Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Г-н Додон рад любому визиту, или у него мало шансов на путешествия»


Президент Игорь Додон посетил Иран, где встретился с главой Исламской Республики Хасаном Рухани. Это – третий зарубежный визит Додона в качестве главы государства. Как сообщала его пресс-служба, президент проявил интерес к сотрудничеству в сельскохозяйственной области и энергетической отрасли Ирана. Эту поездку Игорь Додон совершил в качестве президента Молдавской федерации шахмат по приглашению президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Зарубежные визиты молдавского президента – тема беседы корреспондента Свободной Европы Валентины Урсу с политическим аналитиком Владимиром Сокором.

Свободная Европа: После Москвы и Брюсселя Игорь Додон отправился в Иран. По вашим оценкам, какие выгоды может получить страна в результате бесед президента с иранскими чиновниками?

Владимир Сокор: Г-н Додон посетил Иран в частном порядке, по приглашению президента Международной федерации шахмат, россиянина Кирсана Илюмжинова. Следовательно, это частный визит. Думаю, г-н Додон рад любому зарубежному визиту, в противном случае у него мало шансов на путешествия.

Первый его визит был в Москву, как он и обещал, затем он поехал в Брюссель, что естественно. На этом, думаю, его шансы на зарубежные поездки кончаются. Разумеется, я имею в виду официальные визиты. Отношения с Румынией испорчены на личном и официальном уровне. Насчет Украины у г-на Додона тоже мало надежд. Поэтому – ездит, куда может. Вот Иран в частном порядке подвернулся...

Свободная Европа: В январе на встрече с Владимиром Путиным в Москве Игорь Додон заявил, что намерен денонсировать Соглашение о свободной торговле Молдовы с ЕС. Если на выборах-2018 Партия социалистов получит большинство – либо, возможно, посредством референдума. То же намерение он озвучил и в Брюсселе, но более завуалированно. Что произойдет в молдавско-европейских отношениях, учитывая желание г-на Додона повернуть Молдову лицом к Москве?

Владимир Сокор: Я всегда сомневался в намерении Игоря Додона попытаться аннулировать или денонсировать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В этом не заинтересована и сама Москва.

Вся пропагандистская машина г-на Плахотнюка работала на Додона – и против Майи Санду

Москва заинтересована в сохранении двойственной ситуации и, возможно, в пересмотре Соглашения между Молдовой и Евросоюзом в трехстороннем формате, с ее участием в этом процессе. Это – реальная цель. Идея с денонсацией Соглашения, думаю, предназначена для более радикальной части электората г-на Додона. В ходе визита в Брюссель мы все услышали то, что и ожидали услышать: Евросоюз считает, что Соглашение об ассоциации с Республикой Молдова – вопрос исключительно двух сторон, где нет места третьему участнику в лице России. Этого и следовало ожидать.

Предполагаю, и г-н Додон не ожидал другого ответа. Он вернется к своим избирателям в Молдове с «чистой совестью» и скажет: «Видите, я пытался, но не позволил Евросоюз».

Свободная Европа: Сейчас активно муссируется идея, что Игорь Додон и Владимир Плахотнюк договорились по внешнеполитическому вектору Республики Молдова. Действительно ли существует соглашение между ними? И что выиграет Молдова от этой договоренности, если она была?

Владимир Сокор: Плахотнюк и Додон – люди очень разные. Плахотнюк – тактик чистой воды, он играет вдохновенно, каждый день что-то импровизируя, без какого-либо дальнего прицела. Он мастер негативных сюрпризов, и в любую минуту может сделать неожиданный ход, который способен дестабилизировать и взбудоражить внутреннюю политическую ситуацию.

У г-на Додона – совершенно другой склад. Это жесткий человек с крепко вбитыми идеями, нацеленными на долгосрочную перспективу. Г-н Додон заглядывает далеко вперед, он мечтает о Молдове, которая займет «золотую середину» между Россией, с одной стороны, и Западом – с другой.

Но г-н Плахотнюк будет маневрировать, в зависимости от международной ситуации. Однозначно, какая-то договоренность между ними существует. Во-первых, ясно, что это г-н Плахотнюк сделал г-на Додона президентом. Вся пропагандистская машина г-на Плахотнюка во втором туре президентской гонки работала на Додона – и против Майи Санду. Г-н Додон своим сегодняшним положениям обязан г-ну Плахотнюку.

В Молдове существуют две параллельные власти

С другой стороны, г-н Плахотнюк хочет получить допуск к Москве, как любой молдавский лидер. Г-н Плахотнюк не в ссоре с Москвой, но доступа у него к Кремлю нет. И я уверен, со стороны г-на Плахотнюка имеется какой-то интерес в том, чтобы пробить дорогу в Москву с помощью г-на Додона, за которым числится определенный «долг» перед Плахотнюком.

Свободная Европа: В каком тогда направлении пойдет Молдова – с пророссийским президентом и проевропейской властью?

Владимир Сокор: Я не считаю эту власть проевропейской, разве что на уровне лозунгов. Об этом четко сказали и европарламентарии в своих интервью Свободной Европе, в том числе, и лично вам, Валентина. В Брюсселе вы провели ряд полезных и познавательных интервью с европарламентариями, которые более чем ясно дали понять, что они недовольны проевропейской риторикой официального Кишинева, не подкрепленной реальными реформами.

И европарламентарии по этому случаю напомнили, что выделение европейских фондов, тех дополнительных 100 млн евро, обусловлено практической реализацией Соглашения об ассоциации. Зигфрид Мурешан ясно сказал, что предоставление 100 млн евро увязано с пакетом реформ, что найдет отражение в документе, адресованном официальному Кишиневу. Так что условия будут вполне конкретные.

Свободная Европа: А реформы все-таки будут? Насколько осознает необходимость реформ наша сегодняшняя власть – и насколько ответственно она подходит к этим вопросам?

Владимир Сокор: Те, кто руководят Республикой Молдова, не заинтересованы в проведении реформ. Потому что реформирование, в частности, системы правосудия, прокуратуры, финансового сектора не позволит больше нынешней власти грабить государство. Когда я говорю «грабить государство», я не имею в виду конкретных людей в правительстве, я имею в виду систему, пирамиду, воздвигнутую г-ном Плахотнюком, на самой вершине которой находится он сам, – всю эту вертикаль власти, которая выдаивает финансовые потоки государства, живя за их счет.

В значительной степени благодаря решениям г-на Плахотнюка, система реинвестирует незаконные доходы в содержание госаппарата, который сохраняет политический контроль со стороны г-на Плахотнюка.

Молдова опять охвачена синдромом бесконечных выборов

В Молдове существуют две параллельные власти. Одна – официальная, государственная, которая в действительности не располагает слишком большой властью, и другая – неофициальная, власть г-на Плахотнюка, которая обладает реальной властью и на центральном, и на местном уровне. Непросто содержать такой аппарат, это мощный аппарат власти, который включает формальную и неформальную местную администрацию, СМИ, сильный конгломерат, целую армию блогеров, троллей и консультантов, саму Демпартию, подкуп парламентариев – все это стоит больших денег.

И можно не сомневаться, что эти деньги реинвестируются за счет доходов, полученных в результате контроля финансовых потоков.

Свободная Европа: Вы даете понять, что политические игроки уже готовятся к парламентским выборам, и их меньше интересует благосостояние граждан и страны?

Владимир Сокор: Да, разумеется. И я бы добавил, что Молдова оказалась в очень невыгодной, даже вредной ситуации, которую можно охарактеризовать как синдром перманентных выборов. Не улеглись еще страсти президентской кампании, искусно срежиссированной г-ном Плахотнюком – не без помощи, кстати, Конституционного суда, что отвлекло внимание от программы реформ – и вот уже у всех на устах парламентские выборы, возможно, даже досрочные, уже в этом году, или очередные, в 2018-м.

Мы все видели, кто входит в команду советников г-на Додона, это люди неопытные, без должного образования, люди, которые не владеют английским языком

Все парламентские партии думают о выборах, выстраивают свои политические стратегии в зависимости от выборов, возможно, что и досрочных. Только и разговоров, что о возможном реформировании избирательной системы, опять же предложенной г-ном Плахотнюком в интересах Демпартии. Эта возня отвлекает энергию, отвлекает внимание и мешает сосредоточиться на реформах.

Молдова опять охвачена синдромом бесконечных выборов. Это тоже издержки системы управления через парламентские партии, что мешает реализации реформ, точнее, способствует их блокированию.

Свободная Европа: В другой связи, прошла информация, что летом в Кишиневе будет открыто бюро по связям НАТО. В рамках своего визита в Брюссель глава государства Игорь Додон выразил по этому поводу свое негативное отношение. Как в дальнейшем будут развиваться отношения между Республикой Молдова и Североатлантическим альянсом?

Владимир Сокор: Что касается нейтралитета Республики Молдова, то г-н Додон просто опозорил Республику Молдова в Брюсселе, продемонстрировав свое невежество в вопросах политики Евросоюза, а затем и политики Североатлантического альянса. НАТО никому ничего не гарантирует, кроме безопасности своих членов. Кроме того, НАТО не гарантировал и никак не поддерживал нейтралитет той или иной страны. Нет ни единого примера в этом смысле.

Г-н Додон просто не в курсе этого вопроса. Президент без элементарных знаний – это не к лицу Республике Молдова, но факт сам по себе меня не удивляет. Мы все видели, кто входит в команду советников г-на Додона, это люди неопытные, без должного образования, люди, которые не владеют английским языком и напрочь прикованы к информационному пространству российской пропаганды.

Кстати, аналогичную критику я высказывал в свое время и в адрес команды г-на Воронина, который тоже был не в курсе международных дел, кроме так называемого русского мира. Это все приводит к неверным решениям. Мы не должны делать хорошую мину при плохой игре, как не должны и злорадствовать по поводу того, что президент Республики Молдова проявляет подобное невежество, что у него далеко не самые удачные советники. Этот факт должен беспокоить.

Мы должны пожелать г-ну Додону более высокого уровня компетентности в вопросах внешней политики, в надежде, что это даст ему возможность проявить больше внимания к национальным интересам страны.

Что касается бюро НАТО в Кишиневе, то лично я – убежденный сторонник Североатлантического альянса и его расширения на Восток. Но в случае Республики Молдова я невольно задаюсь вопросом: а что это даст Молдове? Республика Молдова практически не имеет армии, то есть, на бумаге-то она есть, но это же небоеспособная армия. Да и в чем состояла бы роль, значение, миссия реальной армии, если бы Молдова могла позволить себе расходы на содержание такой армии?

Бюро НАТО в Кишиневе состояло бы из двух человек, оба – гражданских лица, оно превратилось бы в читальный зал, в конференц-зал – и ничего более.

Свободная Европа: Особенно, если учитывать, что такое же бюро есть и в Москве, и никого это не беспокоит…

Владимир Сокор: Разумеется, и в Москве это очень даже весомая структура. А глава московского бюро НАТО был в ранге посла, это гражданин Германии, прежде он был в Республике Молдова, но это так, между прочим. Что касается бюро НАТО в Кишиневе, то эта служба будет иметь чисто символическое значение, без какой-либо «добавленной стоимости», как говорится.

Москва не пошла навстречу г-ну Додону, потому что Москва хочет вести переговоры с реальной властью

Но г-ну Додону пришлось бы, в силу своей должности, потребовать, во-первых, вывода российских войск с территории Республики Молдова, которая является нейтральным государством. И если г-н Додон противится открытию бюро НАТО в составе двух гражданских сотрудников, но при этом не требует вывода российских войск с территории Республики Молдова, то возникают сомнения насчет того, понимает ли он национальные интересы государства, главой которого он стал с помощью г-на Плахотнюка.

Свободная Европа: Когда появятся первые плоды диалога Игоря Додона с Владимиром Путиным?

Владимир Сокор: Г-н Додон вернулся из Москвы с пустыми руками, он не получил ничего. Он просил Россию о некоторых уступках, в частности, в вопросах открытия рынка для молдавских товаров и решения проблем молдавских мигрантов, работающих в России. Как совершенно ясно дал понять вице-премьер, министр экономики Октавиан Калмык в интервью Свободной Европе, Кишинев надеялся, что г-н Додон получит уступки со стороны России, и, тем самым, облегчит ситуацию для молдавского правительства.

Но Москва не пошла навстречу г-ну Додону, потому что прекрасно понимает, что г-н Додон лишен конституционных или каких-либо реальных полномочий. Москва хочет вести переговоры с реальной властью. К сожалению, реальная власть такая, какая есть, и Москва ей также не даст никаких послаблений, но – вступит с ней в торг, соглашаясь на уступки постепенно и по капле, в частности, в вопросах открытия рынка для молдавских товаров или начала переговоров по мигрантам.

Москва вступит в этот процесс переговоров с официальным Кишиневом, пытаясь добиться, в свою очередь, уступок со стороны молдавской власти. А г-ну Додону нечего предложить Москве взамен. Напротив, России есть что потребовать у официального Кишинева. Вот почему г-н Рогозин вместе с другими российскими чиновниками прибудут в Кишинев, чтобы вести переговоры с правительством, а не с президентом. Ну, а г-н Плахотнюк конечно же попытается воспользоваться этими реальными переговорами, чтобы протоптать себе дорожку в Москву.

XS
SM
MD
LG