Linkuri accesibilitate

Юлиан Кифу: «Конфронтация в зоне контакта русского мира и Украины – первостепенный вопрос для Запада»


По мере того, как все больше военных и все больше вооружения прибывает в Европу для укрепления потенциала НАТО на восточном фланге, усиливаются и фальшивки в международных СМИ, особенно, в российских – насчет этих перемещений, согласованных на последних, уэльском и варшавском, саммитах организации. Известный чешский «мозговой центр» приводил в одном из исследований конкретные примеры, в том числе, о 87 единицах военной техники, выгруженной в Германии в первых числах января. На некоторых сайтах, в частности, агентства Donbass News, цифра была завышена до 3.600 танков. В интервью Свободной Европе румынский эксперт, экс-советник президента Траяна Бэсеску по вопросам безопасности Юлиан Кифу рассказывает о том, что сегодня происходит в реальности на восточном фланге НАТО.

Юлиан Кифу: НАТО – организация демократических государств. Это ответственный и прозрачный союз. Все его действия предпринимаются на базе решений стран-членов, согласованных на саммите НАТО в Уэльсе. Первое решение касается укрепления защиты союзников в условиях аннексии Крыма и российской военной агрессии на востоке Украины.

После этого на варшавском саммите НАТО был дан старт политике сдерживания. Все эти перемещения войск, ротационные совместные учения проводились с оповещением всех партнеров, гласно и открыто. И, естественно, ни о каком переходе «границ согласованного» не может быть и речи.

Имеется в виду создание центров командования в шести странах на востоке Европы, являющихся членами НАТО. Эти центры призваны, в случае возникновения кризисной ситуации, проследить за тем, чтобы ротационные силы работали, учения проводились, а при повышенной угрозе они должны обеспечить в течение 48 часов развертывание сил быстрого реагирования НАТО, общая численность которых доведена до 30 тыс. человек.

После этого, если дело коснется 5-й статьи – коллективная оборона, – в течение двух недель могут быть задействованы все категории союзнических войск. Так что ничего секретного и сверхнового нет. Более того, если внимательно посмотреть на восточный фланг, то мы увидим, что соотношение сил существенно ниже того, что было когда-либо в этих государствах.

НАТО вправе перебросить в Румынию или в другую точку восточного фланга свои силы для пресечения любой формы агрессии

Приведу в качестве примера Румынию. Румыния располагала армией численностью 350 тыс. человек. Сейчас у нее армия в составе 90 тыс., в том числе 75 тыс. военнослужащих и 15 тыс. гражданских лиц. Это профессиональная армия, гибкая, обороноспособная, которая участвовала в военных операциях. Начиная с 2001 года, у нас насчитываются, как минимум, 45 тыс. военнослужащих, которые поочередно участвуют в военных операциях, что поддерживает высокий уровень профессионализма. Так что речь идет не о подготовке в кабинетах, на карте или на полигонах в Румынии.

Но политику сдерживания невозможно провести при том уровне вооружений, которым располагает сегодня Румыния или, скажем, Польша. Речь идет о пропорциональной силе. Здесь даже цель такая не ставилась – обеспечить абсолютно все необходимое для того, чтобы сбалансировать угрозу. Речь, скорее, о неких символах – показать этими совместными командными пунктами и сопутствующими им элементами, что союзники не собираются сидеть сложа руки и намерены поддерживать страны, являющиеся членами Альянса.

Если когда-либо развернется условно-военная или гибридная агрессия, все союзнические силы будут задействованы незамедлительно. Иными словами, любому агрессору придется иметь дело со всем Альянсом. Это – северная символика. На юге символика другого содержания. Здесь идет речь о бригаде численностью 5 тыс. человек, половину которой обеспечивает Румыния, а вторая половина формируется за счет различных стран НАТО. Этой формулой НАТО подтверждает, также символически, готовность свободно развернуть свои силы на всей территории Альянса.

Иными словами, НАТО вправе перебросить в Румынию или в другую точку восточного фланга свои силы из других стран-членов НАТО, для пресечения любой формы агрессии. Все возможные операции определены на уровне Альянса. Это чисто символические элементы, и никто и в мыслях не допускает, что с помощью тех 5 тыс. или 87 танков, которые сегодня есть, но, завершив учения, которые вернутся обратно, можно будет противостоять явно превосходящим силам потенциального противника.

Речь не о фейках, а о вмешательстве России в процессы демократических выборов на европейском и трансатлантическом уровне

Так что это – чисто символические элементы, которые сводятся к заверениям Альянса о готовности защищать всех своих членов.

Свободная Европа: Какие «утки» встречаются наиболее часто в материалах и комментариях вокруг размещений НАТО? Эти 87 танков, которые превратились в 3,6 тыс. – лишь один пример. Были и другие, например, что НАТО готовится к конфронтации с Россией, – и она должна была состояться после инаугурации Трампа… Вы с какими подделками сталкивались?

Юлиан Кифу: Таких подделок достаточно много. На данный момент западный рынок кишит предположениями, связанными с коварным вмешательством в дела западных стран. Мы все в курсе скандала касательно вмешательства России в выборы в США, мы видели знаменитый доклад американских спецслужб, представленный, в том числе, президенту Трампу. Это крайне интересный 35-страничный материал. Известны и предостережения других служб – польских, чешских. И Германия обеспокоена возможным участием России в своих предстоящих выборах.

Но здесь речь не о фейках, не о подделках, а о настоящем вмешательстве России в процессы демократических выборов на европейском и трансатлантическом уровне с целью вбить клин в трансатлантические отношения, расколоть Европу, взять курс на политику силы, при которой Россия разговаривает на тему сфер влияния только с крупными державами.

Свободная Европа: У вас не складывается впечатление, что никто не знает, чем отвечать на такую стратегию?

Юлиан Кифу: На данный момент есть несколько формул противодействия на национальном уровне. В США уже существует закон, призванный защитить все страны мира от подобной агрессии, от информационной войны. И на уровне НАТО, и на уровне Европейского союза есть два стратегических направления.

В Евросоюзе это агентство по выпуску новостей на русском языке, для опровержения фейков. В отношении НАТО все идет на более глубоком уровне, я говорю об этом со знанием дела, так как сам причастен к этим усилиям, связанным как с элементами противодействия информационной войне, так и с составляющими психологической операции, которая включает борьбу с троллями, предотвращение вбросов в виртуальное пространство и т.д.

Cчитаем свои долгом предостеречь и Республику Молдова: мы не допустим создания российского анклава за спиной Украины

Иными словами, прежде всего необходимо осознать, что такое явление действительно имеет место – информационная агрессия. И в равной степени существует реакция западных государств, западных институтов на эти реалии. Но, думаю, в очень недалеком будущем все больше мы начнем видеть результаты такого типа реакций. Разумеется, здесь многое зависит и от самих государств. Например, в Республике Молдова прошли очень результативные дебаты, я даже участвовал в них. И на уровне Республики Молдова тоже принята соответствующая информационная стратегия – пусть и с некоторыми недоработками, неуклюжестями, но – принята.

Думаю, сейчас можно говорить и о возможностях, и об ответственности правительства – чтобы позаботиться о таких элементах здесь, дома, чтобы создавать и развивать их.

Пока это конкретные элементы, но, думаю, недалек тот день, когда очень большое значение будет носить поведение Российской Федерации и по этому сегменту, потому что именно это и будет определять, открывать или закрывать containment, применять или нет к России вариант холодной войны.

Этот тезис и соответствующий проект находятся на столе администрации Трампа, где и будет принято решение. Одно могу сказать с уверенностью – поддержка Украины продолжится, и конфронтация на востоке Украины или в Крыму, или в зоне контакта между русским миром и Украиной – первостепенные вопросы для Запада. С этой точки зрения считаем свои долгом предостеречь и Республику Молдова: мы не допустим, чтобы события здесь развивались в сторону создания российского анклава за спиной Украины.

XS
SM
MD
LG