Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Указ Путина – первый шаг к признанию режимов на оккупированных территориях Украины»


Президент России Владимир Путин подписал указ о временном признании документов, удостоверяющих личность, дипломов об образовании, свидетельств о рождении и смерти и других документов, выданных в самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республиках». Подписанный в субботу указ подвергли критике посредники на мирных переговорах – Германия и Франция, которые расценили его как шаг, подрывающий минские соглашения.

Кремль и МИД России выступили в защиту решения, заявив, что оно продиктовано «гуманитарными соображениями», и что оно не вступает в противоречие с нормами международного права. Между тем, российская Госдума планирует в ближайшее время провести слушания по вопросу упрощения процедуры предоставления российского гражданства «соотечественникам, проживающим за пределами России», и, в частности, в непризнанной «Приднестровской молдавской республике». Своим мнением делится политолог, старший научный сотрудник Джеймстаунского университета (США) Владимир Сокор.

Владимир Сокор: Указ президента Путина – первый шаг к официальному признанию со стороны России режимов, ею же созданных на оккупированных территориях Украины. Признание не только паспортов, но и других документов, выданных незаконными властями самопровозглашенных «республик», возникших не без помощи самой России, является первым шагом к признанию этих режимов со стороны Москвы. Именно так расценивают указ Путина в Донецке и Луганске – как «первый шаг к международному признанию».

Разумеется, кроме России, никто в мире не признает документов, выданных в самопровозглашенных республиках. Но обращает на себя внимание тот факт, что этим указом Россия признает дипломы об образовании, выданные учебными заведениями на оккупированной территории, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки на транспорт. Именно в этом вырисовывается картина, явно схожая с ситуацией в Приднестровье, где Москва и Тирасполь в рамках переговоров в формате «5+2» пытаются вынудить Кишинев признать приднестровские дипломы об образовании и номерные знаки транспортных средств. Вот почему Молдове тем более важно не идти ни на какие уступки в этом вопросе – как ради собственной безопасности, так и из чувства солидарности с Украиной.

Это демонстрация со стороны России способности застать врасплох и Запад, и Украину, и правительства других государства

Потому что нельзя допустить, чтобы созданный Путиным прецедент в отношении Донбасса нашел свое продолжение в Приднестровье или в других местах, где Россия провоцирует конфликты подобного рода. Также вспоминается, что в 2008 году, за несколько месяцев до вторжения России в Грузию, Москва признала документы, выданные в Абхазии и Южной Осетии, контролируемых Россией, и установила прямые отношения с этими регионами. Прямые – это значит минуя Грузию.

Схожая ситуация наблюдается в Приднестровье, где г-н Рогозин является спецпредставителем президента Путина, а российские министерства и ведомства установили прямые отношения с Тирасполем через голову Кишинева. Россия постепенно выстраивает ситуацию, которая ведет к официальному признанию режимов, ею же созданных на территориях независимых государств.

Свободная Европа: Учитывая, что указ подписан тогда, когда в Мюнхене обсуждались вопросы безопасности, можно ли этот шаг рассматривать как ответ Кремля на сигналы, прозвучавшие на этой конференции, в частности, со стороны США?

Владимир Сокор: Разумеется, так оно и есть. Указ г-на Путина опубликован на сайте Кремля за несколько часов до начала встречи министров иностранных дел «нормандского формата» – России, Германии, Франции и Украины – на полях мюнхенской конференции. В момент начала встречи министры иностранных дел этих четырех стран еще не знали, что за час до этого на сайте Кремля был опубликован указ Путина. Они узнали об этом лишь после встречи.

Россия не намерена сразу же официально признать так называемые «Донецкую и Луганскую народные республики», чтобы шокировать своими действиями Запад. Но Россия будет идти к этому постепенно

Это демонстрация со стороны России своей способности застать врасплох и Запад, и Украину, и правительства других государства. Указ президента Путина носит временный характер.

В указе уточняется, что документы признаются «временно, на период до политического урегулирования ситуаций в отдельных районах Донецкой и Луганской областях Украины на основе Минских соглашений». В интерпретации России минские соглашения обязывают Украину признать режимы, созданные Россией на оккупированной территории, – именно это и имеет в виду Россия, когда говорит о выполнении минских соглашений: легализацию и признание незаконных образований официальным Киевом.

Украинское правительство на это, разумеется, не пойдет. И поскольку украинское правительство воздерживается от подобного шага, то есть не признает сепаратистские власти, то Россия решила признать их на основании соответствующего указа.

Свободная Европа: О чем говорит параллель, которую вы проводите с Абхазией и Южной Осетией? Какое развитие событий можно ожидать в украинском вопросе?

Владимир Сокор: Эта аналогия свидетельствует о том, что Россия придерживается планового подхода в этом вопросе, что она шаг за шагом идет к признанию незаконных образований, созданных и контролируемых ею на оккупированных территориях других государств.

Трамп окружил себя советниками, которые занимают твердую позицию в отношении России. Трамп сказал, что Россия должна вернуть Крым Украине

Россия не намерена сразу же официально признать так называемые «Донецкую и Луганскую народные республики», чтобы шокировать своими действиями Запад. Но Россия будет идти к этому постепенно, шаг за шагом, как действовала и в Абхазии и Южной Осетии, пытаясь избежать большого скандала, пытаясь не провоцировать Запад на решительные меры, надеясь, что ее действия будут восприняты как более или менее мирный процесс, на который Запад не обязательно должен отреагировать жестко.

Россия разочарована позицией США. С избранием Дональда Трампа президентом США Россия возлагала большие надежды на то, что Вашингтон пересмотрит свою политику, что удастся создать антитеррористический альянс между Россией и США, что ради этого США принесут в жертву интересы отдельных государств Центральной и Восточной Европы. Таков был расчет России, в значительной степени вызванный и необдуманными заявлениями нового президента, который лишен какого бы там ни было опыта в международных отношениях и далек от всех этих проблем.

Но дела пошли не совсем так, как надеялась Россия. Напротив, г-н Трамп окружил себя советниками, которые занимают твердую позицию в отношении России. Г-н Трамп сам сказал, что Россия должна вернуть Крым Украине.

Путин теряет надежду договориться с США за счет Украины и других стран

В Мюнхене по случаю конференции, на полях которой состоялось и совещание в «нормандском формате», в двустороннем порядке встретились госсекретарь США Рекс Тиллерсон и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Тиллерсон открыто призвал Лаврова уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Россия к такому повороту событий готова не была.

Кстати, можно заметить, что на телеканалах, в том числе, контролируемых Кремлем, наблюдается значительное снижение энтузиазма в адрес американской администрации. Комментарии в отношении американской администрации становятся все более осмотрительными и сдержанными, ни капли не осталось от той эйфории, которой эти телеканалы изобиловали еще пару недель назад.

Думаю, это одна из причин, побудившая Путина подписать соответствующий указ. Путин теряет надежду договориться с Соединенными Штатами Америки за счет Украины и других стран. Кремль теряет эту надежду. Именно поэтому Кремль и пошел на этот односторонний шаг – в сторону признания де-факто режимов, им же созданных на оккупированной территории на востоке Украины.

Свободная Европа: Что касается Приднестровья, то невольно напрашивается мысль, насколько опасно признание дипломов об образовании, номерных знаков транспортных средств – эти предложения присутствуют в памятном всем протоколе. Кроме того, насколько известно, глава приднестровского региона примет участие в думских слушаниях по упрощению режима предоставления гражданства для жителей Приднестровья. Если смотреть на все эти вопросы в комплексе, какой тактики придерживается Россия в отношении Приднестровья?

Владимир Сокор: В целом, предоставление жителям Приднестровья российского гражданства по упрощенной процедуре ведется уже не один год, и никаких препятствий в этом смысле не было. Россия предложила открыть свое консульство в Тирасполе именно для того, чтобы ускорить процесс предоставления гражданства приднестровским соискателям.

У Молдовы, по счастью, нет общей границы с Россией. И в этом смысле ей очень повезло

Республика Молдова отклонила это предложение, но, тем не менее, у России имеется если не консульство, то консульский пункт в Тирасполе, который предоставляет гражданство. По имеющимся данным, около трети населения региона обладает российским подданством. При этом многие приднестровцы обладают гражданством двух и даже трех государств.

Если Москва облегчит и ускорит предоставление российского гражданства жителям Приднестровья, если этот процесс примет общий характер на левом берегу Днестра, то мы опять же получим ситуацию, аналогичную той, что наблюдалась в Абхазии и Южной Осетии накануне российского вторжения 2008 года. В Абхазии и Южной Осетии процесс предоставления российского гражданства получил массовый характер. Практически все жители этих территорий получили российское гражданство – разумеется, без согласия Грузии, а нередко и без соответствующего ходатайства со стороны самих жителей.

Им предложили – и те согласились. Если этот процесс получит общий характер и в Приднестровье, то повторится абхазско-осетинский сценарий, который привел к официальному признанию Россией этих двух территорий. С той лишь разницей, что у Республики Молдова, по счастью, нет общей границы с Россией. И в этом смысле ей очень повезло.

Молдова не подвергается прямой военной угрозе со стороны России, но Россия нередко преподносит различные сюрпризы, ставя перед свершившимся фактом. И в этом смысле я должен еще раз приветствовать решительную позицию вице-премьера по реинтеграции Георге Бэлана, и позицию официального Кишинева, который после некоторых колебаний категорически отверг признание и дипломов об образовании, и свидетельств о регистрации транспортных средств, и номерных знаков. Несмотря на то, что в формате «5+2» в определенный момент все участники пытались надавить на г-на Бэлана. Но г-н Бэлан с честью выдержал это испытание.

XS
SM
MD
LG