Linkuri accesibilitate

Итоги 2016 года. Майя Санду: «Нас много, тех, кто понимает, как страна может выбраться из болота»


Мнение бывшего кандидата в президенты Молдовы, лидера Партии «Действие и солидарность»

Майя Санду: Это был трудный год, как и предыдущий. Помню, год назад я то же самое говорила нашим согражданам. Год был интересным для нас, членов Партии «Действие и солидарность», поскольку мы сформировались как партия. Мы увидели, что в Молдове есть много людей с активной гражданской позицией, которые хотят изменить жизнь к лучшему. Нам удалось доказать в этой кампании, что несравненно больше тех, кто хочет помочь партиям, подобным нашей. И, думаю, уже можно подводить какие-то итоги и готовиться к следующему году, который легче не будет.

Свободная Европа: Кто-то говорил: слишком много компетентных людей во внепарламентской оппозиции, и слишком много сомнительных имен в правящей коалиции. Как сочетаются эти вещи?

Майя Санду: Лично я бы предпочла видеть много компетентных людей и в оппозиции – и много компетентных, а особенно благонадежных людей во власти. К сожалению, даже наличие многих компетентных людей в гражданском обществе и в оппозиции не мешает правлению в его действиях, которые далеко не всегда – в интересах гражданина.

Свободная Европа: Могли бы смешаться два цвета, красный и синий, чтобы придать другой политический оттенок парламенту?

Майя Санду: Они смешались на уровне интересов. Сделают это в открытую – другой вопрос. Союз, так или иначе, существует, пусть и молчаливый. Наверное, им выгодно сохранять этот союз скрытым от глаз людских – насколько это возможно. Не думаю, что это будет открытый союз, по крайней мере, не в ближайшие месяцы.

Свободная Европа: Г-жа Санду, надо быть сильным человеком, чтобы признать свое поражение, я имею в виду президентские выборы. Как проигравший кандидат – что бы вы сказали людям?

Мы не обязаны выполнять работу органов власти, собирать доказательства, которые признал бы Конституционный суд

Майя Санду: Прежде всего, нужны доказательства того, что поражение произошло в рамках закона. В нашем же случае доказательств, представленных нами и в суде, и в конституционной инстанции, достаточно для того, чтобы позволить утверждать, что эти выборы свободными и честными не были.

Свободная Европа: Вы сказали, что, признав результаты выборов, Конституционный суд тем самым скрыл допущенные нарушения и фальсификации. Действительно ли эти нарушения столь серьезны?

Майя Санду: В своем постановлении Конституционный суд привел несколько моментов. Один из них – что государственные органы не выполнили своих обязанностей. Здесь речь идет, прежде всего, о Центризбиркоме, о полиции, министерстве иностранных дел, министерстве юстиции, Службе информации и безопасности, которые должны были обеспечить корректное проведение выборов, а также расследование отдельных нарушений, неважно, кто на них указал, кандидат на выборах или общественность – но на которые эти органы просто обязаны были отреагировать. Кроме того, Конституционный суд вынес решение, согласно которому, мы, как сторона, оспорившая результаты выборов, должны были задокументировать и обосновать все нарушения, допущенные в предвыборной кампании и в день выборов. Позвольте, но мы не обязаны выполнять работу органов власти, собирать доказательства, которые признал бы Конституционный суд.

Высокая инстанция отметила также, что наше обращение должны были рассмотреть Апелляционная палата и Высшая судебная палата, чего не было сделано, потому что эти две инстанции заявили, что нарушения, на которые ссылались мы, могут рассматриваться только Конституционным судом. Таким образом, мы наблюдаем здесь пинг-понг ответственности между государственными учреждениями. И, самое главное, что я хочу сказать в связи с решением Конституционного суда, – он не учел доводы, которые мы привели в своем обращении в КС, а руководствовался жалобой, поданной нами ранее в Апелляционную палату. А текст этих двух решений разный.

В обращении в КС мы приводили конкретные цифры, которые показывают, что количество избирателей, не сумевших проголосовать, плюс количество граждан, на выбор которых повлияли допущенные нарушения, превышает разницу в 66 тыс. голосов, установленных Конституционным судом – разница, которая определила итог выборов. Поскольку Конституционный суд не рассмотрел эти расчеты и не ответил, согласен он с приведенными данными, или нет, мы считаем, что окончательное решение не основано на наших оценках и приведенных нами данных.

Свободная Европа: Конституционный суд направил в парламент шесть обращений. Как вы считаете, до парламентских выборов все недоработки, на которые вы указали в ходе предвыборной кампании по выборам президента, будут устранены?

Майя Санду: Наши политики абсолютно безответственны, тому есть достаточно доказательств. Известно, что Конституционный суд и прежде направлял обращения и по другим вопросам, которые не обязательно учитывались, и тем более – не решались. Придется поднажать нам – гражданскому обществу, оппозиционным партиям, гражданам, всем, кто заинтересован в корректном проведении парламентских выборов 2018 года. Мы должны заставить власть пересмотреть законодательные рамки. Этим будем заниматься и мы, Партия «Действие и солидарность», будем проводить дебаты по каждому вопросу в отдельности и потребуем, чтобы власть привела в порядок законодательные рамки.

Свободная Европа: На пресс-конференции вы говорили о рождественском подарке, который решили себе сделать политики, и который оставит без работы Национальное агентство по неподкупности. Вы говорили о проекте закона о либерализации капитала и налоговом стимулировании, согласно которому, физические и юридические лица, скрывающие свой капитал и имущество, смогут избежать наказания, если до 15 апреля 2016 года легализуют их, оплатив в пользу государства 2% от их стоимости. Насколько актуален этот вопрос для молдавского общества?

Майя Санду: Этот вопрос крайне актуален для тех, кто хочет воспользоваться этим законом, который стопроцентно можно назвать попыткой легализации награбленного. Разумеется, это важно и для нас, потому что последствия закона, в случае его принятия, непосредственно затронут каждого из нас, особенно, если учесть, что в последние годы воровство получило небывалые масштабы. Сейчас те, кто причастен к этим грабежам, кто совершил эти грабежи, уйдут от ответственности и смогут легализовать капитал или избежать наказания за неуплату налогов. Это демотивирует дисциплинированных налогоплательщиков, которые честно зарабатывают себе на жизнь, и ставит крест на борьбе с коррупцией в принципе.

Свободная Европа: Г-н Додон обещает издать в скором времени два указа – отозвать гражданство бывшего президента Румынии Траяна Бэсеску и отправить в отставку министра обороны. Если бы президентом стали вы, какими двумя указами начали бы свою деятельность?

Майя Санду: В отличие от г-на Додона меня занимают проблемы, которыми живут и граждане Республики Молдова – проблемы реальные, не надуманные. Это, прежде всего, борьба с коррупцией. Один из пунктов, постоянно присутствовавший в моей предвыборной кампании, которым я бы занялась в первую очередь, связан с активизацией расследования кражи миллиарда; я бы обратилась во все международные организации, к правительствам всех стран, которые могут помочь в этом расследовании.

Во-вторых, я бы использовала все рычаги, я бы пошла на все ординарные и экстраординарные меры для того, чтобы приостановить порочный процесс назначения генерального прокурора, который мы сегодня наблюдаем.

Мне тоже любопытно было бы знать отношение наших партнеров по развитию к этому проекту амнистии капитала

Свободная Европа: Если бы президентом Республики Молдова были вы, какие средства, какие методы нашли бы для объединения расколотого общества?

Майя Санду: Я бы доказала, что разделяю проблемы и волнения. Потому что абсолютно все наши сограждане, независимо от геополитических предпочтений, озабочены материальным состоянием, низким уровнем жизни и астрономическими ценами, высоким уровнем коррупции, который является главной причиной бедности и миграции. Я бы нашла много общих болевых точек, вокруг которых сплотила бы наших граждан.

Свободная Европа: Какое определение дали бы вы в отношении внешних партнеров?

Майя Санду: Мне тоже любопытно было бы знать отношение наших партнеров по развитию, скажем, к этому проекту амнистии капитала. Потому что этот документ никак не может вписываться в то, что наши партнеры по развитию называют качественным управлением. Однако это происходит всего через две недели после того, как Международный валютный фонд решил выделить финансовые средства правительству Республики Молдова – кстати, такой сценарий мы в какой-то степени предвидели.

Было ясно, что власть, заручившись столь необходимой ей поддержкой, вернется к прежнему, свойственному ей образу действий, который ничего общего не имеет с качественным управлением. Мне тоже было бы интересно узнать, как отнесутся партнеры по развитию – и в какой степени удастся им отстоять, вернее, навязать свою позицию.

Свободная Европа: Но официальный Кишинев утверждает, что выполнены 95% обязательств, взятых на себя при подписании Соглашения об ассоциации Молдовы с Евросоюзом. И что это для внешних партнеров – убедительный показатель в пользу возобновления финансирования…

Майя Санду: Нашей власти нет равных в проставлении галочек на бумаге. В действительности, результаты налицо – и они совсем другие. Убедительный пример в этом смысле – то, что произошло с назначением генпрокурора. Несмотря на то, что Закон о прокуратуре признан достаточно качественным, если во главе Генпрокуратуры назначается человек, над которым витают подозрения в коррупции и о котором нельзя говорить, что он является независимым от политического фактора и от определенных бизнес-кругов, мы не можем рассчитывать на реформу прокуратуры, соответственно, на успешную борьбу с коррупцией, реформу юстиции и т.д.

Свободная Европа: Каковы планы Партии «Действие и солидарность» на 2017 год? Будете готовиться к очередным парламентским выборам? Допускаете ли возможность внеочередных выборов?

Майя Санду: Надо быть готовыми к любой ситуации. В Республике Молдова нельзя знать, что именно произойдет, потому что наша власть непредсказуема. 18 декабря на заседании Национального политического совета партии мы обсудим и согласуем свои дальнейшие действия на среднесрочный период.

Свободная Европа: Вы допускаете, что могут произойти и слияния политических формирований?

Майя Санду: Не знаю, какие партии вы имеете в виду. Я допускаю все, если вы спрашиваете о Партии «Действие и солидарность».

Свободная Европа: Я имею в виду Партию «Действие и солидарность» и Платформу «ДА».

Майя Санду: Лично мы пока ни с кем не обсуждаем возможность слияния.

Протестный дух всегда жив в обществе. И когда наступит момент, мы должны знать: протестный дух никуда не испарился

Свободная Европа: Чего вам не хотелось бы, чтобы произошло в 2017 году?

Майя Санду: Трудный вопрос. Столько плохого произошло по вине этого безответственного правительства, что трудно представить себе что-то еще более неприятное. Тем не менее, надеюсь, что мы сумеем сплотиться, как общество, и надавить на власть с тем, чтобы не позволить ей довести до конца свои планы, которые идут вразрез с тем, чего желает население Республики Молдова.

Свободная Европа: И что бы вы сказали гражданам Республики Молдова под занавес уходящего года?

Майя Санду: Я бы призвала их не терять веры. В этой кампании мы доказали, что нас много, тех, кто понимает, как именно страна может выбраться из этого болота – и кто верит, что это возможно. Независимо от того, что произошло в этой кампании, нужно продолжать верить, работать, быть солидарными и защищать друг друга, если государство от нас отвернулось.

Свободная Европа: Протестный дух умирает?

Майя Санду: Не должен, ни в коем случае. Протестный дух всегда жив в обществе. И когда наступит момент, мы должны знать: протестный дух никуда не испарился, и мы в любую минуту можем обратиться к гражданам, призвать их защитить свои права.

XS
SM
MD
LG