Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Пересмотр избирательной системы – единственный шанс выжить для ДПМ»


Все чаще эксперты говорят о предстоящем пересмотре системы выборов. Складывается впечатление, что никто уже не ставит под сомнение намерение власти и, прежде всего, ДПМ перейти к смешанной системе, при которой одна половина депутатов избирается по партийным спискам, и вторая – по одномандатным округам. Какие выгоды преследуются, и кто выиграет?

Свободная Европа: Г-н Волницкий, секреты в Республике Молдова хранятся свято, пусть и в больших группах. Например, некоторые считают, что изменение действующей системы выборов – дело практически решенное. Кроме того, говорят, что за этим последуют и досрочные выборы. Вы разделяете такие предположения?

Игорь Волницкий: Да, это, по сути, это единственный шанс для нынешней власти не только удержаться у руля, но и вообще пройти в парламент. Потому что соцопросы показывают крайне низкий рейтинг правящей коалиции, в том числе, ее стержня – Демпартии. Соответственно, для нее, как и для остальных составляющих коалиции, единственный шанс выжить политически – это именно пересмотр избирательной системы.

Одномандатная или смешанная система дает максимальную отдачу только в условиях развитой демократии

Свободная Европа: А сами избиратели что хотят? Считается, что избиратели выступают за смешанную систему…

Игорь Волницкий: Да, как правило, люди хотят сами выбирать своих руководителей, идет ли речь о президенте страны, о главе местной администрации или депутатах. Поэтому на данном этапе можно предположить, что эту идею граждане поддержат – пусть и без большого шума, без большой рекламы закона об изменении системы выборов.

Известно, что люди неоднократно выражали недовольство по поводу того, что избранные ими депутаты после выборов практически выходят из-под контроля со стороны общества и теряют связь с избирателями. С этой точки зрения, если власть действительно материализует свои намерения, о чем в последнее время идут очень настойчивые разговоры, то я считаю, что ей придется потратить немного усилий на то, чтобы убедить электорат.

Свободная Европа: С другой стороны, оппозиция утверждает, что смешанная избирательная система, которую продвигает ДПМ, опасна. Почему?

Игорь Волницкий: Это действительно так. Потому что одномандатная или смешанная избирательная система дает максимальную отдачу только в условиях развитой демократии. При хромающей демократии, каковой является Республика Молдова, при хрупкой демократии, чтоб не сказать – при нефункциональной подобная система влечет за собой ряд рисков.

Могу привести тысячу и один пример, когда депутаты продаются, как помидоры на базаре

Прежде всего, речь идет о маскировке подлинных намерений тех, кто будет баллотироваться в рамках такой системы. Скажем, один баллотируется как независимый кандидат, но на деле представляет определенную политическую силу, а свое истинное лицо покажет только после выборов. Или же кандидат выдвигается одной партией, но после выборов становится ясно, что в действительности он представляет другое политформирование. Это наша старая проблема – моральная чистоплотность молдавских политиков.

Свободная Европа: «Мы, как социал-демократы», – говорил на днях лидер ДПМ Влад Плахотнюк, – «считаем, что Республика Молдова нуждается в новом политическом классе, более компетентном и, разумеется, более ответственном». Почему бы новой избирательной системе не породить, как нам говорят, и новых политиков, более близких к народу?

Игорь Волницкий: Теоретически изменение политического класса возможно, в том числе, в рамках пересмотра системы выборов, независимо от того, какую форму она в конечном счете приобретет. Другой вопрос, какие дополнительные меры будут сопутствовать переходу к новой системе.

Если просто пересмотреть законодательство о выборах и постановить, что половина депутатов или даже все 101 депутат парламента будут избираться гражданами напрямую, проблемы мы не решим. Одновременно с таким новшеством необходимо внести изменения и в других действующие законы, в том числе, в законодательство об административной и уголовной ответственности, в другое смежное законодательство.

Свободная Европа: Вы даете понять, что настала пора ввести ограничения для политических «перебежчиков»? Иными словами, если человек проходит как независимый кандидат, то он в том же качестве должен работать в парламенте?

Игорь Волницкий: Именно это я и имел в виду. Более того, ввести надо даже уголовную ответственность. Понимаю, что это звучит слишком сурово, но это, я считаю, неизбежно при той нефункциональной демократии, что есть у нас. Могу привести тысячу и один пример, когда депутаты продаются, как помидоры на базаре. Очень часто совершенно очевидно, что депутата шантажируют, заставляют принимать то или иное решение.

Оппозиция претендует на то, что именно она представляет интересы диаспоры. Какое место будет отведено диаспоре в одномандатной или смешанной системе?

В таких условиях необходимы очень четкие положения: если ты заявляешь о намерении быть предельно ответственным перед своими избирателями, предельно честным с ними, если ты прошел в парламент как независимый – им и оставайся до конца мандата. Если же решил пересмотреть свои взгляды – сложи мандат, а не сложил – отвечай по закону. Только так.

Свободная Европа: Кто мог бы обеспечить проведение реформы именно на таких условиях?

Игорь Волницкий: Думаю, это должна сделать, прежде всего, оппозиция. Именно оппозиция находится в крайне затруднительном положении. С одной стороны, она не может противиться этим изменениям, потому что последнее слово за парламентом – тем более, что и граждане, как я сказал чуть выше, поддерживает такие перемены. И оппозиция остается один на один перед народом и парламентом. С другой же стороны, очевидно, что эта система ей не выгодна.

Следовательно, по моему мнению, если встанет вопрос об изменении избирательной системы, то самое умное, что может сделать оппозиция, – не противиться, но при этом настаивать и на пересмотре смежного законодательства, чтобы исключить в будущем любые факты коррупции, возможные подкупы депутатов, любые проявления «политического туризма» и т.д.

Именно на этом направлении оппозиция и должна сконцентрировать всю свою энергию. Или вот другой момент. Оппозиция сейчас претендует на то, что именно она представляет интересы диаспоры. Какое место будет отведено диаспоре в этой одномандатной или смешанной избирательной системе? Вот над этими вопросами должна работать оппозиция, и работать должна уже сейчас, а не ждать, пока власть пересмотрит систему, народ зааплодирует, а она, оппозиция, останется на бобах.

Свободная Европа: ДПМ, даже укрепив свое присутствие в парламенте за счет перебежчиков из ПКРМ, все равно не сможет в одиночку изменить избирательную систему. Кто еще в законодательном органе выступает за ее пересмотр, а значит – за досрочные выборы?

Игорь Волницкий: Должен напомнить, что в последнее время все больше разговоров идет о том, что сразу же после возобновления работы парламента последуют уходы из других фракций. Это не официальная информация, но в ее основе лежат, в том числе, заявления о предстоящем создании – официальном или неофициальном – большинства в составе 50 и более депутатов, которых окажется достаточно для принятия закона об изменении избирательной системы.

Мы не можем знать, кто окажется под ударом, – возможно, одна фракция, а возможно, что и все

Какова ситуация на данный момент? Сейчас в парламенте есть ПСРМ, которая ни коем случае не станет голосовать за новую систему, потому что ей это невыгодно; есть коммунисты, которые так же против пересмотра избирательной системы – и это ясно из заявлений представителей этой партии. Есть ЛДПМ с довольно сдержанным отношением к вопросу, но отдельные представители партии открыто говорят, что не стали бы голосовать за изменение системы, так как это означало бы укрепление позиций действующей власти, то есть ДПМ. И еще есть ЛП, которая, если и не говорит «нет», то нередко дает понять, что не намерена голосовать за пересмотр действующей системы.

Таким образом, даже существующая сегодня в парламенте мажоритарная коалиция не стала бы поддерживать такую инициативу. И если ДПМ захочет провести ее в жизнь и довести до конца, ей придется в срочном порядке «оторвать» еще пару-другую депутатов от других фракций. Это правильное позиционирование с точки зрения ДПМ, думаю, что именно такого развития событий и следует ожидать. Если социалисты откажутся голосовать, если не станут голосовать коммунисты, либеральные демократы и либералы, то это смогут сделать отдельные депутаты данных фракций.

Свободная Европа: Из всех фракций – или конкретно от одной?

Игорь Волницкий: Я говорил обо всех фракциях в целом, потому что мы не можем знать, кто окажется под ударом, – возможно, одна фракция, а возможно, что и все. В самое ближайшее время мы получим ответы.

Свободная Европа: Так или иначе, намерение провести реформу станет тестом в парламенте?

Игорь Волницкий: Это так. Потому что без перемен, способных встряхнуть на макроуровне деятельность парламента, такая реформа – если исходить из того, что это реформа – просто невозможна. Поэтому я считаю, что определенные изменения неизбежны, и эти изменения могут наложить отпечаток на всю молдавскую политику в целом.

XS
SM
MD
LG