Linkuri accesibilitate

Итоги 2016 года. Ион Ляху: «Что бы Москва ни говорила, она в любом случае врет»


Свободная Европа: В кишиневской студии Радио Свободная Европа – бывший представитель Республики Молдова в Объединенной контрольной комиссии, который поделился своим мнением о том, как следует решать приднестровский кризис. Особенно, с учетом того, что в результате всенародного голосования государство возглавил Игорь Додон, который обещал, что приднестровская проблематика будет в числе его приоритетов. А реальное решение вообще возможно?

Ион Ляху: Мы все стали свидетелями той ситуации в 2003 году, когда другой «красный» президент, придя к власти, также наобещал златые горы, поклялся в двух ходах решить все проблемы, потому что был уверен в поддержке Москвы, а также в том, что единственно возможное решение – это федерализация.

Казалось бы, все есть: и стратегия, и пути урегулирования, и средства, и воля, и т.д., и т.п. Не хватает одного – собственно, решения, которого нет, да и не будет. Воронин споткнулся о Меморандум Козака, когда стало ясно, что нас пытаются подтолкнуть к приднестровизации. С этой же проблемой столкнется и Додон.

Свободная Европа: Игорь Додон пообещал посетить Тирасполь. Что может, или что следовало бы ему обсудить с лидером Приднестровья?

Все предельно просто: Кишинев должен воплотить в жизнь закон 2005 года и положения Конституции

Ион Ляху: Где-то в 94-м году бывший министр национальной безопасности обсуждал проблемы со своим тираспольским визави, с руководителем соответствующего ведомства. Всего за день главный пункт встречи был «прибит гвоздями», – что неожиданного вооруженного нападения не будет.

Что до тех пор, пока оба они находятся при исполнении служебных обязанностей, они обеспечат мир. К такой договоренности могли прийти представители двух берегов Днестра без «посягательств» на два главных момента: существования Приднестровья, как анклава, где делаются деньги, и суверенитета Республики Молдова.

Свободная Европа: Предположим, Москва дает зеленый свет урегулированию приднестровской проблемы. Как поступит Кишинев, если Кремль даст добро на разрешение кризиса?

Ион Ляху: Вижу, вас потянуло на фантастику… Если вы допускаете такую возможность, я вас поддерживаю. Все предельно просто: Кишинев должен сделать то, что должен сделать по закону, то есть, претворить в жизнь закон 2005 года и положения Конституции. А главное, продемонстрировать, что Республика Молдова действительно является суверенным, правовым государством, которое готово заменить авторитарный режим, сформировавшийся на левом берегу Днестра, заменить его конституционной властью.

Свободная Европа: И как осуществляется такая замена?

Ион Ляху: Никак она осуществляться не может, потому что Кишинев лишился доверия жителей Приднестровья со всех точек зрения. Люди там, включая детей, не знают молдавского языка, не знают сложившейся здесь ситуации. Но они прекрасно знают, что был 1992 год, который для них еще свеж в памяти. Им постоянно вдалбливают это в голову, им промывают мозги, спекулируя этими трагичными событиями, которые давно уже надо было рассмотреть, обсудить, извлечь уроки – и отложить в сторону. Но этого не делают обе стороны.

Свободная Европа: Премьер Павел Филип в интервью Свободной Европе сказал, что он менее оптимистично оценивает возможности скорейшего урегулирования приднестровского конфликта – при всей той политической воли, которую проявляет Игорь Додон. Вы разделяете точку зрения главы кабинета министров?

Ион Ляху: Да. Г-н премьер, будучи технократом, не раз доказывал, что он придерживается крайне сдержанной, хотя и предельно реальной и справедливой позиции.

Свободная Европа: Что происходит с приднестровским урегулированием, если российская армия остается на левом берегу Днестра?

Ион Ляху: В одном из интервью Рогозин признал, что в вопросах о статусе, о политическом решении конфликта никаких переговоров не ведется. Но коль уж вы заговорили об армии, он должен был сказать и другое, а именно: что в вопросах нахождения там российской армии произошли качественные перемены.

В октябре 2016 года в Тирасполе прошли военные учения «Воин содружества» - это были учения с использованием различных видов военной техники, включая танки, с участием и российских экипажей. Но у них там до недавних пор не было танков, естественно, не было и экипажей.

Кишинев лишился доверия жителей Приднестровья,там не знают молдавского языка, не знают сложившейся здесь ситуации.

И вот с неба свалились танки, появились хорошо обученные экипажи, занявшие довольно высокое место в учениях по восточному военному округу. Это значит, что дислоцированные там войска качественно новые. У них на вооружении имеются и танки, и соответствующая артиллерия, и «Уралы».

Свободная Европа: Каким образом эта обновленная, модернизированная техника оказалась на левом берегу Днестра? Через территорию Украины?

Ион Ляху: Вы недавно опубликовали интервью с г-ном министром Шалару. Он сказал много интересного, в том числе, что у Российской Федерации имеется контракт с некой украинской фирмой, которая обеспечивает доставку военных грузов в Приднестровье.

Свободная Европа: И как тогда понимать целесообразность этого «зеленого коридора», который, говорят, готова открыть Украина для вывода российских военнослужащих и вооружения с левого берега Днестра?

Ион Ляху: Это был тактический элемент со стороны министра Шалару с целью показать еще раз, что русские врут. Что бы они ни говорили, в любом случае они врут.

Украина не отменила своих решений относительно устаревшего вооружения, как и ОБСЕ не отказалась от своего плана по вывозу этих боеприпасов. Все эти договоренности остались в силе. Так что для Украины не составило большого труда пересмотреть свои планы и обязательства двадцатилетней давности, чтобы заявить: «Да, мы готовы. Мы готовы. Но ситуация немного изменилась. Если раньше в обязательном порядке предусматривался отряд сопровождения, то сейчас мы обеспечим вам военное сопровождение. Если вы на самом деле сдвинете воз с места, мы готовы посодействовать».

Свободная Европа: Москва отдает себе отчет в том, что своими действиями намеренно игнорирует нейтралитет Молдовы? Ждет ли Кремль ответа со стороны Кишинева на эту позицию, которой она придерживается вот уже четверть века?

Ион Ляху: Любые понятия, касающиеся моральных позиций, морального отношения, игнорирования и т.д., для Москвы не имеют никакого значения, это все для нее – пережиток прошлого.

Москва оперирует совершенно иными понятиями, иными характеристиками и иными концепциями.

Свободная Европа: И как быть в этом случае? Население левобережья Днестра косо смотрит на Кишинев. И на правой стороне Днестра все больше раздается голосов о том, что Молдове следует на неопределенный период оставить этот конфликт в замороженном состоянии, позабыть о Приднестровье, а вот когда жители региона поймут, что хотят вернуться в состав Республики Молдова, тогда и поднять вопрос за столом переговоров…

Ион Ляху: За время премьерства Лянкэ и Филипа был предпринят ряд шагов, довольно интересных и эффективных…

Свободная Европа: Шагов – с чьей стороны?

Ион Ляху: Со стороны Кишинева. Одно изменение порядка доставки топлива по железной дороге чего стоит. Когда в обязательном порядке, при поддержке Украины, решено было, что все грузы, в частности, топливо пересекают Республику Молдова, и лишь потом, после таможенного оформления, попадают в Приднестровье.

Это для них был шок. Однако, эта мера оказалась очень эффективной, появилась возможность что-то делать. Но скажу честно, я не знаю, почему эта ситуация не используется сполна, почему не идут дальше. Не хочу называть никаких имен, но я не пойму, почему они так носятся с тактикой малых шагов, как известный персонаж с писаной торбой.

Это в корне неверная тактика. Несмотря на это, они в июле едут в Берлин, подписывают соответствующее соглашение из семи унизительных пунктов, и пытаются убедить нас в том, что это очень выгодные пункты. Хорошо, люди добрые, подписали вы эти семь пунктов в пользу Приднестровья, но почему напротив каждого пункта в пользу Приднестровья не было подписано ни одного в пользу Республики Молдова?

Учащиеся, право свободного передвижения, отмена таможенных постов, и так далее, по всем семи позициям? Давайте будем работать на равных. Вот он путь, вот тактика и стратегия, следуя которым, можно достичь результатов.

А так что? Наши чиновники говорят: «Ну, эти семь пунктов на совести экспертов». Да ничего подобного, какая там совесть экспертов, раз имеется подпись г-на Бэлана? Значит, и ответственность за это несет правительство, и никто другой.

Свободная Европа: Чем примечателен переход председательства в ОБСЕ к Австрии? И сможет ли Австрия сделать больше Германии за период своего председательства в ОБСЕ?

Ион Ляху: Нет. Австрия – промежуточный этап, таким этапом в свое время была и Украина, и другие страны. Германия – это государство и крайне заинтересованный игрок, очень сильный и опытный. Тем не менее, и ей абсолютно ничего не удалось, несмотря на то, что г-жа Меркель лично контролировала, как и что решается.

Я твердо уверен, что она знала все шаги, предпринятые экспертами и участниквми переговоров. Проведение берлинского совещания, а затем и совещания в Баварии свидетельствуют о том, что такие желания и намерения были в действительности.

Но речь не о том, кто именно – Австрия, Германия или кто другой. Все дело в нас. У русских есть прекрасная поговорка: «Не в коня корм». То есть, чем ты ни корми этого коня, быстрее он бегать не станет. Так и с Молдовой.

Нас можно накачивать идеями, деньгами, обещаниями – и все уходит в песок. Здесь ничего не получается, кроме каких-то бредовых идей, от которых сами же онм потом и открещиваются. Точно так же, как от берлинского протокола.

Свободная Европа: Но это хотя бы партнер, заинтересованный в том, чтобы приднестровская проблема была решена?

Ион Ляху: Да, разумеется. Абсолютно все наши партнеры – Соединенные Штаты Америки, Германия, Евросоюз в целом, Румыния – все очень заинтересованы, они, в отличие от населения Республики Молдова, прекрасно понимают, какой помехой является этот регион, и эта диктатура на нашу голову.

Нам не выбраться из болота коррупции, пока есть Приднестровье. Оно как аккумулятор, который постоянно подпитывает коррупцию на правом берегу Днестра.

Свободная Европа: А возвращение региона в состав Республики Молдова не расшатает государство?

Ион Ляху: При условии, что там будет распространяться право Республики Молдова, соответствующие органы, партии.

Свободная Европа: Как это делается на практике? И сколько на это уйдет времени?

Ион Ляху: Уйдет больше, чем мы себе можем представить, но это не будет длиться вечно. Три-четыре года, думаю, ну, пусть пять... Если, разумеется, будет готовность, во-первых, со стороны Кишинева. И, во-вторых, если объяснить жителям левобережья Днестра, что приходит демократическая власть, основанная на законе, а не на диктатуре, не на мафии и т.д. Тогда постепенно, лет за пять-шесть, может…

Свободная Европа: Что бы вы посоветовали г-ну Додону обсуждать с приднестровским лидером Красносельским?

Ион Ляху: Все лидеры, от Смирнова до Красносельского, хотели и хотят продемонстрировать, что они на самом деле независимые. Да, они тянутся к Москве, но при этом хотят доказать, что являются политическим фактором, который нужно принимать в расчет.

Я бы посоветовал г-ну Додону пойти к нему и предложить Красносельскому: «Вадим Николаевич, если вы действительно хотите быть признанным лидером, давайте попытаемся сделать так, чтобы гражданам обоих берегов Днестра стало чуть легче дышать, чтобы они избавились от мафии, от воровства, потому что воруют-то везде, воруют постоянно, отнимают последний кусок хлеба. Давайте попытаемся это сделать. И в этом мы не зависим ни от Брюсселя, ни от Москвы.

Свободная Европа: Тот факт, что г-н Додон назначил своим советником бывшего вице-премьера по реинтеграции Василия Шову, ставит его в более выгодное положение?

Ион Ляху: Нет. Г-н Шова не является генератором новых идей, или же идей, которые реально могли бы материализоваться. В рамках нескончаемых дискуссий и переговоров он придерживался той же тактики малых шагов. Пока он был в этой должности, мы не продвинулись ни на йоту вперед. Но тогда почему это должно произойти сейчас?

Свободная Европа: А аппарат президента вместе с правительством должны координировать свои шаги? Или каждый действует на свой страх и риск, когда речь идет о приднестровском урегулировании?

Ион Ляху: Нет. Разумеется, должен быть единый организм. Правительство располагает средствами. Аппарат президента должен обеспечить внешнюю сторону вопроса, поддержку наших друзей и партнеров. При таком симбиозе, возможно, и удастся решить вопрос.

Свободная Европа: Сейчас вы выглядите более оптимистичным, чем раньше…

Ион Ляху: Не потому, что я вижу какие-то возможности в этом направлении, просто приходит время, когда стерильные дебаты начинают набивать оскомину, и ты пытаешься поверить во что-то другое. Я не верю г-ну Додону, но я верю в то, что ситуация, так или иначе, меняется, ведь меняется и менталитет.

Да, их привезли за деньги на избирательные участки – но они все-таки приехали. И многие даже на государственном языке, на молдавском языке, заявили, что пришли выбирать президента.

Свободная Европа: Вы говорите о жителях левобережья Днестра, о гражданах с правом голоса…

Ион Ляху: Разумеется. Значит, в этом мы смогли найти будущие точки соприкосновения, будущие точки отсчета.

Свободная Европа: Если г-н Додон выносит на суд народа решение приднестровской проблемы, референдум мог бы внести больше ясности?

Ион Ляху: Зависит от того, какой вопрос будет вынесен на референдум. В соответствии с нормами международного права, прежде всего, необходимо провести референдум о том, согласно ли население на статус автономии для Приднестровья.

А если население скажет: «Да, Бог с ними, пусть будет», – значит, идем дальше. Но такого референдума не было, и это первый момент, который придает режиму нелегитимный характер. Этот режим не облечен властью волею народа.

XS
SM
MD
LG