Аргунское ущелье – одно из самых живописных мест в Чечне. В верховьях ущелья не первый год обещают построить горнолыжный курорт Ведучи. Но пока его главная достопримечательность – старинные боевые башни. Корреспондент "Кавказ.Реалии" побывал в этих местах и даже пересек границу с соседней Грузией.

Ушкалойские укрепления – боевые башни, кторые находятся в самом узком месте Аргунского ущелья. Они как будто вросли в скалу прямо у реки. Двенадцатиметровые башни построили еще в XI веке. Во время Второй мировой войны их разрушили почти до основания, но спустя десятки лет снова восстановили. Как рассказывают местные экскурсоводы, чеченские башни строились в скалах только после специального ритуала: землю под основание башни поливали молоком. Если оно не впитывалось, значит место под строительство было достаточно твердым.

Выше в горах находится районный центр – селение Итум-Кали. Там же начинается приграничная с Грузией зона. Чтобы попасть в нее, россиянам достаточно паспорта, а вот иностранцам нужен пропуск, который делают до двух месяцев. Отдельное разрешение необходимо для пересечения зоны контртеррористической операции в Шатойском районе. Несмотря на то, что Вторая Чеченская война кончилась много лет назад, зону КТО все еще регулярно объявляют.

Прямо у границы с грузинской стороны – вымершее селение Анатори, от которого остались только полуразрушенная церковь и склепы. В них до сих пор оставляют монетки и жгут свечи в память о предках. Из Тбилиси сюда едут по ухабистой дороге через горный перевал, зато без какого-либо разрешения. В провалах остались черепа и кости.

Неподалеку от границы высится главная древняя достопримечательность Чечни – "город мертвых" Цой-Педе.

Дальше по ущелью ехать нельзя. Но дорога у Цой-Педе не заканчивается. Через девять километров она пересекает российско-грузинскую границу и попадает в Хевсуретию возле грузинского селения Шатили. Чеченцы рассказывают, что эту трассу строили во времена самопровозглашенной Ичкерии, чтобы выезжать за рубеж, минуя Россию.

Лабиринт каменных башен грузинского Шатили сливается в цельную крепость, которая выдержала не одну осаду. В 1843 году войско одного из главных чеченских имамов – Шамиля – напало на поселение. Знаменитый военачальник Ахверды-Магома требовал, чтобы хевсуры отложились от русских и подчинились имаму. Согласно легенде, шатильцы не только отбились от врага, но убили Ахверды-Магому и сотню его подчиненных, потеряв только двух человек.

Летом в Шатили бушуют сильные ливни, а зимой сюда добираются только на вертолете – перевал заметает снегом. Поэтому постоянно здесь живут только пять семей. Остальные приезжают на лето пасти скот и обслуживать туристов.

Несколько башен крепости переоборудованы в гостиницы. В них проведено электричество, сделаны комнаты с кроватями и удобные балкончики. Правда, один из таких гостевых домов треснул, покосился и грозит обвалиться при очередном землетрясении.

Но пока что туристы спокойно бродят по улочкам и тщательно реконструированным надземным переходам между башнями. А с противоположного склона видно, что Шатили с двух сторон защищено как водой, так и крепостным рвом. Теперь в него без боя входят любые гости.

Местные жители рассказывают, что иногда в туристических местах башни реставрируют недостаточно бережно и заковывают их в цемент. От разрушения это спасает, но прежний вид башни утрачивают навсегда.

В хевсурских селениях есть особые часовни, вход в которые разрешен только жрецам хевисбери – это кто-то средний между священником и шаманом. Православие в Хевсуретии переплетено с древними верованиями.

Над Шатили дорога поднимается вверх – к перевалу Медвежий крест. С каждым километром Аргун становится все тоньше, а его исток скрывается под большим снежником.