Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Плахотнюк сыграл на опережение, пытаясь снять напряжение в диаспоре и обществе»


Председатель Демпартии Влад Плахотнюк выступил с личной инициативой, которую поддержала и его партия, об изменении избирательной системы и переходе к выборам по одномандатным округам. Какие цели преследуются, какие аргументы приводятся, и каковы шансы на то, что эта инициатива пройдет? Что может улучшить, и что – ухудшить одномандатная система в нынешней ситуации в Республике Молдова? Своим мнением делится журналист, комментатор и писатель Игорь Волницкий.

Свободная Европа: Лидер ДПМ заявил о решении «вместе с коллегами» продвигать, как он выразился, «идею избрания депутатов по мажоритарной системе». Через несколько дней ДПМ представит в парламент соответствующую инициативу. По сути, что это будет – законопроект о внесении изменений в Кодекс о выборах?

Игорь Волницкий: Да, именно так. Сейчас впору подумать о том, каковы шансы на успех у этого законопроекта.

Свободная Европа: Прежде хочу уточнить еще один момент. Возможны изменения Конституции, коль скоро предлагается и некий императивный мандат, а иными словами – право избирателей на досрочный отзыв депутатов? Следует же изменить ст. 68 Конституции, согласно которой, всякий императивный мандат недействителен?

Игорь Волницкий: Не думаю, что поднимается вопрос об изменении Конституции, она содержит положения общего характера и делегирует полномочия по установке правил электоральный игры иным законам, в данном случае – Кодексом о выборах. Полагаю, что речь идет о внесении изменений не в Конституцию, а только в Кодекс о выборах. Посмотрим, придется ли менять и смежное законодательство, но такие выводы мы сможем сделать лишь после того, как проект демократов будет передан в Постоянное бюро парламента.

Свободная Европа: Говорили мы и о шансах этой идеи…

Игорь Волницкий: Действительно, сейчас, по моему мнению, самое большое внимание следует уделить шансам на успех этого проекта.

Плахотнюк пользуется репутацией человека, который не сделает первого шага, если не уверен, что и второй шаг будет успешным

Намерение демократов звучало и ранее, пусть и на неофициальном уровне. Но было ясно, что они поступят именно так. Это проект закона, который на данный момент им выгоден. И это проект, который может рассчитывать на определенную поддержку в обществе.

Что касается шансов на успех, то лично я вижу несколько возможных сценариев. Перед тем, как изложить их, хотелось бы отметить, что Владимир Плахотнюк пользуется репутацией человека, который не сделает первого шага, если он не уверен в том, что и второй будет успешным. Наверняка у него есть несколько запасных вариантов, которые придают ему уверенности в том, что заявленный проект удастся. Как может проект стать законом?

Во-первых, думаю, будет предпринята попытка убедить парламентское большинство в его нынешнем составе. Мы все видели реакцию г-на Гимпу, который выступил категорически против. Но не исключено, что в ходе переговоров в рамках Альянса либералы пересмотрят свои позиции. Ведь не секрет, что рейтинг ЛП падает, и при действующей избирательной системе у либералов мало шансов пройти в будущий парламент.

Одномандатная или смешанная система выборов – вещь хорошая, но в государстве с очень развитой демократией

Если демократам удастся убедить Михая Гимпу и его однопартийцев, то, вероятнее всего, законопроект будет принят действующей парламентской коалицией. Если же этого не произойдет, то наверняка будет введен в действие план номер два. Это означает большинство, сформированное специально для данного случая депутатами, которые поддержат проект и проголосуют за него без того, чтобы покидать свои фракции и входить в составы других коалиций.

Третьим вариантом может стать широко обсуждаемый политический проект мега-социал-демократической партии, создание которой, как говорят, вполне возможно – путем привлечения 56-57 человек в результате перемещения депутатов из одной фракции в другую в рамках нынешнего парламента.

Существует и четвертый сценарий – вполне вероятный, на мой взгляд, особенно, с учетом реакции президента Додона, который, хоть и раскритиковал инициативу демократов, тем не менее, оставил себе поле для маневров. Мы все видели, что он вышел с некоторыми предложениями, в частности, по сокращению числа депутатов или по открытию дополнительных участков за рубежом. Это значит, что на данный момент возможны некоторые переговоры между ПСРМ и ДПМ, которые могут вылиться в компромиссный проект – смешанная система, сокращение числа депутатов, некоторое представительство для Приднестровья, о котором говорил Додон, и т.д.

Свободная Европа: Мы говорили о перебежчиках, о перемещении депутатов из одной фракции в другую. Именно одномандатные выборы, как говорил лидер демократов, могут вылечить ряд недугов, которыми страдает парламент, – парламентский туризм, подкуп депутатов. Реально ли это? Особенно, если учитывать, что Демпартия обеспечила свой нынешний вес, как говорят многие аналитики, именно за счет привлечения депутатов других партий.

Игорь Волницкий: Одномандатная или смешанная система выборов – вещь хорошая, но в государстве с очень развитой демократией. Она действительно повышает ответственность депутатов, да и избиратели себя проявляют иначе в рамках этой системы. Но проблема в том, что демократию в Республике Молдова с трудом можно назвать демократией. Это хрупкая, нефункциональная демократия, и не уверен, что она вынесет на себе одномандатную или даже смешанную систему выборов.

Г-н Плахотнюк говорил об идеальном варианте. Он говорил о ситуациях, при которых избиратели смогут осуществлять контроль над депутатами не только раз в четыре года, в день выборов, а ежедневно, и в период между выборами. Посмотрим, какой механизм будет предложен. Предполагаю, что имеется в виду отзыв депутатов, приостановление мандата или же его лишение. Думаю, что это будет судебный механизм.

Вопрос состоит в том, найдется ли достаточно политической воли на то, чтобы предоставить Приднестровью 6-7 мандатов

Если правосудие будет наделено определенными правами в вопросах отзыва депутатов, их лишения мандата, – будет и некий референдум, полагаю, но в любом случае результаты подтвердит, одобрит и узаконит судебная инстанция – тут же возникает резонный вопрос: наша судебная система настолько независима, что можно быть уверенным в том, что лишение мандатов не будет проводиться, исходя из каких-то других интересов, не интересов избирателей? Так что мы возвращаемся к главному вопросу – функциональности демократии.

Свободная Европа: Приднестровье и диаспора – как они найдут свое отражение в новом законодательстве?

Игорь Волницкий: Г-н Плахотнюк сыграл на опережение в этом вопросе. Полгода назад, когда Демпартия анонсировала реформу политического класса, а в публичное пространство в неофициальном порядке была вброшена идея о предстоящем пересмотре избирательной системы, был сформулирован и ряд опасений. Одно из главных как раз касалось представительства диаспоры.

По некоторым данным, за рубежом находится примерно треть наших избирателей. Звучали разные мнения, например, что в этих условиях диаспоре следует предоставить около трети мандатов, которые будут разыгрываться в округах, и неважно, при какой системе – стопроцентно одномандатной или смешанной.

И вот г-н Плахотнюк сыграл на этот раз на опережение, пытаясь, наверное, снять напряжение в диаспоре, а также в обществе в целом. Он заявил, что у диаспоры будет представительство в парламенте.

Сейчас следует посмотреть, как именно будет обеспечено это представительство. Не думаю, что диаспора сможет рассчитывать на треть мандатов, как говорилось на неофициальном уровне. Буквально на днях прозвучала реакция одного из представителей диаспоры, который говорил: «Мы требовали больше избирательных участков, мы не требовали пересмотра избирательной системы». Поэтому все выводы можно будет сделать лишь после того, как мы увидим предложенную в законопроекте формулу представительства диаспоры.

Несомненно, речь пойдет и о представительстве Приднестровья, особенно, если дело дойдет до четвертого сценария, о котором шла речь чуть выше. Если понадобятся голоса социалистов, то можно не сомневаться – это и будет их основным условием. Некоторые из ранее представленных расчетов, в том числе, показанных моими коллегами, продемонстрировали, что если решено будет идти по формуле смешанной системы, при которой половина депутатов избирается в одномандатных округах, и если мы соотнесем это с числом избирателей на левом берегу Днестра, то Приднестровью достанутся 6-7 мандатов.

Демпартия попытается укрепить позиции, удержаться у власти, а не только обеспечить свое представительство

Так что вопрос состоит в том, найдется ли достаточно политической воли на то, чтобы предоставить Приднестровью эти 6-7 мандатов, учитывая, что у нас нередко бывали ситуации, когда и один-то голос становился золотым. Готовы мы сейчас отдать приднестровцам 6-7 голосов? А если не 6-7 мандатов, то надо посмотреть, какую формулу предложат законодатели в ходе конкретного рассмотрения этих положений.

Свободная Европа: Насколько оправданной и обоснованной представляется вам критика со стороны парламентской и внепарламентской оппозиции, а также президента Игоря Додона?

Игорь Волницкий: Думаю, что при других обстоятельствах ни у одной оппозиционной силы не было бы проблем с изменением избирательной системы, потому что одномандатная или смешанная система выборов увеличивает шансы каждой партии на представительство в парламенте, в том числе, традиционно немногочисленных партий, известных в обществе только своими лидерами.

Присутствие в парламенте одного лишь лидера уже обеспечивает такой партии представительство в законодательном органе. Но при нынешней ситуации многие опасаются, что действующая власть, и, в частности, Демпартия попытается укрепить свои позиции в парламенте, попытается удержаться у власти, а не только обеспечить свое представительство в будущем законодательном органе.

Реакция оппозиции, разумеется, продиктована ее собственными интересами. Уверен, что если Демпартия, например, скажет: «Дорогая оппозиция, пересмотрим сейчас избирательную систему, но эти нововведения вступят в силу не на выборах 2018-2019 гг., а на следующих», – и я уверен, что проблемы отпадут, и все поддержат изменение системы выборов.

Свободная Европа: Вы считаете, что подобный вариант возможен?

Игорь Волницкий: Только теоретически, а практически, думаю, нет.

XS
SM
MD
LG