситуацию в Каталонии «внутренним вопросом Испании» и подтвердил позицию Брюсселя: даже если бы референдум прошел в соответствии с Конституцией Испании, уходящий регион был бы вынужден покинуть и Евросоюз.

Поскольку ни официальный Мадрид, ни европейские правительства не посчитали нужным осудить силовые действия полиции, это пришлось делать европейской прессе. Например, французская газета L’Humanité написала: «Если бы в любом другом уголке мира в эти выходные власти помешали гражданам выйти к избирательным урнам, мобилизовали полицию, ранили более 800 человек, то все европейские руководители выступили бы против властей этой страны, призвали бы их к ответу и, возможно, потребовали бы экономической блокады». «Но, когда все это произошло в Испании, европейские руководители отводят глаза!» - продолжает автор, один из ведущих левых политиков Франции Патрик Лё Иарик. С призывом осудить насилие в Каталонии и действия властей Испании выступила представитель немецкой партии «Союз-90/Зеленые» Франциска Келлер, пишет «Коммерсант».

Что интересно, Карлес Пучдемон называет референдум последним шансом Каталонии завоевать независимость, и в его словах есть логика. Ведь в 2014 году уже была неудачная попытка, пресеченная Мадридом. Тогда каталонцы отступили и провели просто «гражданский опрос». И если бы нынешний плебисцит провалился, сторонники отделения Каталонии получили бы сокрушительный удар и вряд ли вернулись бы к этому вопросу в обозримом будущем. Поэтому обе стороны понимали, что схватка 2017 года будет принципиальной, если не фатальной, для каждой из них.

С одной стороны, Мадрид заблокировал избирательные участки и типографии, где печатались бюллетени, а также заморозил очередной бюджетный транш в 1,4 млрд. евро. Сейчас центральная власть вообще рассматривает возможность «запуска» Ст. 155 Конституции, которая дает право отменить автономный статус «мятежников» и ввести прямое правление из Мадрида.

С другой стороны, Барселона, как я писал выше, упростила правила проведения референдума (отмена явки и введение пункта о простом большинстве голосов «За»). Кроме того, 6 сентября парламент Каталонии принял «Закон о проведении референдума о самоопределении Каталонии», где были зафиксированы следующие принципы (цитаты из «Новой газеты»):

- Право на референдум обосновывается международными нормами о праве на самоопределение и ссылкой на то, что в Конституции Испании прописано верховенство международных законов над национальными

- Парламент Каталонии, наделенный полномочиями со стороны народа, «берет на себя полное суверенное право управления» «после исчерпания всех каналов диалога с (испанским) государством».

- «Результат референдума является обязательным»

- Все, кто занимается его организацией и проведением, «защищены законом».

Однако Конституционный суд Испании отменил закон о проведении референдума. И конфронтация, как и следовало ожидать, стала неизбежной. Другой вопрос, почему вообще Каталония так настойчиво требует независимости.

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG