Linkuri accesibilitate

«Стоп Орбан». Евросоюз начинает контрнаступление


12 сентября депутаты Европейского парламента большинством голосов одобрили так называемый «Доклад Сархентини» о нарушении основных прав и свобод в Венгрии, фактически призвав Совет Евросоюза ввести против нее санкции. За принятие документа проголосовали 448 депутатов, против – 197, 48 человек воздержались. Автор доклада, депутат от Нидерландов Юдит Сархентини, перед голосованием подчеркнула, что власти Венгрии ограничивают свободу Конституционного суда и прессы, жестко контролируют работу неправительственных организаций и образовательных учреждений властями, подвергают дискриминации цыган и бездомных.

По мнению госпожи Сархентини, это противоречит Ст. 2 Лиссабонского договора о Европейском союзе, по которому ЕС «основан на ценностях уважения к человеческому достоинству, свободе, демократии, равенству, верховенству права и соблюдению прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам», напоминает «Коммерсант».

Правительство Виктора Орбана подверглось критике с разных сторон – это и руководитель фракции Европейской народной партии Манфред Вебер, и заместитель председателя Европейской комиссии Франс Тиммерманс, и даже канцлер Австрии Себастьян Курц, который традиционно поддерживает Венгрию в миграционном вопросе.

В апреле 2017 года правительство Венгрии подписало новый закон об образовании, который регулирует деятельность неправительственных организаций и иностранных вузов. Помимо прочего, новый закон фактически поставил крест на Центрально-европейском университете, который в начале 90х годов создал Джордж Сорос и который, по иронии судьбы, когда-то окончил сам Виктор Орбан, теперь борющийся против влияния господина Сороса. В начале этого года было принято решение о переводе Университета из Будапешта в Вену.

В июне 2018 года правительство Венгрии приняло пакет инициатив под названием «Стоп Сорос», который узаконил санкции по отношению к неправительственным организациям, поддерживающим миграцию. Как напоминает «Ъ», принятые тогда же поправки в Конституцию запретили «заселение иностранных народностей» в Венгрию. Это был ответ Виктора Орбана на решение Брюсселя ввести квоты на распределение мигрантов по всей территории ЕС.

Решение Европарламента при самом жестком сценарии может ввести в действие Ст. 7 Лиссабонского договора, который дает основание лишить Венгрию голоса в европейских структурах. Однако Виктор Орбан заявил, что это не остановит его. «Вы берете на себя тяжкую ответственность, потому что впервые в истории Европейского союза в результате вашего голосования от принятия европейских решений может оказаться отстраненным целый народ», - заявил венгерский премьер, обращаясь к европейским депутатам на заседании в Страсбурге.

«Решение Европарламента – это мелкая месть политиков, поддерживающих миграцию», - заявил глава МИД Петер Сийярто и обвинил европейских депутатов в нарушении процедуры голосования. По его мнению, голоса воздержавшихся не были учтены, что якобы исказило результаты голосования. Сийярто добавил, что Венгрия будет искать правовые пути оспаривания решения Европарламента. Как позже выяснилось, Будапешт обратится в Суд Европейского Союза в Люксембурге, передает ТАСС.

Но не всё так просто. Когда в объединении целых 28 стран, которые пришли туда в разное время с разными стартовыми позициями и из разных эпох, уж простите мою патетику, да еще одна из стран вот-вот покинет объединение, сложно представить, чтобы они все держались единых позиций. Одно дело, когда речь о санкциях против России, которая у многих в Европе, откровенно говоря, вызывает страх и недоверие, и совсем другое – внутренний уклад жизни.

Скажем, Польша всегда была патриархальной страной с сильным влиянием католической церкви и не очень ровным отношением к национальным меньшинствам. Та же Венгрия до сих пор испытывает боль от поражения в Первой Мировой войне (в отличие от своего имперского собрата – Австрии) и от советского вторжения 1956 года, поэтому сегодня очень жестко реагирует на любые попытки диктовать ей волю извне – зря, что ли, Виктор Орбан боролся с коммунистическим режимом в конце 80х годов.

И вот сейчас Будапешт вполне ожидаемо получает помощь от Варшавы, а также от Праги. Союзники по Вышеградской четверке проявляют завидную солидарность не только в вопросе блокировки миграции, но и в теперешнем противостоянии с Брюсселем. Правда, венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто уверяет, что не видит свою страну вне Евросоюза, но это не мешает ему отстаивать национальные права и интересы в борьбе с ЕС.

«Еврокомиссия всё время призывает нас к солидарности. Что ж, я проявлю ее: я солидарен с Венгрией. Потому что она противится оказываемому на нее давлению, а также потому, что это касается не только Венгрии, но также и Польши, и Словакии, да, в конце концов, и Чехии. Вопрос только в том, кто следующим будет в этой очереди», - сказал в интервью чешскому телевидению президент этой страны Милош Зееман.

«Конечно, в интересах Чехии воспротивиться этому давлению, иначе оно может постигнуть и ее», - цитирует хозяина Пражского града РИА Новости. «…Только благодаря усилиям группы V4 [Вышеградской четверки – Польша, Чехия, Словакия и Венгрия] удалось уничтожить эту уродливую идею о квотах по обязательному распределению нелегальных беженцев по странам ЕС. От этой идеи сегодня отходит даже Германия, которая приглашением к себе мигрантов, включая сирийских, и вызвала миграционный кризис. Сейчас некоторые политики хотели бы группу V4 развалить, а я, наоборот, хотел бы ее укрепить, потому что впереди предстоят новые нелегкие политические сражения», - отметил президент Чехии.

«У каждой страны есть суверенное право проводить внутренние реформы, которые она сочтет необходимыми… Действия, направленные против государств-членов, способствуют лишь углублению разделения в ЕС, усиливая уже существующий дефицит доверия к европейским институтам», - заявляет, в свою очередь, министерство иностранных дел Польши. Газета «Коммерсант» напоминает, что Польша сама с прошлого года находится под угрозой европейских санкций из-за реформы судебной системы, которая может оказаться под контролем исполнительной власти. В связи с этим Варшава заявила, что не допустит санкций против Будапешта и готова использовать для этого право вето.

Против Польши и Венгрии серьезно настроены Германия и Франция. «Было важно сегодня напомнить, что страны не могут пользоваться преимуществами членства в ЕС, с одной стороны, и нарушать наши правила и ценности – с другой. На кону наша идентичность», – заявил представитель правительства Франции Бенжамин Гриво в день голосования против Венгрии.

Но даже в Западной Европе, отмечает парижская газета «Фигаро», не все критикуют «мятежников». «Если рассматривать разделение на Восток и Запад, как деление на новую и старую Европу, то видно, что некоторые исторические члены ЕС вроде Италии и Австрии занимают схожие с восточными странами позиции», – сказал директор департамента общественного мнения и бизнес-стратегии Французского института общественного мнения Жером Фурке (цитата по сайту «Фонд стратегической культуры»).

По мнению эксперта, в этом кроется большая проблема для Франции и Германии, которые по-прежнему пытаются сохранить европейское единство. «…Окружение Германии от Польши до Италии, от Чехии до Венгрии и Австрии занимает в этом вопросе всё более радикальную позицию и уходит с орбиты Берлина», – говорит французский эксперт.

В заключение снова процитирую министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто. «…В Западной Европе есть силы, которые заинтересованы в превращении Брюсселя в столицу единой Европы, в ослаблении национальных государств и в наступлении в Европе постнационального и постхристианского периода», - сказал он в интервью газете «Коммерсант».

Еще пять лет назад такая прямолинейность была редкостью в высших эшелонах власти европейских стран. Хотя нет, я ошибаюсь: в конце 2010-го – начале 2011-го три ведущих европейских политика на тот период – Ангела Меркель, Никола Саркози и Гордон Браун – признали провал политики мультикультурализма в Европе. Почему тогда этим словам не придали значения? И почему сегодня, в гораздо более очевидных обстоятельствах, аналогичные мнения из Варшавы, Праги, Будапешта, Вены, Рима, а сейчас еще и Стокгольма вызывают такое удивление и неприятие?

Читайте также:

Консервация венгерского консерватизма

Консервативная революция против либеральной контрреволюции

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG