Linkuri accesibilitate

Марианне Микко: «У Молдовы нет общей границы с Россией, а у Эстонии есть! Мы выжили, и мы – в НАТО»


Интервью с вице-председателем ПАСЕ, бывшим руководителем парламентской делегации ЕС-Молдова

Свободная Европа: Г-жа Микко, скажите, прав Игорь Додон, когда говорит, что от подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Республикой Молдова граждане ничего не получили, поэтому договор следует пересмотреть? Для Молдовы лучше присоединиться к Евразийскому союзу?

Марианне Микко: Отвечу вопросом на вопрос: кто в Молдове принимает решения? Парламент или президент? Если еще парламент, то давайте посмотрим, как принимаются решения, как проходит голосование в парламенте. С этой точки зрения я бы сказала так: голос Додона – это всего лишь один голос.

Разумеется, я разочарована тем, что политическая элита Молдовы считает, что ЕС недостаточно хорош или недостаточно полезен для Молдовы. Или что Молдова не является частью Европы. Напротив, я считаю, что место Молдовы однозначно здесь, в Европе. Молдова принадлежит, вне всякого сомнения, Европе.

Свободная Европа: Вы думаете, что граждане Молдовы откажутся от безвизового режима с ЕС ради сближения с Россией?

Марианне Микко: Свободное перемещение в ЕС – одно из основных прав европейских граждан. Несмотря на то, что молдаване не являются европейскими гражданами в техническом смысле слова, они – европейцы, и, по моему мнению, они вправе свободно перемещаться в пределах ЕС.

В период 2004-2009 гг. я была среди тех, кто выступал за предоставление гражданам Молдовы права свободного передвижения в ЕС. С другой стороны, молдаване не должны чувствовать себя обязанными перед ЕС или считать, что они должны выражать свою признательность. Думаю, молдаване имеют право и заслуживают трудиться в любом месте Европы, если у себя дома они не находят достойную и хорошо оплачиваемую работу.

Я спрашиваю себя, чем объясняется драматичное падение доверия молдаван к Евросоюзу? Лет 12-13 назад, когда я ездила в Кишинев, все хотели в Европу

Зачем вынуждать их добираться в Европу с помощью аферистов, если благодаря Соглашению об ассоциации они могут сделать это легально, могут работать в ЕС и отсылать деньги домой, своим семьям. С другой стороны, не могу не сказать, что я разочарована слишком медленным сближением Молдовы с ЕС. Несколько лет назад Молдова была примером реформирования, и по темпам сближения с ЕС лидировала среди стран Восточного партнерства. Если действующий президент считает, что Молдова не является больше европейской, или не заинтересована больше в Европе, то такой подход не самый подходящий.

Свободная Европа: Ваша страна, Эстония, в некотором роде повторяет ситуацию Республики Молдова: обе они – бывшие советские республики, Эстония – член ЕС, Молдова – ассоциированное государство, но обе зажаты между интересами ЕС и России. Как удалось Эстонии уйти из-под влияния своего великого соседа?

Марианне Микко: Молдова и Эстония были в одинаковом положении в 1991 году. После декабря 1991 года все изменилось радикальным образом. Тогда, в 1991-м, эстонская политическая элита твердо решила, что Эстония берет курс на ЕС и НАТО. Другого не дано. Мы это решение приняли бесповоротно.

Кстати, нас отличает один существенный момент: у Молдовы нет общей границы с Россией. А у Эстонии есть! Несмотря на это, мы выжили, и мы – в НАТО. А Молдова упустила ценное время. Я понимаю – почему. Мой совет молдавской элите: будьте мужественны! Будьте решительны! Смотрите проблемам в глаза. Кто ваши соседи? Есть у вас общая граница с Россией? Где ваша граница с Россией? На расстоянии 1000 километров!

Если честно, я действительно не понимаю, почему Молдова готова зависеть от великой страны, которая находится так далеко. Если вы чувствуете себя европейцами, так проводите у себя реформы и найдите свое место здесь, в ЕС! Здесь перед вами раскрылись бы такие перспективы!

Это извечный и излюбленный маневр Кремля – с помощью пропаганды насаждать идею о том, что наших русских подвергают притеснениям

Да, Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена. Но, несмотря на это, ЕС остается лучшей моделью европейского сотрудничества, с преимуществами абсолютно для всех. Эстонцы в восторге от того, что наша страна входит в зону евро. Евро – прекрасная вещь для Эстонии. Я спрашиваю себя, чем объясняется это драматичное падение доверия молдаван к Евросоюзу? Лет 12-13 назад, когда я ездила в Кишинев, все хотели в Европу, молдаване верили в ЕС. Президентом был коммунист Воронин – и из четырех молдаван трое верили в ЕС. А сейчас лишь каждый второй сохранил эту веру. Почему? Как это объяснить?

Свободная Европа: Как влияет русскоязычное население на политику Эстонии? Как и в Молдове, в Эстонии большой процент русскоговорящих граждан…

Марианне Микко: Треть населения говорит на русском. Я скажу так: это извечный и излюбленный маневр Кремля – с помощью пропаганды насаждать идею о том, что наших русских подвергают притеснениям. Подчеркну: наших эстонских русских.

Нет никаких проблем. На дворе уже не 90-е годы. Эстония – член ЕС и НАТО. А это значит, что эстонцы, в том числе, эстонские русские пользуются всеми вытекающими из этого благами, в том числе, более высокими зарплатами по сравнению с Россией. Так что даже сравнивать нечего, преимущество явно на нашей стороне.

XS
SM
MD
LG