Linkuri accesibilitate

Октавиан Калмык: «Экономические агенты Молдовы нашли альтернативные возможности для экспорта»


Министр экономики Октавиан Калмык разочарован, что визит молдавского президента Игоря Додона в Москву не привел к отмене торговых ограничений, которые в 2014 году ввела Россия. Около года Калмык участвовал в переговорах по снятию ограничений, и сейчас надеялся, что встреча между двумя президентами поставит точку в этом вопросе. В интервью Свободной Европе министр поставил под сомнение слова молдавского президента, который сказал в Москве, что Соглашение об ассоциации с ЕС не принесло Молдове никаких выгод, и что его необходимо денонсировать.

Октавиан Калмык: ​Статистика свидетельствует о другом. В последние годы, с момента подписания Соглашения об ассоциации и Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом, отмечается диверсификации экспорта и массовая переориентация – из Молдовы от традиционных рынков на европейский рынок. Так, в 2016 году 65% молдавского экспорта было отправлено на рынок ЕС, тогда как несколько лет эта доля составляла до 50%. Иными словами, объемы поставок на европейский рынок выросли более чем на 15%.

Свободная Европа: Но если присмотреться более внимательно к статистике, складывается впечатление, что этот рост произошел на фоне снижения экспорта. Например, в 2015 году экспорт в ЕС сократился на 2,3% при общем снижении объемов поставок на 16%. Отсюда и вывод, что доля экспорта, ориентированного на европейские рынки, выросла именно на фоне снижения экспорта в другие страны…

Октавиан Калмык: С точки зрения стоимости, в 2015 году было снижение по экспорту. Но с количественной точки зрения снижения не происходило. Была корректировка цен на экспортируемые товары. Потому что тогда рухнул и рынок энергетических ресурсов на международном уровне, и рынок нефтепродуктов, и природного газа, и электроэнергии. Были определенные корректировки. Соответственно, их удельный вес в стоимости экспортированной продукции снизился, а в результате уменьшились и показатели экспорта в денежном выражении.

С другой стороны, количественные показатели не отличались от исторически сложившихся, объемы экспорта не изменились. Следует отметить, что наши отношения с традиционным рынком СНГ у нас пошли на убыль с 2000 года, когда Российская Федерация впервые стала применять тарифные и нетарифные методы в отношении товаров молдавского происхождения. И этот спад стал более заметным после 2014 года, когда тарифные меры были применены к большинству молдавских поставок.

На последующие годы предусмотрена еще одна программа поддержки бюджета на сумму свыше 100 млн евро

Плюс ко всему, были введены известные требования и изъятия из режима свободной торговли, ужесточились условия к спискам компаний с правом экспортирования, и многие другие требования, которые, на самом деле, в соответствии с международными нормами можно расценивать как барьеры на пути торговли. Это привело к тому, что, начиная с 2013 года, доля торговли с СНГ снизилась с 38% до 20% в 2016-м. Торговля с Российской Федерацией сократилась с 26% до 12% в 2016 году. Практически, торговля с Россией на данный момент незначительна.

Все это привело к тому, что экономические агенты из Молдовы нашли альтернативные возможности для экспорта, в основном, на европейском рынке – но не только, потому что открылись и новые рынки в регионе, рынок Турции, рынок Китая и Средиземноморского региона, куда пытается проникнуть молдавская продукция. Конечно, это сложный процесс, но здесь налицо восходящий тренд.

Свободная Европа: Как бы вы возразили президенту, который сказал, что Соглашение ограничивает возможности экономического роста?

Октавиан Калмык: Я не хочу вступать в полемику с президентом, но должен сказать, что договор с Евросоюзом – это комплексный документ, у которого несколько составляющих. Есть экономическое измерение, которое регулирует, в том числе, торговые отношения.

Другая составляющая – это доступ к финансированию, или финансовый блок, который дополняет это Соглашение. И в этом плане примечателен тот факт, что в последние годы Евросоюз поддержал ряд программ в Республике Молдова. Суммарно финансовая поддержка, предоставленная Республике Молдова, превышает 700 млн евро.

Более того, на последующие годы предусмотрена еще одна программа поддержки бюджета на сумму свыше 100 млн евро, львиная часть которой будет направлена на обеспечение доступа к финансированию для частного сектора – в целях освоения экономического потенциала соглашения DCFTA, по всеобъемлющему использованию экспортного потенциала и повышению конкурентоспособности наших товаров.

Помимо этих программ есть и другие доноры, например, Всемирный банк, а также двусторонние доноры, которые приходят со своими программами поддержки. И естиь линии финансирования, кредитные линии, кредиты под гарантию государства, которые предоставляются банковскому сектору Республики Молдова для стимулирования инвестиционных проектов по самым привлекательным ставкам. Правда, эти программы в 2016 году были приостановлены из-за нестабильности банковской системы, но с 2017-го реализация программ возобновляется по линии ЕБРР и ЕИБ.

Последствия реструктуризации торговли будут более заметными, начиная с 2017-2018 гг. После заключения Соглашения об ассоциации с каждым годом налицо все больше позитивных результатов по части качества и структуры молдавского экспорта.

Свободная Европа: Подытоживая ваши слова, могу сказать, что банковская кража, прежде всего, помешала Республике Молдова воспользоваться инструментами развития, которые предоставляет это соглашение. Потому что именно из-за этого скандала было приостановлено финансирование…

Октавиан Калмык: Думаю – да, если бы не кризис в банковском секторе, если бы не политический кризис и, соответственно, негативное воздействие на экономический рост в 2015-2016 гг., позитивные результаты внедрения Соглашений об ассоциации и о свободной торговле с ЕС были бы гораздо более весомыми.

Свободная Европа: Вы обсуждали с вашим российским визави г-ном Рогозиным «дорожную карту». Но в последних дискуссиях, которые касались, в том числе, этой «дорожной карты», вы не участвовали. Как вы считаете, в ходе встречи двух президентов достигнут какой-то прогресс?

Октавиан Калмык: В наших переговорах с Россией в 2016 году мы руководствовались тремя основными элементами, в виде условий с молдавской стороны. Первый – отмена таможенных пошлин в отношениях с Республикой Молдова по 19-ти категориям товаров, которые затрагивают более 85% нашего экспортного потенциала на Россию.

С другой стороны, мы настаивали на аннулировании списков компаний с правом экспорта. Прежде всего, мы исходили из того, что критерии установления этих компаний непрозрачные, поэтому предлагали перейти от списка компаний к списку общепризнанных требований, которые молдавская сторона обязуется соблюдать для возобновления экспорта в Россию.

По моему мнению, проще перейти к незамедлительной или постепенной отмене таможенных пошлин

И третий элемент, который обсуждался и практически был частично решен – это обеспечение транзита наших товаров по территории Российской Федерации в третьи страны, или предоставление нашим перевозчиков право перевозить грузы по территории Российской Федерации. Этот вопрос удалось решить в рамках смешанной комиссии мы договорились о большем количестве авторизаций для наших перевозчиков. По мере их использования российская стороны выразила готовность расширить преференциальный режим в 2017 году. Иными словами, это – уже диалог на уровне экспертов, на уровне ответственных учреждений.

По первым двум вопросам, учитывая наличие политической составляющей, мы ожидали политической поддержки и на уровне президентов, вернее, в рамках переговоров на уровне президентов. Надеемся, что эти проблемы не остались вне поля их зрения. Но в публичных заявлениях не было сказано о том, рассматривались ли эти вопросы, решены они или нет. Поэтому мы предполагаем, что понадобится дополнительный диалог по всем направлениям, и по политическому измерению на уровне президентов, и на уровне правительств.

Свободная Европа: Скажите честно: вы надеялись, что договоренности будут достигнуты, но на деле получилось иначе?

Октавиан Калмык: Если честно, были все предпосылки к тому, что этот будет обговорен и решен. По моему мнению, проще перейти к незамедлительной или постепенной отмене таможенных пошлин. Потому что именно в этом и есть самая большая загвоздка, самое негативное последствие для товарооборота с Республикой Молдова.

Потому что с той частью, которая связана со списками компаний, можно, в конце концов, смириться, достаточно установить какие-то ясные и прозрачные принципы их отбора. Исключить ситуацию, при которой право экспорта предоставляется по политическим принципам или компаниям, которые не имеют ни продукции, ни опыта, ни необходимой подготовки, чтобы осуществлять такой экспорт – ведь это ни к чему хорошему не приводит.

Свободная Европа: Бывает и такое?

Октавиан Калмык: Могу сказать, что в существующих списках значительная часть компаний таким опытом не обладают. Соответственно, необходимо выработать эти критерии, на основании которых можно было бы составить списки, обоснованные с экономической точки зрения, или с точки зрения возможностей для производства определенных товаров и обеспечения качества экспорта. Таким образом, вторая часть чисто техническая, ею должны занимать эксперты, надо дать им возможность поработать. Первая часть – это политический элемент, где необходимы совместные усилия всех ветвей государственной власти в диалоге с Российской Федерацией – только в этом случае ситуацию удастся преодолеть.

В противном случае, учитывая наш опыт и международную практику, учитывая запросы и потребности нашего частного сектора, придется и нам рассматривать определенные меры по защите внутреннего рынка. Наблюдается увеличение импорта агропродовольственных товаров из России и других стран СНГ в Молдову. Соответственно, наносится ущерб экономическим интересам хозяйствующих субъектов ряда отраслей Молдовы, которые не пользуются равными возможностями экспорта. Необходимо равновесие.

Свободная Европа: Это звучит как угроза…

Октавиан Калмык: Я бы так не сказал. На нас оказывается очень большое давление со стороны отечественных производителей – Ассоциации производителей мяса, Ассоциации производителей молока. Налицо увеличение импорта из Украины, Белоруссии, России по отдельным категориям товаров, которые конкурируют с нашей продукцией. Такая ситуация наблюдается и по сегменту кондитерских изделий, соков, молочной продукции. Мы сейчас изучаем ситуацию вместе с ассоциациями молдавских производителей, основываясь на итогах 2016 года, а также предыдущих лет.

Я бы не сказал, что визит не помог. Думаю, на политическом уровне удалось наладить довольно позитивный диалог

Мы подготовим пакет инструментов, направленных на защиту внутреннего рынка. Так что мы – за диалог. Вернее, такой диалог есть, но хотелось бы видеть и его конкретные результаты.

Свободная Европа: Сейчас вы далеко не так оптимистично настроены, как в начале нашей беседы…

Октавиан Калмык: Нет, мы по-прежнему настроены оптимистично, но хотим видеть и определенные результаты. Потому что мы около года обсуждаем возможные решения, и диалог с нашими партнерами длится уже более трех лет, но ощутимых конкретных результатов по секторам национальной экономики нет. Диалог – диалогом, но когда нет практического прогресса, нужно использовать другие меры для обеспечения комфорта отечественных производителей.

Свободная Европа: Сейчас, когда уже ясно, что визит Додона не помог, вам стало понятно, что нужно сделать для того, чтобы дело не дошло до «симметричных действий»?

Октавиан Калмык: Я бы не сказал, что визит не помог. Думаю, на политическом уровне удалось наладить довольно позитивный диалог, соответственно, определенные сигналы открытости со стороны Российской Федерации в отношении Республики Молдова должны последовать. Мы подхватим этот диалог на уровне экспертов и на уровне руководства различных учреждений, чтобы преодолеть некоторые из проблем, указанных в том плане мер. Что касается нас – мы полностью открыты и по части диалога, и по части нахождения решений по всем проблемам.

Свободная Европа: Иными словами, отмена эмбарго откладывается?

Октавиан Калмык: Я бы сказал иначе: есть определенная позиция в вопросе снятия ограничений, но произойдет это не в те сроки, на которые мы надеялись.

XS
SM
MD
LG