Linkuri accesibilitate

Из России с любовью


Марин Ле Пен
Марин Ле Пен

Эксперт по российско-французским отношениям – о том, как Москва спонсирует французских националистов

Россия всерьез взялась за спасение французских националистов от финансового краха. Как сообщает в эти дни французская пресса, началось все не в сентябре, когда российский банк предоставил партии "Национальный фронт" многомиллионный кредит, а еще в апреле, когда основатель и почетный президент этой праворадикальной партии Жан-Мари Ле Пен получил два миллиона евро от зарегистрированной на Кипре компании, возглавляемой Юрием Кудимовым, генеральным директором инвестиционной компании Внешэкономбанка "ВЭБ Капитал". Ле Пен эту информацию подтвердил, как подтвердила факт получения российского кредита его дочь, Марин Ле Пен, лидер "Национального фронта".

О близких отношениях французских националистов с российским истеблишментом в последние годы много говорили и писали в СМИ. С момента прихода на пост председателя партии "Национальный фронт" (Front National, FN) в 2011 году Марин Ле Пен не раз выражала свое восхищение личностью Владимира Путина и даже называла себя "единственным человеком во Франции, защищающим Россию". Фактически по всем международным вопросам, от Сирии до Украины, FN всегда занимал пророссийскую позицию.

Возможно, именно поэтому французская общественность не особо удивилась известию о том, что один из российских банков выделил этой праворадикальной партии крупный кредит. Эту информацию 22 ноября опубликовал французский аналог Wikileaks, сетевое издание Mediapart. В публикации говорится, что в сентябре этого года, не сумев добиться кредита во французском банке, FN получили девять миллионов евро в России. Лидер FN Марин Ле Пен поспешила пояснить на сайте издания Le Monde: "Мы направили запросы повсюду – в Испанию, Италию, США, Азию, и в Россию. Первый же контракт, который нам удалось поймать, мы подписали, и очень этим довольны".

9 миллионов евро, полученные в "Первом чешско-российском банке", – это лишь первый транш гораздо более крупной суммы, которую "Национальный фронт" рассчитывает получить в России – 40 миллионов евро

Ле Пен опровергает слухи о якобы имевшем место лоббировании со стороны Кремля для получения этого финансирования. Казначей партии Валеран Де Сен-Жюст лишь упомянул в разговоре с журналистами "связи в России", имеющиеся у депутата Европарламента от FN Жана-Люка Шаффхаузера. Mediapart со ссылкой на анонимный источник в FN, пишет, что девять миллионов евро, полученные в "Первом чешско-российском банке", – это лишь первый транш гораздо более крупной суммы, которую партия рассчитывает получить в России – 40 миллионов евро. "Информация об этом кредите очень долгое время не выносилась на общественное обсуждение. О нем ничего не было известно, хотя журналисты и "копали" эту тему", – рассказала Радио Свобода специалист по франко-российским отношениям из Французского института международных отношений (IFRI) Татьяна Кастуева-Жан. В ответ на обвинения прессы Марин Ле Пен заявила, что была бы рада занять денег у французского банка, но все банки, к которым она обращалась, ответили отказом, и она была вынуждена обратиться за кредитом в США, Испанию и Россию. И именно Россия предоставила ей кредит. Само по себе получение такого кредита не является незаконным. Оно становится незаконным, если речь идет о скрытом субсидировании со стороны иностранного государства или об отмывании грязных денег. В этом плане партия Ле Пен отныне попадает под очень пристальное внимание журналистов и общественных органов власти. Вопрос каналов российского влияния и возможного российского финансирования давно вызывал у первых повышенный интерес. Тем не менее серьезного скандала по этому поводу во Франции не произошло. Новость не на первых полосах французских газет. Я думаю, что у этой истории, возможно, будет более поздний, "отложенный" эффект и что она может всплыть во время ближайшей избирательной кампании".

Весной этого года акцию протеста у парижского офиса "Национального фронта" устроили активисты группы "Фемен"
Весной этого года акцию протеста у парижского офиса "Национального фронта" устроили активисты группы "Фемен"

В целом же, говорит Татьяна Кастуева-Жан, скандалов с финансированием политических партий во Франции всегда хватало. Под обвинения попадали и Ширак, и Саркози, причем по совершенно разным причинам. В случае с последним, например, речь шла о финансировании избирательной кампании из Ливии:

"Мне кажется, что результатом этой истории с российским финансированием для "Национального фронта" будет еще большая поляризация позиций сторонников и противников этой партии. Сторонники будут защищать данное решение, обвиняя французские банки в отсутствии поддержки внутри страны, которое подтолкнуло партию к такому шагу. А для противников это послужит основанием для еще большей дискредитации и критики в адрес Ле Пен. Но резкой смены отношения избирателей к партии из-за наличия этого финансирования или потери популярности ее лидера не произойдет".

Доверительные отношения, результатом которых стало предоставление партии Марин Ле Пен крупного кредита, начались у "Национального фронта" с Москвой достаточно давно. Сначала речь шла в основном о "дружбе" с оппозиционными партиями правого толка, однако довольно быстро французские националисты превратились в партнеров главного игрока российской политики – партии "Единая Россия", продолжает Татьяна Кастуева-Жан:

Президент "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пен и Владимир Жириновский, 1996-й год
Президент "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пен и Владимир Жириновский, 1996-й год

"Первоначально партнером партии Марин Ле Пен в России долгое время являлся Владимир Жириновский. Именно эти две партии ("Национальный фронт" и ЛДПР. – РС) были близки по своим лозунгам, по духу, по идеологии. Полтора-два года назад стало постепенно чувствоваться смещение акцентов, и Марин Ле Пен стала в России восприниматься по-другому. Все это вырвалось на поверхность и стало достоянием общественности с началом украинского кризиса, в начале этого года. Многие журналисты на сегодняшний день ведут расследования о российских каналах влияния, и эти расследования в первую очередь касались партии "Национальный фронт" и Марин Ле Пен. Но еще летом прошлого года состоялся первый из двух визитов, когда Ле Пен принимали на очень высоком уровне – с ней, в частности, встречался Сергей Нарышкин, председатель Госдумы".

Марин Ле Пен на встрече с Сергеем Нарышкиным, 19 июня 2014 года
Марин Ле Пен на встрече с Сергеем Нарышкиным, 19 июня 2014 года

Это демонстрирует в первую очередь идеологическую близость и близость ценностей, которые сегодня разделяют Россия и французские националисты, считает Кастуева-Жан:

"Присутствует некая взаимная легитимация: Марин Ле Пен может утверждать, что в такой большой державе, как Россия, ценности, за которые выступает ее партия, отстаиваются на государственном уровне. Тогда как для России это возможность показать, что она совершенно не изолирована, не одинока и что в Европе у нее есть надежные партнеры, поддерживающие ее политику. Помимо прочего такое отношение к Марин Ле Пен может свидетельствовать о том, что российские власти считают ее возможным следующим президентом во Франции, особенно в свете ее недавних успехов на муниципальных и европейских выборах. Парадоксально здесь то, что Россия сегодня поддерживает крайне правые партии во многих странах Европейского союза, кроме Украины. Это очень противоречивый момент. Можно вспомнить хотя бы Венгрию, где партия "Йоббик" поддерживается Россией. Помимо Украины, во многих других европейских странах лучшие друзья России сегодня – это крайне правые партии".

Российские власти считают Марин Ле Пен возможным следующим президентом во Франции, особенно в свете ее недавних успехов на муниципальных и европейских выборах

Россия ищет каналы активного влияния на зарубежные государства: через партии, разделяющие ее позиции, через соотечественников и посредством определенных действий, дающих желаемый эффект, считает эксперт IFRI. Совершенно гениальным пиаровским ходом российской "мягкой силы", по ее мнению, стало решение Москвы подарить Парижу главную рождественскую елку, установленную на площади у собора Парижской Богоматери. "В российской прессе это подается как тот факт, что Россия спасает христианские ценности во Франции, которая сама уже не способна их финансировать. Совершенно гениальный ход российской дипломатии, и, я думаю, что таких акций будет все больше и больше, – говорит Татьяна Кастуева-Жан. – Единственное, чем они могут быть ограничены, – это финансовыми сложностями, поскольку экономика России на сегодняшний день не ощущает себя достаточно сильной, как это было еще некоторое время назад, при высокой цене на нефть".

Война на Украине

XS
SM
MD
LG