Linkuri accesibilitate

Итоги 2016 года. Игорь Боцан: «В номинации „Неудачники года“ две кандидатуры — Мариан Лупу и Михай Гимпу»


Anul politic 2016, văzut de analistul Igor Boțan
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:26:30 0:00

Интервью с исполнительным директором Ассоциации за демократию через участие ADEPT

Свободная Европа: Какие события в уходящем году обрадовали вас, а какие огорчили?

Игорь Боцан: Событием, которое больше всего порадовало меня, стало возрождение проевропейских сил, что нашло подтверждение в ходе президентских выборов в октябре-ноябре. Как гражданин этой страны, сейчас я могу сказать, что не боюсь возможных досрочных парламентских выборов. Это очень мощный сигнал для нашего общества – то, что практически каждый второй гражданин разделяет идею дальнейшего сближения Республики Молдова с Евросоюзом.

Свободная Европа: И это после того, как опросы показывали лишь около трети сторонников евроинтеграции?

Игорь Боцан: Вот именно. Все мы глубоко переживали «сенсацию» с провалившейся европейской идеей в Молдове, после того, как так называемый Альянс за европейскую интеграцию умудрился скомпрометировать все, что только можно было скомпрометировать. Особенно, после истории успеха, которая была наяву, и которую нам подарил Европейский союз, чтобы превратить Молдову в пункт притяжения и для других стран Восточного партнерства.

Гражданский дух, гражданский настрой в 2015 году пребывал в спячке, а в 2016-м проявил себя во всю мощь

Помочь Республике Молдова было нетрудно, если учесть, что экономика нашей страны представляет лишь три сотых процента от объемов экономики Евросоюза. С очень существенными фондами, с программами поддержки нашей страны можно было совершить прыжок. Лидеры партий правящего Альянса скомпрометировали эту идею, но уходящий год на своей последней стометровке принес нам весть – европейская идея возрождается в партиях, появившихся на волне протестного движения. Мы все видели, как власть опозорилась на выборах, как ее представители говорили одно и делали другое, лишь бы удержаться у власти.

Свободная Европа: Что вас больше всего порадовало в 2016-м?

Игорь Боцан: Гражданский дух, гражданский настрой, который возрождается в Республике Молдова и который, по моему мнению, в 2015 году пребывал в спячке, а в 2016-м проявил себя во всю мощь. Буквально в эти дни мы видим: то, что мы называем гражданским обществом в Республике Молдова, в организованном порядке или через индивидуальных представителей, социально активных людей, – общество встает на защиту посла Пиркки Тапиолы, который представляет Евросоюз в Кишиневе, после лобовой атаки против него.

Свободная Европа: Какое-то конкретное событие можете назвать?

Игорь Боцан: В начале года запомнились протесты. Люди выступили против манеры поведения партий правящего Альянса, которые все чаще начали ставить нас перед свершившимся фактом. Известно, что страна, претендующая на сближение с Европейским союзом, или страна, которая устами своих лидеров заявляет, что в 2018-2019 гг. подаст заявку на вступление в ЕС, вдруг стала играть в прятки со своими гражданами, ошарашивать их своими решениями. Так было не единожды.

Недавно вот премьер Павел Филип передал сигнал бизнесу, говоря, что наша цель – в том, чтобы все стало предсказуемым, чтобы исключить всякие неприятные сюрпризы для граждан, для тех, кто занимается бизнесом в Республике Молдова. Значит, они прекрасно понимают, что правительство может быть демократичным, может претендовать на проевропейский статус, если можно так выразиться, но – лишь в том случае, если оно предсказуемо, и если граждане знают и понимают, как собирается поступить власть, и могут готовиться к реагированию на эти действия.

Свободная Европа: Но в действительности же все с точностью до наоборот...

Игорь Боцан: На все сто восемьдесят [градусов].

Свободная Европа: Например, малый бизнес с 1 января должен был начать работать в определенных законных рамках, но они уперлись и все переиграли…

Игорь Боцан: Нас, как граждан страны, всегда застигали врасплох. Так что давно пора им сказать: «Уважаемые представители власти, если можно вас еще назвать уважаемыми после всего, что мы пережили, после украденного миллиарда, после секретных протоколов»…

Свободная Европа: Мне кажется, более удачное обращение к ним – «Дорогие менеджеры»...

Игорь Боцан: Да, дорогие и успешные менеджеры... Таковы реалии нашей жизни в Республике Молдова. Но, как я уже говорил, появилась надежда на то, что все можно исправить.

Свободная Европа: А что вас больше всего удручает?

Игорь Боцан: Больше всего удручает, и не только меня, а всех граждан Республики Молдова, то, о чем я уже упомянул, – что нас все чаще ставят перед свершившимся фактом. Власть, которая публично взяла на себя ответственность за реализацию конкретной дорожной карты, просто наплевала на все ее положения.

Свободная Европа: Но подведенные ими итоги показывают, что в цифрах дела обстоят прекрасно.

Игорь Боцан: По разделу процентов они заявили, что выполнены 95% положений дорожной карты. Тогда как нас интересует все по пунктам, и мы предлагаем: «Давайте посмотрим, что происходит с политико-административной частью этой дорожной карты, какова ситуация в плане борьбы с коррупцией».

Мы видим, что борьба с коррупцией ведется крайне избирательными методами. Арестовываются, задерживаются, преследуются уголовно только оппоненты координатора власти. Можно подумать, что со стороны власти коррупции не было, но ведь именно Демпартия подписала секретный протокол и взяла на себя контроль правоохранительных и регулирующих органов, включая Национальный банк. Хотя формально им якобы заведовала партия Гимпу…

Свободная Европа: Но действия оправдали себя, говорят они. Например, г-н Врабие пришел на таможню, навел порядок, пресек взяточничество. Или нет?

Игорь Боцан: Скорее всего, он предпринимает какие-то шаги с целью оказать впечатление на публику. Но вопросы все равно возникают. Почему задержания и аресты проводятся оптом, ведь вина и ответственность должны быть индивидуальными?

Свободная Европа: Арестовывают целые сети.

Нас застали врасплох, когда правительство взяло на себя ответственность за украденный миллиард. Сегодня ошарашили проектом либерализации капитала и налоговой амнистии

Игорь Боцан: Сети. Значит, они признают, что существуют сети и в судебной системе. И это после пяти лет реформ в полиции – на таможне арестовывают группы! Мы же по-прежнему пребываем в ожидании конкретных дел, мы хотим посмотреть, чем все завершится, мы хотим услышать, какие приговоры выносятся.

Полтора года на наших глазах шла громкая антикоррупционная кампания в системе здравоохранения, врачей арестовывали пачками – и где результаты расследований? Мы не знаем, что там произошло, за что их арестовали? Мы понимаем, что это сведение счетов с бывшими партнерами из Либерально-демократической партии. Это-то мы понимаем.

Свободная Европа: Но они говорят, это не их дело, это дело прессы – узнавать. Например, мы видели по телевизору, как приводили, по одному или скопом, тех, кто поставлял в детсады испорченные продукты. Но мы не видим, чем реально завершилось это шоу.

Игорь Боцан: И, наверное, никогда не увидим. Потому что, как скажут нам в очередной раз, это люди очень тонкой душевной материи, деликатные люди, и никто не должен о них узнать. Мы так и не поняли, почему дело Филата закрыли, почему закрыто дело Шора, дело Платона и т.д.

Свободная Европа: По крайней мере, в деле с просроченными продуктами мне, как дедушке, любопытно было бы узнать, действительно кто-то подтасовывал итоги тендеров, действительно делал это за деньги и действительно ли вымогал взятки… Все это всплывет наружу?

Игорь Боцан: Да. Но вернемся к практике заставать нас врасплох. Нас застали врасплох, когда правительство взяло на себя ответственность за украденный миллиард и переложило его на плечи граждан. Сегодня нас в очередной раз ошарашили проектом либерализации капитала и налоговой амнистии – что само по себе вопиюще.

Можно перечислить семь пунктов, которые доказывают, что эта инициатива призвана восстановить честь и достоинство группы лиц, по шее погрязших в коррупции.

Свободная Европа: Почему власть поступает таким образом, заведомо зная, что общество воспротивится?

Игорь Боцан: Я думаю, что здесь можно сделать два предположения. Первое: власть так просто они не уступят. Это видно даже после президентских выборов. Но они готовят пути отхода. И пути отхода, как и любую систему защиты, надо подготовить таким образом, чтобы в случае, если им придется уйти, скажем, на фоне протестов, например, или просто если они сочтут за благо ретироваться подобру-поздорову, они должны быть уверены, что их материальное благосостояние обеспечено на всю жизнь, и что они не подвергнутся преследованиям за содеянное.

Свободная Европа: Иными словами, власть – прекрасный альпинист? Поднимается в гору, но с оглядкой на то, как и где будет спускаться…

Власть они так просто не уступят, будут цепляться за нее любой ценой. И это будет сделано с помощью изменения избирательной системы

Игорь Боцан: Разумеется. И мы понимаем, что они видели результаты президентских выборов. Я считаю, что эти президентские выборы стали для нас очередным ушатом холодной воды – и это очень неприятная вещь. Мы знаем, что либеральные демократы дважды после 2014 года пытались изменить Конституцию на референдуме, и Конституционный суд заявлял, что нельзя, что это неправильно. И вдруг в ответ на запрос либерал-демократов Конституционный суд заявляет, что 16 лет назад была нарушена процедура внесения изменений в Конституцию, и мы возвращаемся к status quo ante, но – с одним уточнением: все возвращается к тому, что было до 2000 года, за исключением возраста кандидатов. А это уж совсем непонятно.

Несмотря на то, что у них есть объяснение, они коротко и ясно заявили, что это был запрос Либерально-демократической партии, а на заседании Конституционного суда ее представитель г-н Гилецки сказал, что их интересуют сугубо процедурные вопросы, и ничего более. Даже если на самом деле действующее правление готовит себе пути для отхода, власть они так просто не уступят, они будут цепляться за нее любой ценой. И это будет сделано с помощью изменения избирательной системы. Сейчас все внимание общественности должно быть приковано именно к этому вопросу.

Свободная Европа: Народ достоин своих правителей, как гласит известное изречение... Значит ли это, что народ видит в этой власти себя – как в зеркале?

Игорь Боцан: Народ должен пройти различные этапы в процессе своего гражданского возмужания, если можно так выразиться. Известна библейская притча про сорок лет скитаний в пустыне – два поколения должны были противостоять превратностям судьбы, чтобы поверить, прежде всего, в землю обетованную и в предсказания пророка Моисея.

Свободная Европа: 27 лет прошло, осталось еще 13?

Игорь Боцан: Да.

Свободная Европа: Если бы вам предложили составить топ политиков 2016 года, кого бы вы поместили на обложку журнала Time? И кого – на последнюю страницу, как неудачника года?

Игорь Боцан: В номинации «Неудачники года» есть две кандидатуры – Мариан Лупу и Михай Гимпу. Оба они включились в президентскую кампанию, первый с лозунгом «Слышу. Слушаю. Решаю», – и ему действительно пришлось решать, и он решил в известной всем нам манере.

Свободная Европа: Предпочел ретироваться.

Игорь Боцан: Да, покинул гонку, затем ушел и с должности председателя партии. Так что он – неудачник номер один, это бесспорно.

Свободная Европа: А г-н Гимпу?

Чтобы быть президентом для всех, не нужно настраивать против себя унионистов, и не стоит объединять их со всеми сторонниками евроинтеграции

Игорь Боцан: Дорин Киртоакэ обеспечил этой партии топовое место в политической элите Республике Молдова, с результатом в 15%, а Михай Гимпу всеми своими стараниями, своими месседжеми, да и всем своим поведением обрушил рейтинг до 2%.

Свободная Европа: Капитал, растраченный впустую... Ну, а на первую полосу – кого?

Игорь Боцан: На лицевую сторону обложки – допускаю, что я субъективен в этом вопросе – я бы поместил Майю Санду рядом с Андреем Нэстасе. Как видите, и здесь два человека, потому что они работали в тандеме. Я присуждаю им первое место за то, что они возродили ожидания, связанные с тем, что идея европейской интеграции Республики Молдова может получить новые очертания, четкие и гораздо более солидные. И это имеет огромное значение.

Конечно, и Игоря Додона можно вынести на первую страницу, ведь он победил на выборах. Единственный, но капитальный упрек в его адрес связан с методами, которые он использовал. И сейчас возникают новые вопросы к г-ну Додону. Он социалист – или не социалист?

Свободная Европа: Говорит, что является президентов для всех...

Игорь Боцан: Наверное. Но чтобы быть президентом для всех, не нужно настраивать против себя унионистов, и не стоит объединять их со всеми сторонниками европейской интеграции, называя их евроунионистами. Ведь тем самым он способствует еще большему расколу общества.

Главное сражение в 2017 году развернется в отношении пересмотра избирательной системы

Г-н Додон понимает, что с полномочиями у него негусто. И месседжи, которые он передал обществу, настраивая одних против других, он даже выполнить не сможет. Более того, он не сможет даже приблизиться к выполнению обещаний, которые он давал народу, и с помощью которых враждебно настроил против себя другую часть общества.

Свободная Европа: Каким будет 2017 год? Какие прогнозы, если в двух словах?

Игорь Боцан: Надеюсь, 2017 год продемонстрирует, что действующая власть окончательно и бесповоротно себя дискредитировала. Разумеется, партнеры по развитию приложит все усилия для того, чтобы удержать нашу страну на плаву. Главное сражение в 2017 году развернется, по моему мнению, в отношении пересмотра избирательной системы, потому что это главная находка и спасение власти – переориентация политической поддержки с центральных лидеров на местных.

Свободная Европа: Вот, значит, какую нашли управу на оппозицию?

Игорь Боцан: Во всяком случае, попытаются. Но власть должна знать, что изменение избирательной системы влечет за собой целый ряд очень и очень деликатных проблем, и что для пересмотра этой системы потребуется добро Венецианской комиссии, Совета Европы. Думаю, Евросоюз глаз не спустит с Республики Молдова. И речь даже не о том, что смешанная или одномандатная система хуже пропорциональной.

Проблема – в том, что почву следует готовить, и что есть, как минимум, десяток критериев в процессе поиска оптимальной избирательной системы для той или иной страны.

XS
SM
MD
LG