Linkuri accesibilitate

Михай Гимпу: «Надеюсь, на сей раз мы навсегда избавились от всех „великих героев“ 90-х годов»


Лидер ЛП – об отзыве политической поддержки министра обороны Анатола Шалару

Министр обороны Анатол Шалару считает, что политбюро Либеральной партии решило лишить его политической поддержки чтобы вывести из состава кабинета министров. «Меня обвинили в желании расколоть партию», заявил Анатол Шалару в интервью Свободной Европе. Он подверг критике лидера ЛП Михая Гимпу, который, по его словам, «поставил свои амбиции и интересы превыше партийных». Со своей стороны, Михай Гимпу заявил Свободной Европе, что Анатол Шалару пытался убедить нескольких членов партии, включая депутатов фракции ЛП, выйти из партии.

Свободная Европа: Много разговоров было об отношениях между двумя лидерами либералов, Михаем Гимпу и Анатолом Шалару, и в последнее время полемика обострилась. Почему именно сейчас всплыл этот конфликт, который, как говорят, тлеет уже давно?

Михай Гимпу: Откуда вы взяли, что давно? Примерно с весны, с заседания, на котором рассматривался вотум недоверия, вынесенный коммунистами и социалистами министру Шалару. Тогда Воронин выкрикнул – и даже не в микрофон, а прямо из зала, все депутаты слышали, речь шла о продаже ракет: «Что ты его защищаешь, Михай, он же готовит переворот в партии!»

Я сказал: «Оставь эти глупости». Действительно, Воронин – это Воронин, но он сказал правду, и значит, он знал, о чем говорит.

Дали понять, дескать, все, что здесь нужна правая партия, что Гимпу – труп, и Дорин Киртоакэ тоже политический труп

Потом мы встретились в коридоре, и он много чего мне рассказал. Дошли до того, что в предвыборной кампании он и вовсе не участвовал. Но все это были слова, которые меня мало волнуют, как вы заметили, я подобные заявления оставляю без ответа. Но когда он начал работать на раскол партии и фракции – естественно, я не мог промолчать и позволить это сделать. Он попытался это сделать чужими руками – и не получилось. Все ходил говорил, что «нас то семеро, то пятеро». Люди через это уже прошли, они не хотят очередного позора на свою голову.

И когда он увидел, что его план не срабатывает, решил действовать в одиночку. Переключился на мэров, председателей районных организаций, депутатов – пытался подбить их покинуть фракцию, все говорил, что желающих то ли семь, то ли пять. И я решил поднять этот вопрос на бюро, проверить, эти слухи достоверны или нет. И я не стал обвинять, говорить: «Вот, я слышал от того-то и того-то». Я сказал: «Прошу каждого из вас сказать, обращался ли к вам Шалару». Все, кто там был, и члены бюро, и депутаты, и министры, и другие – всего человек 30, сказали открыто: «Да, он к нам обращался и предлагал уйти». И что это идея из Бухареста.

И в Бухаресте одному члену партии, нашему коллеге, сказали, когда он встречался с Йоханнисом и там дали понять, дескать, все, что здесь нужна правая партия, что Гимпу – труп, и Дорин Киртоакэ тоже политический труп, что кандидатов четверо, но из этих четырех только он остался потенциальным председателем. И я, разумеется, не мог этого допустить. Поэтому мы приняли решение – за нарушение устава фракции и партии отозвать политическую поддержку министра Шалару. В субботу состоится совет, где мы обсудим, останется Шалару вице-председателем формирования или нет. Потому что решение об отзыве политической поддержки принимает бюро, по уставу, а решение по должности первого заместителя – исключительная компетенция совета.

Унионистское течение разгорается и будет гореть, пока горит факел Либеральной партии

Свободная Европа: Насколько сплоченной остается фракция либералов в законодательном органе, и насколько сильна сейчас ЛП в целом?

Михай Гимпу: Спросите любого члена – Шалару партией не очень интересовался. Если вы заметили, он занимался пиаром. Ни в кампании, ни до кампании… Партия никогда не зависела от Анатола Шалару, мы как были сильны, такими и остаемся. И мы это доказали. Он пытался изворачиваться, не признавать, дескать, «я лишь обсуждал созыв чрезвычайного съезда». Предположим, но если речь о созыве съезда, почему не обсуждать этот вопрос на бюро, коль ты уверен, что это необходимо? Аргументировано, открыто перед всеми – но почему за спиной?

И как мы можем знать, что действительно обсуждался созыв съезда? И как быть с тем, что говорят люди? Нечего было обсуждать этот вопрос исподтишка, у нас для этого есть политбюро, которому решать – нужен съезд или нет, есть ли необходимость во внешнем аудите? Где это видано, чтобы пришли другие партии, со стороны? Кто может провести аудит в партии? Кто? Путин, Медведев, Бэсеску, который сейчас его защищает? Мы сами решаем эти вопросы, обсуждаем, анализируем – и принимаем решения.

Вы заметили, все его интервью, – он словно не на земле, а Бог знает где, он то не знал, что говорит, то что не делает. Возможно, с ним что-то случилось. Мои отношения с ним – это одно, а партия – совсем другое.

Свободная Европа: Г-н Бэсеску назвал отзыв политической поддержки министра обороны большой ошибкой.

Михай Гимпу: Бэсеску пусть своей партией занимается, я в дела его партии не вмешиваюсь, и ему тоже нечего лезть в наши дела. Придет день, мне есть что сказать, но пока не хочу. Я, по сравнению с ним, более ответственный человек, я его уважаю как бывшего президента Румынии, и обо всех своих действиях я могу рассказать открыто.

А он путь занимается своим делом. И он тоже обвинял Шалару, когда призывал всех избирателей выйти на голосование, говорил: «Давайте, братья румыны, докажем, что нас больше чем 1,8%». И сколько набрала партия Бэсеску? Менее 1,8%.

Свободная Европа: Это значит, что унионистское течение гаснет?

Михай Гимпу: Нет. Унионистское течение разгорается и будет гореть, пока горит факел Либеральной партии – не Бэсеску, Шалару или кого-то еще, а Либеральной партии.

Свободная Европа: Г-н Гимпу, а когда Анатол Шалару будет исключен из состава правительства?

Михай Гимпу: В субботу состоится Республиканский совет.

Свободная Европа: Я спрашиваю – когда он будет исключен из состава правительства?

Михай Гимпу: Не знаю. Я ходатайствовал перед премьер-министром, как это предусмотрено Конституцией, а он уже должен выйти на президента Молдовы.

Хотел министерство транспорта – на тебе министерство транспорта, хотел оборонное ведомство – на тебе оборонное ведомство. Чего ему не хватало?

Свободная Европа: Если решение ЛП не приведет к отставке министра, как вы поступите?

Михай Гимпу: Последнее слово за партией. Они обязаны, и один, и второй, подчиниться решению партии, которая дала добро на его участие в правительстве. Так было всегда – и так есть. В противном случае, они в сговоре. Посмотрим, не хочу предварять события.

Свободная Европа: Есть кандидаты вместо Шалару? Кто будет новым министром обороны?

Михай Гимпу: Мы не обсуждали этот вопрос.

Свободная Европа: Но он должен быть тоже со стороны ЛП?

Михай Гимпу: Мы не обсуждали этот вопрос. Да, тогда эта должность досталась ЛП. Но мы этот вопрос не рассматривали, потому что, поверьте, это решение далось мне нелегко, ведь мы друзья с 88-го года, дружим семьями, уже не говорю об остальном. Я всю ночь не спал, с большим трудом сделал этот шаг, но другого выхода не было.

Я не могу допустить, чтобы кто-то в очередной раз нанес удар по партии, не могу позволить, чтобы эта партия, которая взяла на себя определенные задачи и многое сделала в этом плане, была разрушена и осталась без фракции в парламенте. Не понимаю, с какой стати фракции распасться? Партия дала тебе должность, с 90-го года люди вообще не знали, где ты и что ты – депутат, трехкратный министр, четырехкратный…

Что хотел! – хотел министерство транспорта – на тебе министерство транспорта, хотел оборонное ведомство – на тебе оборонное ведомство. Чего ему не хватало? Что ему надо?

Свободная Европа: Накануне заседания Конституционного суда по утверждению результатов выборов в СМИ много говорилось о том, что вы сделали большой подарок Игорю Додону. Ведь это Игорь Додон заявил о намерении после инаугурации ходатайствовать перед г-ном Филипом об отставке Анатола Шалару.

Михай Гимпу: Г-н Додон никакого касательства к этому не имеет, наоборот, они все играли в пинг-понг, один с картиной, другой с чем-то другим – потому что и я умею читать между строк. Меня не интересует ни Додон, ни Шалару, после всего, что он сделал. Меня интересует Либеральная партия, на которую я положил свою жизнь, и мои коллеги. Это партия румынского дела, за которую боролись поколения.

Свободная Европа: После случившегося вы допускаете реформирование парламентского большинства без участия г-на Гимпу?

Михай Гимпу: Если такое решение примет ДПМ, это ее дело. Сегодня я ответить на этот вопрос не могу. Мы встречаемся, работаем, есть и результаты, мы восстановили доверие партнеров, есть соглашение с МВФ, с европейскими партнерами, они оказывают нам финансовую и политическую поддержку.

Сейчас я в Страсбурге, за заседание Совета РМ-ЕС, где будет дана оценка выполнению Соглашения об ассоциации в этом году. Так что дела в этом отношении идут нормально. Но если они решат – их дело, нас уже отстраняли от власти. И мы не умерли ни тогда, не умрем и сейчас. Как говорят, что ни делается – делается к лучшему. Поживем – увидим. Сегодня не могу утверждать, что нас готовятся отстранить от власти.

Свободная Европа: Какую роль играет и может играть в дальнейшем Либеральная партия, ее фракция в мажоритарной коалиции?

Михай Гимпу: Без нас ничего не решается. Без голоса ЛП в парламенте никакой закон не принимается, не проводятся реформы, не выполняется план действий, не выполняется Соглашение об ассоциации, не устраняются недоработки. Иными словами, мы все делали вместе. Мы в коалиции еженедельно проводили заседания, где мы обсуждаем все вопросы, планируем дальнейшие действия, разрабатываем проекты, планы мер с тем, чтобы идти, шаг за шагом, к намеченной цели. И, слава Богу, план действий выполнен где-то на 90%.

Так что люди поняли – эта коалиция, при всем неоднозначном подходе к ней, сделала больше, чем все, которые декларировали себя проевропейскими. Спокойно и тихо, без суеты и ссоры.

А с чего вы взяли, что мы отвернулись от этой идеи? Шалару сказал? Присоединение НАТО в устав занес Михай Гимпу

Свободная Европа: ЛП все еще считает целесообразным сближение Республики Молдова с Североатлантическим альянсом?

Михай Гимпу: Простите, не понял вопроса…

Свободная Европа: ЛП продолжает считать, что сближение Молдовы с НАТО – хорошая идея? Что идея североатлантической интеграции – спасательный круг для страны?

Михай Гимпу: А с чего вы взяли, что мы отвернулись от этой идеи? Шалару сказал? Что он, якобы, продвигал НАТО? Присоединение НАТО в устав занес Михай Гимпу, потому что он и устава-то не представил никакого, дал только печать. И с тех самых пор, как я возглавил партию, присутствует линия на интеграцию в НАТО.

Он должен был говорить в предвыборной кампании об объединении, а не о НАТО, а он не говорил ни о том, ни о другом. Занимался собственным пиаром и работал против ЛП

И сейчас, когда мы говорили об объединении, это не значит, что мы против НАТО. Напротив, «униря» позволяет интегрировать в НАТО и Евросоюз. И коль скоро мы в партии решили продвигать «унирю», о НАТО и говорить не приходится, сегодня Молдова, как никогда, нуждается в НАТО. Да, это ясно. Для меня это было ясно с самого начала, с 90-х годов, а он только в этом году проснулся, с тех пор, как стал министром обороны. Сожалею, мне не хочется его критиковать. Но не надо приписывать себе чужие заслуги.

Мы шли на выборы 2014 года под каким лозунгом? «С ЛП – в НАТО и ЕС». Как можно говорить, что ты пришел и вынес на первый план интеграцию с НАТО? Это сколько наглости и бесстыдства надо иметь?! Сейчас он должен был говорить в предвыборной кампании об объединении, а не о НАТО, а он не говорил ни о том, ни о другом. Занимался собственным пиаром и работал против ЛП, работал на раскол партии. Кто ему приказал, по чьему распоряжению он так поступал – разберемся. Видите, уже и на заседаниях он записывает разговор и фальсифицирует его.

Это как во времена КГБ, сидишь на заседании и записываешь все, потом предаешь гласности то, о чем там шла речь – да еще в искаженном виде. Как ему не стыдно… Как так получилось? Я думал, мы избавились от таких… но Бог оставил еще кого-то рядом со мной. Но, надеюсь, на сей раз мы навсегда избавились от всех «великих героев» 90-х годов.

XS
SM
MD
LG